Слайд 1Избранные задачи
курса информатики
для основной школы
Слайд 2Табличный способ
решения логических задач
Объекты двух классов могут находиться в отношении
взаимно-однозначного соответствия. Это значит, что:
в этих классах одинаковое количество объектов;
каждый объект первого класса связан заданным свойством только с одним объектом второго класса.
В соответствующей таблице типа ООО (объекты-объекты-один) в каждой строке и каждой графе будет находиться только одна 1 (один +), фиксирующая наличие связи между объектами.
Слайд 3Однажды в Артеке за круглым столом оказалось пятеро ребят родом из
Москвы, Санкт-Петербурга, Новгорода, Перми и Томска: Юра, Толя, Алёша, Коля и Витя.
Москвич сидел между томичем и Витей, санкт-петербуржец – между Юрой и Толей, а напротив него сидел пермяк и Алёша. Коля никогда не был в Санкт-Петербурге, а Юра не бывал в Москве и Томске, а томич с Толей регулярно переписываются.
Определите, в каком городе живёт каждый из ребят.
Слайд 5Однажды в Артеке за круглым столом оказалось пятеро ребят родом из
Москвы, Санкт-Петербурга, Новгорода, Перми и Томска: Юра, Толя, Алёша, Коля и Витя.
Москвич сидел между томичем и Витей, санкт-петербуржец – между Юрой и Толей, а напротив него сидел пермяк и Алёша. Коля никогда не был в Санкт-Петербурге, а Юра не бывал в Москве и Томске, а томич с Толей регулярно переписываются.
Слайд 7Однажды в Артеке за круглым столом оказалось пятеро ребят родом из
Москвы, Санкт-Петербурга, Новгорода, Перми и Томска: Юра, Толя, Алёша, Коля и Витя.
Москвич сидел между томичем и Витей, санкт-петербуржец – между Юрой и Толей, а напротив него сидел пермяк и Алёша. Коля никогда не был в Санкт-Петербурге, а Юра не бывал в Москве и Томске, а томич с Толей регулярно переписываются.
Слайд 9Ответ: Юра живёт в Новгороде,
Витя живёт в Санкт-Петербурге,
Толя живёт в Москве,
Алёша живёт в Томске,
Коля живёт в Перми.
Слайд 10Три подружки
Три подружки, Аня, Света и Настя, купили различные молочные коктейли
в белом, голубом и зеленом стаканчиках.
Ане достался не белый стаканчик, а Свете – не голубой. В белом стаканчике – не банановый коктейль. В голубой стаканчик налит ванильный коктейль. Света не любит клубничный коктейль.
Какой коктейль купила Настя и в каком стаканчике?
Слайд 11Заполняем таблицу
В белом стаканчике – не банановый коктейль. В голубой стаканчик
налит ванильный коктейль.
Слайд 12Заполняем таблицу
Ане достался не белый стаканчик, а Свете – не голубой.
Света не любит клубничный коктейль.
Ответ: Настя купила клубничный коктейль в белом стаканчике.
Слайд 13Решение задач с помощью графов
Любитель скейтборда.
Сергей - большой любитель скейтборда. Он
нередко заходит в магазин «Спорт», чтобы выяснить цены на некоторые товары.
В этом магазине можно купить полностью собранный скейтборд. Но можно купить:
платформу,
один комплект из 4 колёс,
один комплект из 2 держателей колёс,
комплект металлических и резиновых
деталей (подшипники, резиновые
прокладки, болты и гайки),
и собрать свой собственный скейтборд.
Слайд 15Вопросы
Сколько различных скейтбордов может собрать Сергей из предлагаемых составных частей?
Сколько
будет стоить самый дешевый скейтборд?
Сколько будет стоить самый дорогой скейтборд?
У Сергея 120 зедов, и он хочет собрать самый дорогой скейтборд, который может себе позволить за эти деньги. Какова стоимость и состав этого скейтборда?
Слайд 16 Для скейтборда можно выбрать одну из платформ, стоимостью 40,
60 или 65 зедов. На схеме это соответствует трём ветвям, исходящим из точки О.
Слайд 17 К любой из платформ можно выбрать один из двух вариантов
колёс, стоимостью 14 или 36 зедов.
Слайд 18В каждый комплект следует включить держатели для колёс по цене 16
зедов.
Слайд 19 В каждый комплект следует включить один из двух вариантов
металлических и резиновых деталей(10 или 20 зедов).
Слайд 20Анализ полученных результатов
Всего можно собрать 12 различных скейтбордов. Самый дешевый из
них будет стоить 80, а самый дорогой – 137 зедов.
Самый дорогой скейтборд, который может позволить себе Сергей, будет стоить 115 зедов и состоять из платформы за 65 зедов, колёс за 14 зедов, держателей для колёс за 16 зедов, комплекта металлических и резиновых деталей за 20 зедов.
Слайд 21Использование схем состава.
Посылка от бабушки
Слайд 22Бабушка прислала Ивану посылку с яблоками и грушами. Некоторые из этих
плодов были большими, остальные – маленькими. По цвету плоды тоже различались: часть плодов была жёлтого цвета, остальные – зелёного. Среди плодов не было ни маленьких груш, ни маленьких зелёных яблок. Яблок было 25, а груш – 17. Больших плодов было 32. Жёлтых плодов было 28. Зелёных яблок было на 2 больше, чем зелёных груш. Иван угостил этими плодами своих друзей. Больше всего ребятам понравились большие жёлтые яблоки.
Сколько было таких яблок?
Слайд 24Согласно условию задачи не было ни маленьких груш, ни маленьких зелёных
яблок :
Слайд 25 Так как маленьких груш не было, то все они
были большие и их было 17. Внесём эту информацию в схему:
Слайд 26Так как больших плодов было 32, то среди них было 15
больших яблок (32-17). Всего яблок было 25, значит, маленьких яблок 10, причём все они были жёлтого цвета.
Слайд 27Если жёлтых плодов 28, то зелёных – 14. А так зелёных
яблок на 2 больше, чем зелёных груш, то из уравнения х+х+2=14 получаем, что зелёных яблок 8, а груш 6.
Ответ: больших жёлтых яблок было 7.
Слайд 28Еще один способ!
Обозначим все множество фруктов кругом.
Разделим круг на две части:
верхней части круга будет соответствовать множество яблок, нижней – множество груш.
Я
Я
Г
Г
Слайд 29Вертикальная линия разделит круг на две части, соответствующие большим и маленьким
Слайд 30Цвет фруктов учтем, изобразив круг меньшего радиуса: его внутренняя область будет
соответствовать желтым, а внешняя – зеленым фруктам.
Я
Я
Г
Г
Слайд 31Отметим на этой схеме исходные данные:
Я
Я
Г
Г
Нет маленьких груш.
Нет маленьких зеленых яблок.
Всего
плодов 42:
32 больших и 10 маленьких.
10
Желтых плодов 28, зеленых – 14. Так как зеленых яблок на 2 больше, чем зеленых груш, то их 8, а груш – 6.
8
6
Вспомним, что яблок было 25:
25-10-8 = 7. Значит больших желтых яблок было 7!
7
Слайд 32Решение задач с помощью кругов Эйлера.
Любители спорта
Слайд 33В классе 35 учеников, каждый из которых любит футбол, волейбол или
баскетбол.
24 из них любят футбол, 18 – волейбол, 12 – баскетбол.
Кроме того, 10 учеников одновременно любят и футбол и волейбол, 8 – футбол и баскетбол, а 5 – волейбол и баскетбол.
Сколько учеников этого класса любят все три вида спорта?
Слайд 34 Пусть круг Ф, состоящий из частей I, IV, V
и VII, изображает учеников, любящих футбол, круг В (II, V, VI, VII) – учеников, любящих волейбол, круг Б (III, IV ,VI ,VII ) – учеников, любящих баскетбол.
Ф
Б
В
I
II
V
VII
IV
VI
III
Слайд 35 Всего в классе 35 учеников, и так как в
Ф – 24, в В – 18, в их общей части (V+VII) – 10, то в части III, соответствующей ученикам, увлекающимся только баскетболом, будет три человека: 35 - (24 + 28 – 10) = 3.
Ф
В
I
II
V
VII
IV
VI
III
3 чел.
Б
Слайд 36 Рассуждая аналогично найдем:
35 - (24 + 12 – 8)
= 7 – увлекаются только волейболом;
35 – (18 +12 – 5) = 10 – увлекаются только футболом.
Ф
В
I
10 чел.
II
7 чел.
V
VII
IV
VI
III
3 чел.
Б
Слайд 37Значит, 35 - (3 + 7 + 10) = 15 человек
увлекаются не менее чем 2-мя видами спорта.
Б
Ф
В
V
VII
IV
VI
Слайд 38Надо выяснить, сколько школьников в группе VII.
(V + VII) + (IV
+ VII) + (VI + VII) = 10 + 8 + 5 = 23;
IV+V+VI+VII=15;
VII+VII=23-15=8;
VII=4
Б
Ф
В
V
VII
IV
VI
Ответ: Четыре ученика любят все три вида спорта.
Слайд 39Алгоритмическая линия
Развитие мышления
Развитие мировоззрения учащихся
Формирование умений и навыков, полезных в
жизни, в учебе и в будущей профессиональной деятельности
задачи о переправах
задачи о разъездах
задачи о переливаниях
задачи о взвешиваниях
Слайд 40Методические приёмы
в беседе с учениками подробно обсуждается решение ключевой задачи;
ученикам
предлагаются одна или несколько задач, решение которых предполагает применение полученных знаний и умений в стандартной ситуации;
на заключительном этапе ученикам предлагается задача, решение которой предполагает применение полученных знаний и умений в новой ситуации;
в зависимости от уровня подготовленности учеников им могут быть предложены задачи разного уровня сложности;
для решения алгоритмических задач широко используются виртуальные лаборатории «Переправы», «Разъезды», «Переливания» и «Взвешивания»;
широко применяются разнообразные формы записи решений алгоритмических задач: описание на естественном языке; списки; таблицы; схемы; презентации; файлы с решением, полученным в виртуальной лаборатории.
Слайд 41Задачи о переправах
Два солдата подошли к реке, по которой на лодке
катаются двое мальчиков. Как солдатам переправиться на другой берег, если лодка вмещает только одного солдата либо двух мальчиков, а солдата и мальчика уже не вмещает?
Слайд 42Цепочка задач
Туристы (отец, мать и два брата-близнеца) должны переправиться через реку.
В их распоряжении есть маленькая лодка, вмещающая только одного взрослого или двоих детей. Как организовать самую скорую переправу, если и взрослые, и дети умеют грести?
Слайд 43Цепочка задач
На реке во время половодья оторвало от берега и унесло
большую лодку, на которой перевозили через реку окрестных жителей. У перевозчика осталась лишь одна маленькая лодка, на которой могут переправиться либо один взрослый, либо два мальчика, которые всегда помогали перевозчику переправлять народ. В это время к реке подошла партия землекопов. Поразмыслив немного, все землекопы ухитрились переправиться через реку именно на этой лодке. Как им удалось это сделать?
У причала стояла лодка, которая могла перевозить не больше двух человек. К реке подошли четверо, которым было необходимо переправиться на противоположный берег. Все они переправились через реку без посторонней помощи и продолжили свой путь, причем лодку поставили на тот же причал, откуда её и взяли. Возможно ли это?
Слайд 45От Кузнечика до …
3 – 2 способа (программы)
5, 7 – 2
способа
9 можно получить из 3 (2 сп.) + из 7 (2 сп.) – 4 способа
11, 13 – 4 способа
15, 14, 19 – 6 способов
21, 23, 25 – 8 способов