Презентация, доклад на тему Системно-деятельностный подход на уроках информатики

Содержание

“Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю”.Китайская мудростьСистемно-деятельностный подход

Слайд 1Системно-деятельностный подход на уроках информатики

Материал подготовлен учителем математики и информатики Мовсумовой

Н.П.
Системно-деятельностный подход на уроках информатикиМатериал подготовлен учителем математики и информатики Мовсумовой Н.П.

Слайд 2“Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю,

я делаю – я усваиваю”.
Китайская мудрость

Системно-деятельностный подход

“Я слышу – я забываю,  я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю”.Китайская мудростьСистемно-деятельностный

Слайд 3Системно-деятельностный подход
« В основе построения содержания федерального государственного образовательного стандарта

общего образования лежит системно-деятель-ностный (компетентностный) подход, который предполагает:  — формирование и развитие в ходе образова-тельного процесса качеств личности, отвечаю-щих потребностям «знаниевого» общества, инновационной экономики, демократического строя и многонационального, поликультурного и поликонфессионального российского общества;  Из проекта стандарта общего образования
Системно-деятельностный подход«  В основе построения содержания федерального государственного образовательного стандарта общего образования лежит системно-деятель-ностный (компетентностный) подход,

Слайд 4Системно-деятельностный подход
обеспечивает включение детей в деятельность: целеполагание и мотивация

осуществляется на этапе постановки учебной задачи;
прохождение всех необходимых этапов усвоения понятий, что позволяет существенно увеличить прочность знаний. 
учебные действия детей - на этапе "открытия" нового знания;
действия самоконтроля и самооценки - в ходе выпол-нения самостоятельной работы, которую дети прове-ряют здесь же в классе.
создает благоприятные условия для разноуровне-вого обучения и практической реализации всех дидактических принципов деятельностного подхода.
 
Системно-деятельностный подход  обеспечивает включение детей в деятельность: целеполагание и мотивация осуществляется на этапе постановки учебной задачи;

Слайд 5Системно-деятельностный подход
Всякий раз, составляя проект очередного занятия, наверное, каждый учитель задает

себе одни и те же вопросы:
как сформулировать цели урока и обеспечить их достижение;
какой учебный материал отобрать и как подверг-нуть его дидактической обработке;
какие методы и средства обучения выбрать;
как организовать собственную деятельность и деятельность учащихся;
как сделать, чтобы взаимодействие всех этих компонентов привело к определенной системе знаний и ценностных ориентаций.
Системно-деятельностный подходВсякий раз, составляя проект очередного занятия, наверное, каждый учитель задает себе одни и те же вопросы:как

Слайд 6Системно-деятельностный подход
Основной из главных задач учителя является организация учебной деятель-ности таким

образом, чтобы у учащихся сформировались потребности в осущест-влении творческого преобразования учебного материала с целью овладения новыми знаниями.
Для того, чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять учащимися, развивать их познавательную деятельность.
Системно-деятельностный подходОсновной из главных задач учителя является организация учебной деятель-ности таким образом, чтобы у учащихся сформировались потребности

Слайд 7Системно-деятельностный подход
Мне хочется рассказать о деятельностном подходе при формировании информационной компетент-ности

учащихся и с помощью небольших примеров показать, как я пытаюсь реализовать этот принцип на своих занятиях.
Этапы построения урока при системно-деятельностном подходе
1. Мотивация к учебной деятельности;
2. Актуализация и пробное учебное действие с предварительной демонстрацией;


Системно-деятельностный подходМне хочется рассказать о деятельностном подходе при формировании информационной компетент-ности учащихся и с помощью небольших примеров

Слайд 8Системно-деятельностный подход
3. Выявление места и причины затруднения;
4. Построение проекта выхода из

затруднения;
5. Реализация построенного проекта;
6. Первичное закрепление учебного действия с озвучиванием хода учебного действия;
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону;
8. Включение в систему знаний и повторение;
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Системно-деятельностный подход3. Выявление места и причины затруднения;4. Построение проекта выхода из затруднения;5. Реализация построенного проекта;6. Первичное закрепление

Слайд 9Системно-деятельностный подход
Главными задачами информатики, как образова-тельной науки, на современном этапе можно

счи-тать развитие алгоритмического мышления уча-щихся, а так же формирование умений работать в среде типовых прикладных программ. Это подра-зумевает то, что учащиеся знают и умеют приме-нять на практике общие приемы работы с компью-тером, вне зависимости от того, каким програм-мным продуктом они пользуются. С другой сторо-ны, обучение целесообразнее всего проводить на типовых программных продуктах – тех, с которыми ученик столкнется в своей повседневной жизни при работе с компьютером.
Системно-деятельностный подходГлавными задачами информатики, как образова-тельной науки, на современном этапе можно счи-тать развитие алгоритмического мышления уча-щихся, а

Слайд 10Системно-деятельностный подход
В практике обучения информатике учитель пользует-ся различными методами и способами

донесения как теоретической, так и практической информации до учащегося.
Отметим лишь некоторые из методов:
словесные;
наглядные;
демонстрационные;
алгоритмические.

Системно-деятельностный подходВ практике обучения информатике учитель пользует-ся различными методами и способами донесения как теоретической, так и практической

Слайд 11Системно-деятельностный подход
На занятиях большая часть учебного времени уделяется освоению различных программных

продуктов. Поскольку на современном этапе наиболее актуален деятельностный подход, то и в качестве метода обучения целесообразно выбрать демонстрационный метод. В предлагаемой мето-дике на каждом уроке применяются все вышеназ-ванные методы, однако основной упор сделан на демонстрацию и самостоятельную работу учащихся. В итоге, учащиеся в полной мере, а главное за ко-роткий срок, овладевают значительным объемом знаний, умений и навыков в работе с конкретными программными продуктами.
Системно-деятельностный подходНа занятиях большая часть учебного времени уделяется освоению различных программных продуктов. Поскольку на современном этапе наиболее

Слайд 12Системно-деятельностный подход
Обоснование

методики
Доподлинно известно, что еще советские методисты (в частности В.М. Брадис, В.В. Репьев) утверждали, что хорошее усвоение материала обеспечивается не многократным повторением и заучиванием, а активной работой над изучаемым материалом. На протяжении урока учащиеся успевают выслушать объяснение учителя по предлагаемой теме, посмотреть, как озвученный материал реализуется в конкретной изучаемой программе, попробовать самостоятельно поработать в программе над изучаемой темой. Такие приѐмы ведут к лучшему усвоению нового материала, поскольку каждый учащийся вовлечѐн в работу.
Системно-деятельностный подход         Обоснование методики   Доподлинно известно, что

Слайд 13Системно-деятельностный подход
Самостоятельная работа учащихся проходит как составная часть

урока. Мы объясняем и демонстрируем системы команд и последовательности их выполнения для достижения результата, а затем основное время уделяем самостоятельной работе с по-следующим комментарием и подведением итога.
Такой вид самостоятельной работы самый эффективный. Развивается память, способность воспроизводить, даже мыслить, но по определѐнным стандартам, по определенным логическим схемам. При обычной работе такого не достигается.
Системно-деятельностный подход   Самостоятельная работа учащихся проходит как составная часть урока. Мы объясняем и демонстрируем системы

Слайд 14Системно-деятельностный подход
При изучении графического редактора «Paint» в 5-м классе одна группа

на своих местах
чертит квадраты и окружности, а вторая группа за компьютерами строит квадраты и круги, пользуясь возможностями клавиши «Shift».




Затем группы меняются местами

Системно-деятельностный подходПри изучении графического редактора «Paint» в 5-м классе одна группа на своих местах чертит квадраты и

Слайд 15Тест: F:\Программа MyTest\MyTest\Информатика5 \Информа-тика 5 кл. Информация, информационные процессы .mtf
Информация, информационные

процессы. Информатика 5 класс
Автор: Ахметов Н.И.
Задание № 1
Вопрос:
Чтобы войти в программу "Блокнот" надо набрать:
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) -пуск - все программы - стандартные - Блокнот
2) - пуск - стандартные - Блокнот
3) - пуск - MS Office - Блокнот
4) - пуск - Блокнот

Системно-деятельностный подход

Тест: F:\Программа MyTest\MyTest\Информатика5 \Информа-тика 5 кл. Информация, информационные процессы .mtfИнформация, информационные процессы. Информатика 5 классАвтор: Ахметов Н.И.Задание

Слайд 16Системно-деятельностный подход

В 6-м классе при изучении темы «Двоичное кодирование» после объяснения

темы первая группа вручную переводит числа из десятичной системы счисления в двоичную, а вторая это же выполняет в программе «Калькулятор» и наоборот.

1710=
3510=
100112=
1110112=

Системно-деятельностный подходВ 6-м классе при изучении темы «Двоичное кодирование» после объяснения темы первая группа вручную переводит числа

Слайд 19
Вся структура работы, как уже отмечалось выше, сводится к принципу: послушал

→посмотрел →попробовал сделать сам.
Этап 1.
В начале урока учитель рассказывает о том, что будет сегодня изучаться на уроке.
Какое действие предстоит отрабатывать. Особый акцент делается на практическую значимость данных знаний. Например, при изучении текстового процессора Word (раздел «Графические возможности»).
Вся структура работы, как уже отмечалось выше, сводится к принципу: послушал →посмотрел →попробовал сделать сам.Этап 1.

Слайд 20
«После изучения подготовки текста обратимся к средствам работы с изображениями. Эти

знания потребуются в том случае, если вам предстоит иметь дело с предпечатной подготовкой докумен-тов на компьютере. Благодаря использованию графических возможностей текстового процессора «Word» значительно сокращается время на вставку в документ различных схем, небольших чертежей, графических элементов. Таким образом, документ становится не только более наглядным, но и профессионально законченным. Что же нужно, что бы воспользоваться графическими возможностями Word`а?
Обратите внимание на экран».
«После изучения подготовки текста обратимся к средствам работы с изображениями. Эти знания потребуются в том случае, если

Слайд 21
Учитель через мультимедиа-проектор или через локальную сеть (вывод на монитор каждого

ученика) демонстрирует графичес-кие возможности приложения. На экране последовательно создается макет визитной карточки. Во время демонстрации учитель кратко комментирует происходящее на экране. Основной упор делается на то, что бы показать базовые действия при создании макета визитной карточки. На всю работу и объяснения затрачивается примерно 5 минут.
Учитель через мультимедиа-проектор или через локальную сеть (вывод на монитор каждого ученика) демонстрирует графичес-кие возможности приложения. На

Слайд 22
Этап 2.
После того, как визитка закончена, учи-тель

говорит: «Таким образом, за неболь-шой промежуток времени мы смогли соз-дать законченную, готовую к печати работу – визитную карточку». Учащиеся получили представление о том, с чем им предстоит столкнуться на уроке, Услышали личност-ную значимость изучаемого материала и готовы приступить к практической части.

Этап 2.    После того, как визитка закончена, учи-тель говорит: «Таким образом, за неболь-шой промежуток

Слайд 23Системно-деятельностный подход

Строим рамку

Системно-деятельностный подходСтроим рамку

Слайд 24Системно-деятельностный подход


Строим прямоугольник

Системно-деятельностный подходСтроим прямоугольник

Слайд 25Системно-деятельностный подход


Используем прозрачную заливку

Системно-деятельностный подходИспользуем прозрачную заливку

Слайд 26Системно-деятельностный подход


Меняем цвет прямоугольника

Системно-деятельностный подходМеняем цвет прямоугольника

Слайд 27Системно-деятельностный подход


Вставляем фото, а затем текст

Системно-деятельностный подходВставляем фото, а затем текст

Слайд 28Системно-деятельностный подход


Визитка

Фамилия, имя, отчество
Адрес, телефон

Системно-деятельностный подходВизитка Фамилия, имя, отчествоАдрес, телефон

Слайд 29
В современной школе используют различные активные методы обучения. Одним

из таких методов является кейс-метод, однако он не очень широко распространен, тем более в случае, когда речь идет о преподавании информатики. Суть кейс-метода заключается в создании и комплектации специально разработанных учебно-методических материалов в специальный набор (кейс) и их передаче обучающимся. Каждый кейс представляет собой полный комплект учебно-методических материалов разработанных на основе производственных ситуаций, формирующих у обучающихся навыки самостоятель-ного конструирования алгоритмов решения произ-водственных задач.
В современной школе используют различные активные методы обучения. Одним из таких методов является кейс-метод, однако

Слайд 30
Наиболее эффективным представляется включение в обучение мультимедиа- и

видео-кейсов. Кейс-метод часто лучше всего ис-пользовать совместно с деловой игрой, так как он учит навыкам выработки стратегии поведения, а деловая игра вырабатывает навыки тактики поведения. Рассмотрим игру для учащихся 7 клас-сов: «Сбор сведений» по теме «Информационная модель объекта».
Игра: «Сбор сведений»
«Сейчас у нас в школе проходит сбор сведений об успеваемости школьников, сбор сведений для школьного медицинского кабинета, сбор сведений для классного руководителя. Директор школы обращается к Вам с просьбой помочь составить сведения о вашем классе».

Наиболее эффективным представляется включение в обучение мультимедиа- и видео-кейсов. Кейс-метод часто лучше всего ис-пользовать

Слайд 31
Учащиеся должны ориентироваться в теме «Инфор-мационная модель объекта» и

заблаговременно собрать сведения о своих одноклассниках. Детям нужно разделиться на три группы. На уроке должны присутствовать эксперты – это завуч школы, мед-сестра, классный руководитель. Каждая группа будет отвечать за составление определённой информа-ционной модели. Информационные модели должны быть представлены в табличной форме. Учитель раз-даёт комплекты материалов: каждой команде нужно собрать сведения и об успеваемости учеников для завуча, и сведений для медицинского кабинета, и сведений для классного руководителя.
Учащиеся должны ориентироваться в теме «Инфор-мационная модель объекта» и заблаговременно собрать сведения о своих одноклассниках.

Слайд 32
Таким образом, деловые игры и кейс-метод на уроках информатики позволяют решать

такие за-дачи, как: развитие интереса к информационным объектам, усиление мотивации учащихся к изуче-нию информатики, формирование информацион-но-коммуникативно-технологических навыков организации и представления информации, соз-дания информационного объекта на основе вну-треннего представления человека, передачи ин-формации и коммуникации, развитие социализа-ции. То есть на уроках информатики можно успеш-но реализовывать компетентностный подход с использованием кейс-метода обучения.
Таким образом, деловые игры и кейс-метод на уроках информатики позволяют решать такие за-дачи, как: развитие интереса к

Слайд 33Системно-деятельностный подход
При организации практической работы учащихся необходимо обеспечить дидактическими материалами с

учетом цели занятия, места и времени использования учебного задания.
Для комплексной оценки результатов реализации концепции на основе деятельностного подхода необходимо провести исследование различных показателей:
Показатели уровня обученности, отражающие степень сформированности познавательного компонента информационно-учебной деятельности, которые позволят оценить полноту знаний обучаемых. Этот показатель можно получить в результате тестирования как отношение количества правильных ответов к общему числу вопросов.
Системно-деятельностный подходПри организации практической работы учащихся необходимо обеспечить дидактическими материалами с учетом цели занятия, места и времени

Слайд 34Системно-деятельностный подход
Последовательная реализация деятельностного подхода повышает эффективность образования Об этом свидетельствует:
более

гибкое и прочное усвоение знаний учащимися,
возможность их самостоятельного движения в изучаемой области,
существенное повышение мотивации и интереса к учению у обучаемых,
возможность дифференцировать обучение без ущерба для усвоения единой структуры теоретических знаний,
значительно сокращается время обучения,
наблюдается прирост общекультурного и личностного потенциала обучающихся.
Системно-деятельностный подходПоследовательная реализация деятельностного подхода повышает эффективность образования Об этом свидетельствует: более гибкое и прочное усвоение знаний

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть