Слайд 1
Формирование УУД на уроке информатики в начальной школе
Слайд 2
Перед современной школой стоит задача формирования личности, готовой жить в стремительно
меняющемся мире, в условиях высокой неопределённости будущего. Умение учиться, т.е., способность ученика к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта определяется уровнем развития у ученика универсальных учебных действий.
Слайд 3Информатика как наука и как учебный предмет играет важную роль в
процессе формирования универсальных учебных действий. Совокупность формируемых действий на уроках информатики может быть перенесена на изучение других предметов с целью создания целостного информационного пространства знаний учащегося.
Слайд 4Информатика как предмет имеет ряд отличительных особенностей от других учебных дисциплин:
это - наличием специальных технических средств; каждый ученик имеет, с одной стороны, индивидуальное рабочее место, а с другой - доступ к общим ресурсам; ответы у доски практикуются значительно реже, чем на других уроках, зато больше приветствуются ответы с места (особые условия для развития коммуникативных УУД); на уроках информатики значительно активнее формируется самостоятельная деятельность учащихся, создание собственного, личностно-значимого продукта могут быть естественным образом организованы педагогом.
Слайд 6Эти особенности позволяют мне использовать различные методы и приёмы на своих
уроках. В процессе изучения курса «Информатики и ИКТ» (а это Горячев А.В. и Матвеева Н.В.) эффективно развивается целый ряд универсальных учебных действий. Рассмотрим некоторые из них.
Слайд 7Для формирования личностных УУД, эффективны не только уроки, но и предоставление
возможности проявить себя вне школьной учебы:
Создание комфортной здоровьесберегающей среды - знание правил техники безопасности в кабинете информатики, адекватная оценка пользы и вреда от работы за компьютером, умение организовать свое рабочее время, распределить силы и т.д.
Слайд 8Создание условий для самопознания и самореализации – компьютер является как средство
самопознания например: тестирование в режиме on-line, тренажеры, квесты; нахождение новых способов самореализации например: создание собственного сайта - самопрезентации в сети, публикации работ, получение авторитета в сетевом сообществе и т.п.
Слайд 9Наличие способности действовать в собственных интересах, получать, признание в некоторой области
- участие в предметных олимпиадах и конкурсах, завоевание авторитета в глазах одноклассников с помощью уникальных результатов своей деятельности.
Слайд 10Регулятивные УУД обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности. Умение ставить личные
цели, понимать и осознавать смысл своей деятельности. В деятельностной форме суть регулятивных действий можно представить так:
•умение принимать решение, брать ответственность на себя, например, быть лидером группового проекта;
•осуществлять индивидуальную образовательную траекторию.
Слайд 11В состав познавательных УУД можно включить:
• умение осуществлять планирование, анализ,
рефлексию, самооценку своей деятельности, например планирование собственной деятельности по разработке приложения, владение технологией решения задач с помощью компьютера, компьютерным моделированием.
умение выдвигать гипотезы, ставить вопросы к наблюдаемым фактам и явлениям.
умение работать со справочной литературой, инструкциями, например знакомство с новыми видами ПО, устройствами, анализ ошибок в программе.
умение оформить результаты своей деятельности, представить их на современном уровне - построение диаграмм и графиков, средства создания презентаций.
Слайд 12Развитие коммуникативных УУД происходить в процессе выполнения практических заданий, предполагающих работу
в паре, а также лабораторных работ, выполняемых группой.
Можно выделить следующие виды деятельности этого направления, характерные для уроков информатики:
владение формами устной речи - монолог, диалог, умение задать вопрос, привести довод при устном ответе, дискуссии, защите проекта.
Толерантность, умение строить общение с представителями других взглядов - существование в сетевом сообществе, телекоммуникации с удаленными собеседниками.
Слайд 13Необходимо не стихийное, а целенаправленное планомерное формирование универсальных учебных действий с
заранее заданными свойствами, такими как осознанность, разумность, высокий уровень обобщения и готовность применения в различных предметных областях, критичность, освоенность.
Формирование универсальных учебных действий обеспечивает переход от осуществляемой совместно и под руководством педагога учебной деятельности к деятельности самообразования и самовоспитания.
УУД - это… Умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.