Презентация, доклад по информатике Решение логических задач методом рассуждений. Загадки Эйнштейна

Содержание

Загадка Эйнштейна — известная логическая — известная логическая задача, по легенде созданная Альбертом Эйнштейном в годы его детства. Также бытует мнение, что она использовалась Эйнштейном для проверки кандидатов в ассистенты на способность к логическому мышлению.

Слайд 1
Метод рассуждений
в решении логических задач. Загадки Эйнштейна
МОУ «ЦО №2» г. Ясногорска

Тульской области

Учитель информатики
Николаева Елена Ивановна

Метод рассужденийв решении логических задач. Загадки ЭйнштейнаМОУ «ЦО №2» г. Ясногорска Тульской областиУчитель информатикиНиколаева Елена Ивановна

Слайд 2Загадка Эйнштейна — известная логическая — известная логическая задача, по легенде созданная Альбертом

Эйнштейном в годы его детства. Также бытует мнение, что она использовалась Эйнштейном для проверки кандидатов в ассистенты на способность к логическому мышлению.
Загадка Эйнштейна — известная логическая — известная логическая задача, по легенде созданная Альбертом Эйнштейном в годы его детства. Также

Слайд 3Классный руководитель пожаловался директору, что у него в классе появилась компания

из 3-х учеников, один из которых всегда говорит правду, другой всегда лжет, а третий говорит через раз то ложь, то правду. Директор знает, что их зовут Коля, Саша и Миша, но не знает, кто из них правдив, а кто – нет. Однажды все трое прогуляли урок астрономии. Директор знает, что никогда раньше никто из них не прогуливал астрономию. Он вызвал всех троих в кабинет и поговорил с мальчиками. Коля сказал: «Я всегда прогуливаю астрономию. Не верьте тому, что скажет Саша». Саша сказал: «Это был мой первый прогул этого предмета». Миша сказал: «Все, что говорит Коля, – правда». Директор понял, кто из них кто. Расположите первые буквы имен мальчиков в порядке: «говорит всегда правду», «всегда лжет», «говорит правду через раз». (Пример: если бы имена мальчиков были Рома, Толя и Вася, ответ мог бы быть: РТВ)
Классный руководитель пожаловался директору, что у него в классе появилась компания из 3-х учеников, один из которых

Слайд 4Решение (метод рассуждений):
во-первых, есть «точная» информация, которая не подвергается сомнению:
все трое

прогуляли урок астрономии в первый раз
запишем высказывания мальчиков:
Коля: 1. Я всегда прогуливаю астрономию.
2. Саша врет.
Саша: 1. Я в первый раз прогулял астрономию.
Миша: 1. Коля говорит правду.
известно, что один из них все время лжет, второй ­– говорит правду, а третий говорит правду через раз (то есть, из двух его высказываний одно истинно, а второе – ложно; если у нас есть только одно высказывание «полу-лжеца», оно может быть как истинным, так и ложным)
сопоставив первое высказывание Коли и высказывание Саши с «точной» информацией , сразу определяем, то тут Коля соврал, а Саша сказал правду; это значит, что второе высказывание Коли – тоже неверно, поэтому мальчик Коля всегда лжет
тогда один из оставшихся, Саша или Миша, говорит правду всегда, а второй – через раз
Мишино высказывание неверно, поскольку мы уже определили, что Коля лжет; это значит, что Миша не всегда говорит правду, он – «полу-лжец»
тогда получается, что Саша всегда правдив, и действительно, его высказывание верно
таким образом, верный ответ – СКМ (Саша – правдив, Коля – лжец, Миша – «полу-лжец» ).
Решение (метод рассуждений):во-первых, есть «точная» информация, которая не подвергается сомнению:все трое прогуляли урок астрономии в первый раззапишем

Слайд 5На одной улице стоят в ряд 4 дома, в каждом из

них живет по одному человеку. Их зовут Василий, Семен, Геннадий и Иван. Известно, что все они имеют разные профессии: скрипач, столяр, охотник и врач. Известно, что:
(1) Столяр живет правее охотника.
(2) Врач живет левее охотника.
(3) Скрипач живет с краю.
(4) Скрипач живет рядом с врачом.
(5) Семен не скрипач и не живет рядом со скрипачом.
(6) Иван живет рядом с охотником.
(7) Василий живет правее врача.
(8) Василий живет через дом от Ивана.
Определите, кто где живет, и запишите начальные буквы имен жильцов всех домов слева направо. Например, если бы в домах жили (слева направо) Кирилл, Олег, Мефодий и Пафнутий, ответ был бы КОМП.
На одной улице стоят в ряд 4 дома, в каждом из них живет по одному человеку. Их

Слайд 6Решение (метод рассуждений с таблицами):
из условий (1) и (2) следует, что

охотник живет не с краю, потому что справа от него живет столяр, а слева – врач;
скрипач по условию (3) живет с краю, он может жить как слева, так и справа от них:

по условию (4) скрипач живет рядом с врачом, поэтому он занимает крайний дом слева:

профессии жильцов определили, остается разобраться с именами
из условия (5) «Семен не скрипач и не живет рядом со скрипачом» следует, что Семен – охотник или столяр:

из условия (6) «Иван живет рядом с охотником» следует, что он – врач или столяр:

Решение (метод рассуждений с таблицами):из условий (1) и (2) следует, что охотник живет не с краю, потому

Слайд 7из условия (7) «Василий живет правее врача» определяем, что Василий –

охотник или столяр

из условия (8) «Василий живет через дом от Ивана» находим, что Иван – врач, а Василий –столяр:

тогда сразу получается, что Семен – охотник, а Геннадий должен занять оставшееся свободное место, он – скрипач:

таким образом, ответ ГИСВ.

из условия (7) «Василий живет правее врача» определяем, что Василий – охотник или столяриз условия (8) «Василий

Слайд 8Восемь школьников оставались в классе на перемене, и один из них

разбил окно. На вопрос директора, кто это сделал, были получены следующие ответы:
Егор: «Разбил Андрей»!
Света: «Вика разбила»!
Оля: «Разбила Света».
Миша: «Это кто-то с улицы»!
Надя: «Да, Оля права».
Коля: «Это либо Вика, либо Света»!
Андрей: «Ни Вика, ни Света этого не делали»!
Вика: «Андрей не бил»!
Кто разбил окно, если известно, что из этих высказываний истинно ровно три. Ответ запишите в виде первой буквы имени.
Восемь школьников оставались в классе на перемене, и один из них разбил окно. На вопрос директора, кто

Слайд 9Решение (табличный метод):
заметим, что по условию высказывание Миши («Это кто-то с

улицы») заведомо ложно, поскольку окно разбил кто-то из перечисленных детей, поэтому его можно вообще не учитывать
проще всего решить эту задачу с помощью таблицы; в первом столбце запишем все высказывания, а в остальных будем отмечать, истинно высказывание или ложно (1 или 0), если окно разбил ученик, имя которого записано в заголовке столбца
например, если предположить что окно разбил Егор, получается так:

видим, что истинны только два высказывания, а не три (как нужно по условию); следовательно, это не Егор

Решение (табличный метод):заметим, что по условию высказывание Миши («Это кто-то с улицы») заведомо ложно, поскольку окно разбил

Слайд 10строим таблицу для случаев, предполагая, что окно разбила Света, затем –

Оля и т.д.:

только в последнем столбце ровно три единицы (три высказывания истинны), поэтому окно разбила Вика;
таким образом, ответ – В.

строим таблицу для случаев, предполагая, что окно разбила Света, затем – Оля и т.д.: только в последнем

Слайд 11В школьном первенстве по настольному теннису в четверку лучших вошли девушки:

Наташа, Маша, Люда и Рита. Самые горячие болельщики высказали свои предположения о распределении мест в дальнейших состязаниях. Один считает, что первой будет Наташа, а Маша будет второй. Другой болельщик на второе место прочит Люду, а Рита, по его мнению, займет четвертое место. Третий любитель тенниса с ними не согласился. Он считает, что Рита займет третье место, а Наташа будет второй. Когда соревнования закончились, оказалось, что каждый из болельщиков был прав только в одном из своих прогнозов. Какое место на чемпионате заняли Наташа, Маша, Люда, Рита? (В ответе перечислите подряд без пробелов числа, соответствующие местам девочек в указанном порядке имен.)
В школьном первенстве по настольному теннису в четверку лучших вошли девушки: Наташа, Маша, Люда и Рита. Самые

Слайд 12На перекрестке произошло дорожно-транспортное происшествие, в котором участвовали автобус (А), грузовик

(Г), легковой автомобиль (Л) и маршрутное такси (М). Свидетели происшествия дали показания инспектору ГИБДД. Первый свидетель считал, что первым на перекресток выехал автобус, а маршрутное такси было вторым. Другой свидетель полагал, что последним на перекресток выехал легковой автомобиль, а вторым был грузовик. Третий свидетель уверял, что автобус выехал на перекресток вторым, а следом за ним – легковой автомобиль. В результате оказалось, что каж­дый из свидетелей был прав только в одном из своих утверждений. В каком порядке выехали машины на перекресток? В ответе перечислите подряд без пробелов первые буквы названий транспортных средств в порядке их выезда на перекресток, например АМЛГ.
На перекрестке произошло дорожно-транспортное происшествие, в котором участвовали автобус (А), грузовик (Г), легковой автомобиль (Л) и маршрутное

Слайд 13На одной улице стоят в ряд 4 дома, в каждом из

них живет по одному человеку. Их зовут Алексей, Егор, Виктор и Михаил. Известно, что все они имеют разные профессии: рыбак, пчеловод, фермер и ветеринар. Известно, что
(1) Фермер живет правее пчеловода.
(2) Рыбак живет правее фермера.
(3) Ветеринар живет рядом с рыбаком.
(4) Рыбак живет через дом от пчеловода.
(5) Алексей живет правее фермера.
(6) Виктор – не пчеловод.
(7) Егор живет рядом с рыбаком.
(8) Виктор живет правее Алексея.
Определите, кто где живет, и запишите начальные буквы имен жильцов всех домов слева направо. Например, если бы в домах жили (слева направо) Кирилл, Олег, Мефодий и Пафнутий, ответ был бы КОМП.
На одной улице стоят в ряд 4 дома, в каждом из них живет по одному человеку. Их

Слайд 14На одной улице стоят в ряд 4 дома, в которых живут

4 человека: Иван, Борис, Михаил и Андрей. Известно, что каждый из них владеет ровно одной из следующих профессий: Врач, Учитель, Слесарь и Парикмахер, но неизвестно, кто какой и неизвестно, кто в каком доме живет. Однако, известно, что:
(1) Слесарь живет левее Учителя
(2) Парикмахер живет правее Учителя
(3) Врач живет с краю
(4) Врач живет рядом с Парикмахером
(5) Борис не Врач и не живет рядом с Врачом
(6) Андрей живет рядом с Учителем
(7) Иван живет левее Парикмахера
(8) Иван живет через дом от Андрея
Выясните, кто какой профессии, и кто где живет, и дайте ответ в виде пар заглавных букв «Профессия-Имя», разделенных запятыми, в порядке слева направо. Например, если бы в домах жили (слева направо) Врач Константин, Учитель Николай, Слесарь Роман и Парикмахер Олег, ответ был бы: ВК,УН,СР,ПО.
На одной улице стоят в ряд 4 дома, в которых живут 4 человека: Иван, Борис, Михаил и

Слайд 15Пять человек (Артур, Максим, Настя, Олег и Рита) убирались в кабинете.

Когда учитель их спросила, кто догадался протереть подоконники, ученики ответили следующее:
Максим: «Ни я, ни Олег подоконники не мыли».
Артур: «Их помыли Максим или Настя».
Рита: «Один из ребят сказал правду, а другой обманул».
Олег: «Нет, Рита, ты не права».
Настя: «Это был Олег».
Учитель знает, что трое учеников всегда говорят правду, а двое лгут. Кто протер подоконники?
(В ответе укажите имя ученика).
Пять человек (Артур, Максим, Настя, Олег и Рита) убирались в кабинете. Когда учитель их спросила, кто догадался

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть