Презентация, доклад по информатике на тему Методика В.Ф. Шаталова

Содержание

Шаталов Виктор Фёдорович

Слайд 1Методика Шаталова В.Ф.




Редакцию и переработку выполнил:
Учитель информатики Глушков Н.В. МОУ СОШ №

15 г. Подольск МО
2016 г.
Методика Шаталова В.Ф.Редакцию и переработку выполнил:Учитель информатики Глушков Н.В. МОУ СОШ № 15 г. Подольск МО

Слайд 2Шаталов Виктор Фёдорович

Шаталов Виктор Фёдорович

Слайд 3Девиз Педагога
Все дети способны успешно овладеть школьной программой

Девиз ПедагогаВсе дети способны успешно овладеть школьной программой

Слайд 4Методы обучения

Методы обучения

Слайд 5Блок –схема работы по технологии уровневой дифференциации обучения на уроках информатики

Блок –схема работы по технологии уровневой дифференциации обучения на уроках информатики

Слайд 6Основа методики
Первый этап — развернутое, образно-эмоциональное объяснение учителем материала (создание блока вопросов).


Второй этап — сжатое изложение учебного материала по опорному плакату озвучивание, расшифровка закодированного с помощью разнообразных символов основных понятий и логических взаимосвязей между ними.
Основа методикиПервый этап — развернутое, образно-эмоциональное объяснение учителем материала (создание блока вопросов). Второй этап — сжатое изложение учебного материала

Слайд 7 Этапы урока

Этапы урока

Слайд 8Основа методики
Третий этап — изучение опорных сиг­налов, которые получает каждый ученик и

вклеивает их в свои альбомы.
Четвертый этап — работа с учебником и листом опорных сигналов в домашних условиях.
Пятый этап — письменное воспроизведение опорных сигналов на следующем уроке.
Основа методикиТретий этап — изучение опорных сиг­налов, которые получает каждый ученик и вклеивает их в свои альбомы.Четвертый этап —

Слайд 9Пример структуры урока

Пример структуры урока

Слайд 10Основа методики
Шестой этап — ответы по опорным сигналам
Седьмой этап — постоянное повторение и

углубление ранее изученного материала (организация взаимопомощи — «педагогический десант» — не только между одноклассниками, но и между старшими и младшими ребятами).
Основа методикиШестой этап — ответы по опорным сигналам Седьмой этап — постоянное повторение и углубление ранее изученного материала (организация взаимопомощи

Слайд 11Опорные сигналы. Методика создания.
Опорный сигнал – набор ассоциативных ключевых слов, знаков

и других опор для мысли, расположенных особым образом, заменяющий некое смысловое значение.

Он способен мгновенно восстанавливать в памяти известную ранее и понятную информацию.


Опорные сигналы. Методика создания.Опорный сигнал – набор ассоциативных ключевых слов, знаков и других опор для мысли, расположенных

Слайд 14Опорный конспект
Опорный конспект – система опорных сигналов, имеющих структурную связь

и представляющих собой наглядную конструкцию, замещающую систему значений, понятий, идей как взаимосвязанных элементов.

Опорный конспект требует точной и понятной расшифровки. Красочные, многообразные, необычные, опорные сигналы притягивают, создают игровую, непринуждённую обстановку при обучении, побуждают к активному познанию, обеспечивает целостность, системность, осмысленность представлений об основных закономерностях и понятиях в их взаимосвязях.
Опорный конспект Опорный конспект – система опорных сигналов, имеющих структурную связь и представляющих собой наглядную конструкцию, замещающую

Слайд 17Основные требования, которым должны отвечать опорные сигналы
Лаконичность
Структурность
Наличие смысловых акцентов
Автономность
Ассоциативность и образность
Доступность

воспроизведения от руки
Цветовая наглядность
Основные требования, которым должны  отвечать опорные сигналыЛаконичностьСтруктурностьНаличие смысловых акцентовАвтономностьАссоциативность и образностьДоступность воспроизведения от рукиЦветовая наглядность

Слайд 181. Лаконичность
Запоминание материала облегчается за счёт подключения зрительной памяти.
Часть сигналов

может быть окрашена в яркие цвета.
Ещё один полезный приём при составлении опорных сигналов – использование удобно-читаемых аббревиатур.

1. ЛаконичностьЗапоминание материала облегчается за счёт подключения зрительной памяти. Часть сигналов может быть окрашена в яркие цвета.

Слайд 202. Структурность
В сигнале используются связки, логические блоки, объединённые стрелками, линиями, границами

и пр.
Обучение с помощью опорных сигналов развивает системность мышления, разделать обще и главное, выделять причинно следственные связи.
Всё эти навыки развиваются у обучаемого незаметно для него – просто в ходе изучения материала.

2. СтруктурностьВ сигнале используются связки, логические блоки, объединённые стрелками, линиями, границами и пр.Обучение с помощью опорных сигналов

Слайд 223. Наличие смысловых акцентов
Выделение наиболее важных элементов опорного сигнала рамками, цветом,

оригинальным расположением символов и пр.

3. Наличие смысловых акцентовВыделение наиболее важных элементов опорного сигнала рамками, цветом, оригинальным расположением символов и пр.

Слайд 244. Автономность
Каждый из четырех-пяти блоков должен быть самостоятельным, понимаемым в независимости

от других блоков опорного сигнала.

4. АвтономностьКаждый из четырех-пяти блоков должен быть самостоятельным, понимаемым в независимости от других блоков опорного сигнала.

Слайд 265. Ассоциативность и образность
Должны возникать и запоминаться четкие ассоциации на опорный

сигнал и его элементы.
Смыслы разрабатываемых графических изображений опорных знаков должны легко распознаваться. Для этого изображения должны напоминать широко распространённые образы.
5. Ассоциативность и образностьДолжны возникать и запоминаться четкие ассоциации на опорный сигнал и его элементы. Смыслы разрабатываемых

Слайд 276. Доступность воспроизведения от руки
Обучаемые должны будут по памяти на оценку

воспроизводить разобранные на занятии опорные сигналы.
Поэтому их исполнение должно быть выполнено в простой воспроизводимой от руки на бумаге, не высокохудожественной манере.

6. Доступность  воспроизведения от рукиОбучаемые должны будут по памяти на оценку воспроизводить разобранные на занятии опорные

Слайд 287. Цветовая наглядность
Запоминание материала облегчается за счёт подключения зрительной памяти.
Часть

сигналов может быть окрашена в яркие цвета.

Ещё один полезный приём при составлении опорных сигналов – использование удобно-читаемых аббревиатур.
7. Цветовая наглядностьЗапоминание материала облегчается за счёт подключения зрительной памяти. Часть сигналов может быть окрашена в яркие

Слайд 29Этапы работы по созданию опорного сигнала
Внимательно читайте главу или раздел

учебника (книги), вычленяя основные взаимосвязи и взаимозависимости смысловых частей текста.

Кратко изложите главные мысли в том порядке, в каком они следуют в тексте.

Сделайте черновой набросок сокращенных записей на листе бумаги.

Этапы работы по созданию  опорного сигнала Внимательно читайте главу или раздел учебника (книги), вычленяя основные взаимосвязи

Слайд 30Этапы работы по созданию опорного сигнала
Преобразуйте эти записи в графические, буквенные,

символические сигналы.

Объедините сигналы в блоки.

Обособьте блоки контурами и графически отобразите связи между ними.

Выделите значимые элементы цветом.
Этапы работы по созданию  опорного сигналаПреобразуйте эти записи в графические, буквенные, символические сигналы.Объедините сигналы в блоки.Обособьте

Слайд 31Принципы системы Шаталова
Обучение на высоком уровне сложности.
Бесконфликтность.
Быстрое движение вперед.
Открытые перспективы.
Сверхмногократное повторение.
Ведущая

роль теоретических знаний.
Гласность.
Принципы системы ШаталоваОбучение на высоком уровне сложности.Бесконфликтность.Быстрое движение вперед.Открытые перспективы.Сверхмногократное повторение.Ведущая роль теоретических знаний.Гласность.

Слайд 32Элементы системы Шаталова
организация сверхмногократного повторения
инспекция знаний
система оценки знаний
методика решения задач
опорные конспекты
спортивная

работа с детьми.

Элементы системы Шаталоваорганизация сверхмногократного повторенияинспекция знанийсистема оценки знанийметодика решения задачопорные конспектыспортивная работа с детьми.

Слайд 33Ни дня без игры  (1980)
Раскрывает перед наблюдательным педагогом – то, что

даёт игра в плане оценки творческих задатков детей, их находчивости, изобретательности, инициативности, не может дать никакой, даже самый лучший в методическом отношении урок.

Включитесь в игру! Доверьтесь ей!
Ни дня без игры  (1980)Раскрывает перед наблюдательным педагогом – то, что даёт игра в плане оценки творческих

Слайд 34Отметка – не цель (1989)
Оценка – очень тонкий и взрывоопасный инструмент,

требующий умного и умелого обращения.
Ученик не должен бояться ошибки, а тем более скрывать ее от себя и учителя.
Обнаружить ошибку может лишь думающий и знающий – это надо всегда подчеркивать.

Отметка – не цель (1989)Оценка – очень тонкий и взрывоопасный инструмент, требующий умного и умелого обращения.Ученик не

Слайд 35Учет и оценивание знаний (1989)
Каждая оценка, получаемая учеником, заносится на большой

лист – ведомость открытого учета знаний. Открыт и для родителей, но оперативной связи с семьей он не обеспечивает.
Экран успеваемости - сложенный вдвое лист плотной бумаги, по формату соответствующий тетради. Внутри столбиком – перечень учебных предметов (как в табеле успеваемости) и рядом с названием каждого – строчки клеточек для оценок
Учет и оценивание знаний (1989)Каждая оценка, получаемая учеником, заносится на большой лист – ведомость открытого учета знаний.

Слайд 36Учет и оценивание знаний (1989)
Учителю нет более необходимости выставлять оценки и

ставить свою подпись во избежание подделок.
Сообщать родителям о нерадивости и недисциплинированности ребят не приходится.
Записывать параграфы домашних заданий не нужно – они отпечатаны в брошюрах с опорными сигналами.
Номера упражнений для самостоятельной работы дома вынесены на отдельные листы.
Учет и оценивание знаний (1989)Учителю нет более необходимости выставлять оценки и ставить свою подпись во избежание подделок.Сообщать

Слайд 37Учет и оценивание знаний (1989)
В методике учета и оценивания знаний присутствуют

все психологические аспекты, характерные для игровых ситуаций.
Если же к этому добавить перспективу нового успеха, активно поддерживаемую родителями и учителями, то у ребят возникает отношение к учебной работе как к желанной, важной и посильной.
Следствие – стремительный рост результатов их труда.
Учет и оценивание знаний (1989)В методике учета и оценивания знаний присутствуют все психологические аспекты, характерные для игровых

Слайд 38Преимущества методики
Глубокое понимание теории
Экономия времени (материал собран в блоки)
У студентов появляется

желание использовать свои силы и знания на практике
Позволяет увеличить количество решаемых задач
Позволяет разобрать подробно и всесторонне типы и возможные пути решения
Преимущества методикиГлубокое понимание теорииЭкономия времени (материал собран в блоки)У студентов появляется желание использовать свои силы и знания

Слайд 39Автор данной презентации впервые познакомился с В.Ф. Шаталовым будучи на курсах

в Донецком Университете в восьмидесятых годах прошлого столетия. Я посетил его в школе , где он работал .

На память он нам коллегам подарил по школьной тетради с опорными конспектами своих учеников. Я с благодарностью к его таланту вспоминаю эту встречу и стараюсь на своих уроках использовать элементы урока В.Ф. Шаталова.
Автор данной презентации впервые познакомился с В.Ф. Шаталовым будучи на курсах в Донецком Университете в восьмидесятых годах

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть