Слайд 1ИНФОРМАЦИЯ И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ
Панова Наталья Александровна
МБОУ лицей №16 г. Ставрополя
Слайд 2Информация и информационные процессы в неживой природе
В физике информация
является мерой упорядоченности системы по шкале «хаос – порядок». Замкнутые системы стремятся с течением времени перейти из менее вероятного упорядоченного состояния в наиболее вероятное хаотическое состояние.
Слайд 3 В современном понимании Вселенная не является замкнутой системой.
Для нее характерны процессы усложнения структуры, сопровождающиеся повышением упорядоченности, а значит, и количества информации. Согласно теории Большого взрыва, так было с момента образования Вселенной. Первыми появились элементарные частицы, затем молекулы и более крупные соединения. Позже начали формироваться звезды. Все эти процессы характеризуются упорядочиванием структурных элементов
Размышляя над этим ученые 18 века сделали неправильный вывод - они решили, что всех нас ждет "тепловая смерть", т.к. все молекулы из которых состоят все объекты постепенно разлетаются и в конце концов все предметы превратятся в молекулярную кашу, а количество информации будет равно нулю. Другими словами они сказали, что информация в любой системе, которая предоставлена самой себе всегда стремится к нулю. Но их ошибка состояла в том, что информация стремится к нулю, а состояние системы к хаосу только в "закрытых"системах принадлежащих макромиру. Но в микромире и мегамире все обстоит иначе - в них порядок всегда возрастает, и количество информации растет.
Слайд 4Неживой мир можно грубо поделить на 3 мира:
Микромир - молекулы и атомы
Макромир -
объекты, соизмеримые с размером человека (книга, автомобиль, самолет, дом)
Мегамир - объекты планетарного масштаба (планеты, звезды, галактики)
Слайд 5Информация и информационные процессы в живой природе
В биологии информация
- мера сложности живого организма или молекул, из которых организмы состоят.
Все организмы живого мира являются открытыми системами.
Слайд 6 Более высокоразвитые организмы постоянно поедают
менее развитые, например растения потребляют из почвы минеральные вещества, а из воздуха углерод и под воздействием солнечной энергии внутри растения эти вещества образуют более длинные и сложные органические молекулы, а значит и информации в этих молекулах больше. В свою очередь сами растения поедаются жуками и червяками, внутри которых молекулы растений соединяются с другими молекулами и происходит дальнейшее их усложнение - опять же информация внутри молекулы возрастает. Черви поедаются животными, а животные поедаются человеком, а животные поедаются человеком.
Часть людей и животных умирает, но людей становится все больше, поэтому и общее количество информации в живой природе постоянно возрастает.
Биологи даже говорят, что живые организмы "питаются информацией", т.к. информация внутри них создается, накапливается, а затем передается другим, более сложным организмам.
Слайд 7Информационные сигналы и информационные процессы
Ни
один живой организм не может существовать и развиваться без информационных сигналов, которые он получает из окружающего мира и которые ему подсказывают куда идти, что есть и от кого прятаться. Такими сигналами для животных могут быть звук, свет, запах.
Живые организмы не могут существовать в одиночку, и многие виды животных обычно живут стадами, в которых постоянно происходит обмен информационными сигналами, которые позволяют отдельным членам этих групп между собой обмениваться информацией. Животные обмениваются позами, запахами, вспышками света. Обмен информацией между живыми организмами есть информационный процесс.
Слайд 8Генетическая информация
Важнейшим видом информации в
живом мире является генетическая информация. Эта информация необходима для размножения живых существ. Потомки живых существ должны быть почти точной копией своих родителей. Иначе постоянно происходило бы возникновение новых форм жизни и живой мир превратился бы в хаос. Для сохранения видовых признаков от родительского организма к дочернему передается молекула ДНК, в которой содержится вся информация о родителе. Молекула ДНК видна только под мощным микроскопом, но если ее расплести в линию, то она может быть метровой длины и содержать в себе "тонны" информации.
Слайд 9Вопросы для проверки
1. Приведите примеры перехода от хаоса к порядку (увеличение
информации) в окружающем мире.
2. Приведите примеры перехода от порядка к хаосу (уменьшение информации) в окуржающем мире.
3. Попробуйте объяснить своими словами почему чем меньше порядка в системе, тем меньше в ней информации и наоборот.
4. Приведите примеры увеличения информации в живой природе.
5. Приведите примеры получения, передачи и использования информации живыми организмами
6. Приведите пример информационного процесса в животном мире.
7. Для чего нужна генетическая информация.