Презентация, доклад по информатике на тему Информационная деятельность человека

Содержание

Вещественно-энергетическая иинформационная картина мира Давайте посмотрим вокруг себя и попробуем ответить на вопрос: - «С чем нам приходится иметь дело в повседневной жизни?»Во-первых, это множество материальных объектов: стул, одежда, пища, предметы и орудия труда, транспортные средства,

Слайд 1МОДУЛЬ 1 «Информационная
Деятельность человека»
Вещественно-энергетическая и информационная картина мира.
Информационное общество.

2.1. Информационные революции.
2.2. Развитие информационных технологий.
2.3. Характерные черты информационного общества.
2.4. Информационная культура.
Виды профессиональной информационной деятельности человека.
Правовая охрана и защита информации.
4.1. Правовая охрана программ и баз данных.
4.2. Электронная цифровая подпись.
4.3. Лицензионные, условно бесплатные и свободно распространяемые программы.
4.4. Защита информации.
МОДУЛЬ 1  «ИнформационнаяДеятельность  человека»Вещественно-энергетическая и информационная картина мира.Информационное общество.   2.1. Информационные революции.

Слайд 2Вещественно-энергетическая и
информационная картина мира
Давайте посмотрим вокруг себя и попробуем ответить

на вопрос: - «С чем нам приходится иметь дело в повседневной жизни?»

Во-первых, это множество материальных объектов: стул, одежда, пища, предметы и орудия труда, транспортные средства, растения, животные, люди.

Для обозначения всего разнообразия материальных объектов как единого целого в науке используется термин «вещество».

Во-вторых, это «энергия»: электрическая и тепловая энергия, механическая энергия движущегося тела, атомная энергия. Энергия нужна для того, чтобы ее потребитель мог совершать какую-то работу.

Например, электроэнергия позволяет работать компьютеру или мотору трамвая; тепловая энергия пара вращает турбину на электростанции; человек, принимая пищу, запасается энергией, без которой не может выполнять ни физическую, ни умственную работу.

Вещественно-энергетическая иинформационная картина мира Давайте посмотрим вокруг себя и попробуем ответить на вопрос: - «С чем нам

Слайд 3В третьих, это «информация». Информация – это сведения, знания, которые мы

получаем из книг, газет, радио, телевидения, от людей, с которыми общаемся. Изучение любого предмета в учебном заведении – это получение информации.

Таким образом, стала складываться информационная картина мира, которая рассматривает окружающий нас мир под информационным углом зрения, тем самым дополняя вещественно-энергетическую картину мира.

В середине XX века появилась новая наука – информатика.
Информатика – это наука, которая изучает структуру и общие свойства информации, а также информационные процессы в живой и неживой природе, обществе и технике.
Информатика включает в себя множество различных дисциплин, объединенных общим предметом изучения – информацией. К ним относятся:
теория информации;
кибернетика - наука о закономерностях процессов управления и передачи информации в машинах, живых организмах и обществе;
программирование;
математическая лингвистика;
теория алгоритмов и многие другие.
Развитию информатики послужило одно из самых значительных достижений XX века – создание электронно-вычислительных машин (ЭВМ).

В третьих, это «информация». Информация – это сведения, знания, которые мы получаем из книг, газет, радио, телевидения,

Слайд 4Человеческое общество по мере своего развития прошло этапы овладения веществом, затем

энергией, и, наконец, информацией.

Бурное развитие компьютерной техники и информационных технологий послужило толчком к развитию общества, построенного на использовании различной информации и получившего название информационного общества.

Человеческое общество по мере своего развития прошло этапы овладения веществом, затем энергией, и, наконец, информацией.Бурное развитие компьютерной

Слайд 52.1. Информационные революции
Информационные революции связаны с принципиально новыми изобретениями средств

и способов хранения, передачи и обработки информации.

2. Информационное общество

Информационное общество – это общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно высшей ее формы – знаний.

2.1.  Информационные революцииИнформационные революции связаны с принципиально новыми изобретениями средств и способов хранения, передачи и обработки

Слайд 62.2. Развитие информационных технологий
Информационная технология – совокупность массовых способов и приемов

накопления, передачи и обработки информации с использованием современных технических и программных средств.
2.2. Развитие информационных технологийИнформационная технология – совокупность массовых способов и приемов накопления, передачи и обработки информации с

Слайд 7Контрольные вопросы:
Что такое вещество, энергия, информация. Есть ли между ними связь?

Если нет, то почему? Если есть, то какая именно?
Что изучает наука информатика?
Что такое наука?
Что означает слово «информация» в переводе с латинского языка?
Что такое кибернетика?
Какое общество называют информационным?
С чем связаны информационные революции?
Назовите характерные черты каждой информационной революции.
Что такое информационная технология?
Охарактеризуйте каждый этап развития информационной технологии.

Контрольные вопросы:Что такое вещество, энергия, информация. Есть ли между ними связь?   Если нет, то почему?

Слайд 8Конспект М.1 п.1, 2 пп. 2.1 и 2.2, выполнить упражнение.


Упражнение
Впишите пропущенные

слова вещество, энергия, информация.
Вода, которую в древности использовали для совершения механической работы, до сих пор является хорошим источником …
Человеческое общество по мере своего развития прошло этапы овладения …, затем …, и, наконец, …
Мир стоит на трех китах - …, …, … Из … он слагается, … движется, … направляется.
На молекулярном уровне организации жизни организма проявляются обмен …, превращение …, а также передача наследственной …
Молекулы ДНК и РНК являются носителями ….
Моль – единица количества ….

Домашнее задание:

Конспект М.1 п.1, 2 пп. 2.1 и 2.2, выполнить упражнение.УпражнениеВпишите пропущенные слова вещество, энергия, информация.Вода, которую в

Слайд 9Выделяют характерные черты информационного общества:
приоритет информации по сравнению с

другими ресурсами;
информационная технология приобретет глобальный характер, охватывая все сферы деятельности человека;
формируется информационное единство всей человеческой цивилизации;
свободный доступ каждого человека к информационным ресурсам всей цивилизации;
реализованы гуманистические принципы управления обществом и воздействия на окружающую среду.

Однако прогнозируются и опасные тенденции:
растущее влияние на общество средств массовой информации;
вмешательство информационных технологий в частную жизнь людей и организаций;
проблема отбора качественной и достоверной информации;
многим людям трудно адаптироваться к среде информационного общества;
опасность разрыва между "информационной элитой" (людьми, занимающимися разработкой информационных технологий) и потребителями.

2.3. Характерные черты
информационного общества

Выделяют характерные черты информационного общества:  приоритет информации по сравнению с другими ресурсами;  информационная технология приобретет

Слайд 10Возрастание объема информации особенно стало заметно в середине XX в. Как

результат – информационный кризис (взрыв), когда:
появляются противоречия между ограниченными возможностями человека по восприятию и переработке информации и существующими мощными потоками информации;
существует большое количество избыточной информации, которая затрудняет восприятие полезной для потребителя информации;
возникают определенные экономические, политические и другие социальные барьеры, которые препятствуют распространению информации.

Переход от индустриального общества к информационному осуществляется, благодаря информатизации общества.
Информатизация общества – это процесс, при котором создаются условия, удовлетворяющие потребностям любого человека в получении необходимой информации (по закону РФ «Об информации, информатизации и защите информации» от 25 января 1995 года).
При компьютеризации общества основное внимание уделяется развитию и внедрению технической базы компьютеров, обеспечивающих оперативное получение результатов переработки информации и ее накопление.
При информатизации общества основное внимание уделяется комплексу мер, направленных на обеспечение полного использования достоверного, исчерпывающего и своевременного знания во всех видах человеческой деятельности.

Возрастание объема информации особенно стало заметно в середине XX в. Как результат – информационный кризис (взрыв), когда:

Слайд 112.4. Информационная культура
В период перехода к информационному обществу человек должен иметь

определенный уровень культуры по обращению с информацией.

Информационная культура – умение целенаправленно работать с информацией и использовать для ее получения, обработки и передачи компьютерную информационную технологию, современные технические средства и методы.

Информационная культура проявляется:
в конкретных навыках по использованию технических устройств;
в способности использовать в своей деятельности компьютерную информационную технологию;
в умении извлекать информацию из различных источников, представлять ее в понятном виде и уметь ее эффективно использовать;
во владении основами аналитической переработки информации;
в умении работать с различной информацией;
в знании особенностей информационных потоков в своей области деятельности.

2.4. Информационная культураВ период перехода к информационному обществу человек должен иметь определенный уровень культуры по обращению с

Слайд 12Виды профессиональной
информационной деятельности человека

Виды профессиональной информационной деятельности человека

Слайд 13Контрольные вопросы:
Какие выделяют характерные черты информационного общества?
Какие опасные тенденции прогнозируются в

информационном обществе?
Что такое информационный взрыв?
Что подразумевается под компьютеризацией общества?
Что подразумевается под информатизацией общества?
Что такое информационная культура?
Что предполагает информационная культура общества?
Перечислите виды профессиональной информационной деятельности человека.
Охарактеризуйте применение информатики и компьютерной техники в профессиональной деятельности человека.

Домашнее задание:

Конспект, М.1 п.2 пп. 2.3 и 2.4, п.3

Контрольные вопросы:Какие выделяют характерные черты информационного общества?Какие опасные тенденции прогнозируются в информационном обществе?Что такое информационный взрыв?Что подразумевается

Слайд 144. Правовая охрана и защита информации
4.1. Правовая охрана программ и баз

данных

Правовая охрана программ для ЭВМ и баз данных впервые в полном объеме введена в Российской Федерации Законом «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных», который вступил в силу 20 октября 1992 года.
Предоставляемая настоящим законом правовая охрана распространяется на все виды программ для компьютеров (в том числе на операционные системы и программные комплексы), которые могут быть выражены на любом языке и в любой форме.
Для признания и реализации авторского права на компьютерную программу не требуется ее регистрация в какой-либо организации. Авторское право на компьютерную программу возникает автоматически при ее создании.
Для оповещения о своих правах разработчик программы может, начиная с первого выпуска в свет программы, использовать знак охраны авторского права, состоящий из трех элементов:
буквы С в окружности или круглых скобках;
наименования (имени) правообладателя;
года выпуска программы.
Автору программы принадлежит исключительное право на воспроизведение и распространение программы любыми способами, а также на осуществление модификации программы.

4. Правовая охрана и защита информации4.1. Правовая охрана программ и баз данныхПравовая охрана программ для ЭВМ и

Слайд 154.2. Электронная цифровая подпись
Электронная цифровая подпись в электронном документе признается юридически

равнозначной подписи в документе на бумажном носителе.
В 2002 году был принят Закон «Об электронной цифровой подписи», который стал законодательной основой электронного документооборота в России.
При регистрации электронной цифровой подписи в специализированных центрах корреспондент получает два ключа: секретный и открытый.
Секретный ключ хранится на дискете или смарт-карте и должен быть известен только самому корреспонденту.
Открытый ключ должен быть у всех потенциальных получателей документов и обычно рассылается по электронной почте.
Процесс подписания электронного документа состоит в обработке с помощью секретного ключа текста сообщения. Далее зашифрованное сообщение посылается по электронной почте абоненту. Для проверки подлинности сообщения и электронной подписи абонент использует открытый ключ.
4.2. Электронная цифровая подписьЭлектронная цифровая подпись в электронном документе признается юридически равнозначной подписи в документе на бумажном

Слайд 164.3. Лицензионные, условно бесплатные
и свободно распространяемые программы
Программы по их юридическому

статусу можно разделить на три большие группы: лицензионные, условно бесплатные (shareware) и свободно распространяемые программы (freeware).
Дистрибутивы лицензионных программ (дискеты или диски CD-ROM, с которых производится установка программ на компьютеры пользователей) распространяются разработчиками на основании договоров с пользователями на платной основе. В соответствии с лицензионным соглашением разработчики программы гарантируют ее нормальное функционирование в определенной операционной системе и несут за это ответственность
Некоторые фирмы-разработчики программного обеспечения предлагают пользователям условно бесплатные программы в целях их рекламы и продвижения на рынке ПО. Пользователю предоставляется версия программы с ограниченным сроком действия (после истечения указанного срока программа перестает работать, если за нее не произведена оплата) или версия программы с ограниченным функциональными возможностями (в случае оплаты пользователей сообщается код, включающий все функции).
Многие производители программного обеспечения и компьютерного оборудования заинтересованы в широком бесплатном распространение программного обеспечения. К таким программным средствам можно отнести следующие:
новые недоработанные версии программных продуктов (это позволяет провести их широкое тестирование);
программные продукты, являющиеся частью новых технологий, (позволяет завоевывать рынок);
дополнение к раннее выпущенным программам, исправляющие найденные ошибки или расширяющие возможности;
драйверы к новым устройствам или улучшенные драйверы к уже существующим.
4.3. Лицензионные, условно бесплатные и свободно распространяемые программыПрограммы по их юридическому статусу можно разделить на три большие

Слайд 174.4. Защита информации
Защита от нелегального копирования и использования
Программная защита для

предотвращения копирования дистрибутивных дискет может состоять в применении нестандартного форматирования. Кроме того, на дискете или CD-ROM может быть размещен закодированный программный ключ, без которого программа становится непригодной к работе и который теряется при копировании.
Аппаратную защиту от нелегального использования можно реализовать с помощью аппаратного ключа, который присоединяется обычно к параллельному порту компьютера.
Защита от несанкционированного доступа к информации
Для защиты от несанкционированного доступа к данным, хранящимся на компьютере, служат пароли. Компьютер разрешает доступ к своим ресурсам только к определенным информационным ресурсам. При этом возможна регистрация всех попыток несанкционированного доступа.
В настоящее время для защиты от несанкционированного доступа к информации все чаще используются биометрические системы идентификации: системы идентификации по отпечаткам пальцев, по радужной оболочке глаза, системы распознавания речи.
Защита дисков, папок и файлов
Каждый диск, папку и файл можно защитить от несанкционированного доступа: например, установить определенные права доступа (полный или только чтение), причем разные для различных пользователей.
4.4.  Защита информацииЗащита от нелегального копирования и использованияПрограммная защита для предотвращения копирования дистрибутивных дискет может состоять

Слайд 18Защита информации в Интернете

На серверах в Интернете размещается различная важная информация:

Web – сайты, файлы и т.д. Если компьютер подключен к Интернету, то в принципе любой пользователь, также подключенный к Интернету, может получить доступ к информационным ресурсам этого сервера. Он в состоянии изменить или заменить Web – страницу сайта, стереть или, наоборот, записать файл и т.д. Чтобы этого не происходило, доступ к информационным ресурсам сервера (его администрирование) производится по паролю.
Если сервер имеет соединение с Интернетом и одновременно служит сервером локальной сети (Интранет - сервером), то возможно несанкционированное проникновение из Интернета в локальную сеть. Во избежание этого устанавливается программный или аппаратный барьер между Интернетом и Интранетом с помощью брандмауэра (firewall). Брандмауэр отслеживает передачу данных между сетями, выявляет подозрительные действия и предотвращает несанкционированный доступ к данным.
Для защиты от компьютерных вирусов используются антивирусные программы.
Защита информации в ИнтернетеНа серверах в Интернете размещается различная важная информация: Web – сайты, файлы и т.д.

Слайд 19Контрольные вопросы:
В каком году вступил в силу закон РФ «О правовой

охране программ для электронно-вычислительных машин и баз данных»?
Что достаточно указать для признания авторского права на программу?
Что необходимо при регистрации электронной цифровой подписи?
В каком году был принят закон РФ «Об электронной цифровой подписи»?
На какие группы можно разделить программы по правовому статусу?
Что подлежит обмену и продаже на рынке информационных услуг?
Что устанавливают для защиты от нелегального копирования и использования программ?
Что используют для защиты от несанкционированного доступа к информации на компьютере?
Для чего устанавливают серийный номер на каждый дистрибутив?
Для чего устанавливают программный межсетевой экран?
Для чего устанавливают биометрические системы идентификации?

Домашнее задание:

Подготовиться к тестированию по модулю 1 пункты 1 – 4.

Контрольные вопросы:В каком году вступил в силу закон РФ «О правовой охране программ для электронно-вычислительных машин и

Слайд 20Фронтальный опрос по модулю
«Информационная деятельность человека»
Что такое вещество, энергия, информация.

Есть ли между ними связь?
Что изучает наука информатика?
Что означает слово «информация» в переводе с латинского языка?
Что такое кибернетика?
Какое общество называют информационным?
С чем связаны информационные революции?
Что такое информационная технология?
Охарактеризуйте каждый этап развития информационной технологии.
Какие выделяют характерные черты информационного общества?
Какие опасные тенденции прогнозируются в информационном обществе?
Что такое информационный взрыв?
Что подразумевается под компьютеризацией общества?
Что подразумевается под информатизацией общества?
Что такое информационная культура?
Охарактеризуйте применение информатики и компьютерной техники в профессиональной деятельности человека.
В каком году вступил в силу закон РФ «О правовой охране программ для электронно-вычислительных машин и баз данных»?
Что достаточно указать для признания авторского права на программу?
Что необходимо при регистрации электронной цифровой подписи?
В каком году был принят закон РФ «Об электронной цифровой подписи»?
На какие группы можно разделить программы по правовому статусу?
Что подлежит обмену и продаже на рынке информационных услуг?
Что устанавливают для защиты от нелегального копирования и использования программ?
Что используют для защиты от несанкционированного доступа к информации на компьютере?
Для чего устанавливают серийный номер на каждый дистрибутив?
Для чего устанавливают программный межсетевой экран?
Для чего устанавливают биометрические системы идентификации?
Фронтальный опрос по модулю «Информационная деятельность человека»Что такое вещество, энергия, информация. Есть ли между ними связь?Что изучает

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть