Презентация, доклад по информатике на тему Алгебра высказываний (10 класс)

Содержание

Алгебра высказываний (алгебра логики) -это математический аппарат, с помощью которого записывают, вычисляют и преобразовывают логические высказывания.Создателем математической логики является живший в ХIХ веке английский математик Джордж Буль, в честь которого эта алгебра названа булевой алгеброй

Слайд 1Алгебра высказываний

Алгебра высказываний

Слайд 2Алгебра высказываний (алгебра логики) -
это математический аппарат, с помощью которого записывают,

вычисляют и преобразовывают
логические высказывания.
Создателем математической логики является живший в ХIХ веке английский математик Джордж Буль, в честь которого эта алгебра названа булевой алгеброй высказываний или алгеброй логики.
В 20 веке алгебра логики стала математическим основанием работы ПК.
Алгебра высказываний  (алгебра логики) -это математический аппарат, с помощью которого записывают, вычисляют и преобразовывают логические высказывания.Создателем

Слайд 3Логическая переменная
это простое высказывание, содержащее только одну мысль.
Ее символическое обозначение

— латинская буква (например, A,B,X,Y).
Значением логической переменной могут быть только константы ИСТИНА и ЛОЖЬ (1 и 0).
Пример:
А=“6 — четное число”, A=1
D=“Рим — столица Франции”, D=0
Логическая переменная это простое высказывание, содержащее только одну мысль.Ее символическое обозначение — латинская буква (например, A,B,X,Y). Значением

Слайд 4составное высказывание, содержит несколько простых высказываний, соединенных между собой с помощью

логических операций

составное высказывание, содержит несколько простых высказываний, соединенных между собой с помощью логических операций

Слайд 5
Рассмотрим два простых высказывания
А=«Число 10-четное»,
В=«Число 10 –отрицательное»

В нашем случае первое

высказывание истинно (А = 1), а второе ложно (В = 0).

Рассмотрим два простых высказыванияА=«Число 10-четное», В=«Число 10 –отрицательное»В нашем случае первое высказывание истинно (А = 1), а

Слайд 6Логические операции - это логическое действие: конъюнкция, дизъюнкция и инверсия (базовые

лог. операции)
Логические операции - это логическое действие: конъюнкция, дизъюнкция и инверсия (базовые лог. операции)

Слайд 7Логические операции – импликация, эквивалентность (дополнительные лог. операции)

Логические операции – импликация, эквивалентность (дополнительные лог. операции)

Слайд 8Таблица истинности -
таблица, определяющая значение сложного высказывания при всех возможных значениях

простых высказываний
Таблица истинности -таблица, определяющая значение сложного высказывания при всех возможных значениях простых высказываний

Слайд 9Таблица истинности инверсии (логического отрицания)
«Неверно, что число 10 – четное» =

ЛОЖЬ,
«Неверно, что число 10 – отрицательное» = ИСТИНА

F(A)= Ā=0,
F(B)= B=1
Таблица истинности инверсии (логического отрицания)«Неверно, что число 10 – четное» = ЛОЖЬ, «Неверно, что число 10 –

Слайд 10Таблица истинности конъюнкции и дизъюнкции
«Число 10 четное и отрицательное» =

ЛОЖЬ F(A,B)= А ∧ В=0

«Число 10 четное или отрицательное» = ИСТИНА F(A,B)= А ∨ В=1

Таблица истинности  конъюнкции и дизъюнкции «Число 10 четное и отрицательное» = ЛОЖЬ   F(A,B)= А

Слайд 11Таблица истинности импликации и эквивалентности
«Если число 10 - четное, то является

отрицательным» = ЛОЖЬ
F(A,B)= А → В=0

«Число 10 - четное тогда и только тогда, когда отрицательно» = ЛОЖЬ
F(A,B)= А ↔ В=0

Таблица истинности  импликации и эквивалентности«Если число 10 - четное, то является отрицательным» = ЛОЖЬF(A,B)= А →

Слайд 12Примеры импликации
а) { Если 2x2 = 4, то через Смоленск протекает

Днепр}
б) {Если через Смоленск протекает Енисей, то 2x2 = 4}
в) {Если через Смоленск протекает Енисей, то 2x2 = 5}
г) {Если все ученики класса напишут контрольную работу по физике на отлично, то слоны в Африке живут}
д) {Если через Смоленск протекает Енисей, то все ученики класса напишут контрольную работу по физике на отлично}
е) {Если 2 х 2 = 4, то через Смоленск протекает Енисей}
ж) {Если через Смоленск протекает Днепр, то Луна сделана из теста}
Примеры импликацииа) { Если 2x2 = 4, то через Смоленск протекает Днепр}б)	{Если через Смоленск протекает Енисей, то

Слайд 13Примеры эквивалентности
Рассмотрим возможные значения сложного высказывания, являющегося эквивалентностью:
{Учитель утверждает, что

5 в четверти ученику он поставит тогда и только тогда, когда ученик получит 5 на зачете}.
а) Ученик получил 5 на зачете и 5 в четверти
б) Ученик не получил на зачете 5, и учитель не поставил ему 5 в четверти
в) Ученик не получил на зачете 5, но учитель поставил ему 5 в четверти
г) Ученик получил 5 на зачете, но учитель не поставил ему 5 в четверти

Примеры эквивалентностиРассмотрим возможные значения сложного высказывания, являющегося эквивалентностью: {Учитель утверждает, что 5 в четверти ученику он поставит

Слайд 14РЕШИМ ЗАДАЧИ:
Определите, в каком порядке необходимо вычислять значение логического выражения:
1) ¬

А & ¬ B
2) A & (B & C)
3) (A & B) ν (C & ¬ D)
4) A ν ¬ D ν B
5) A → (B ↔ ¬ A)

1

2

3

1

2

1

2

3

4

1

2

1

2

3

3

Приоритет логических операций:
() Операции в скобках
НЕ Отрицание
И логическое умножение
ИЛИ Логическое сложение
→ Импликация
↔ Эквивалентность

РЕШИМ ЗАДАЧИ:Определите, в каком порядке необходимо вычислять значение логического выражения:1) ¬ А & ¬ B2) A &

Слайд 15Вычисление логических выражений
Пример1.
Вычислить значение логического выражения
«(2·2=5 или 2·2=4}) и

(2·2 ≠ 5 или 2·2 ≠ 4)»

Обозначим
А=«2·2=5» – ложно (0)
В=«2·2=4» – истинно (1)
Тогда (А или В) и ( или )

Вычисление логических выраженийПример1. Вычислить значение логического выражения «(2·2=5 или 2·2=4}) и (2·2 ≠ 5 или 2·2 ≠

Слайд 16Задание 2. Определите истинность составного высказывания

состоящего из простых высказываний:
А={Принтер – устройство вывода информации}
В={Процессор – устройство хранения информации}
C={Монитор – устройство вывода информации}
D={Клавиатура – устройство обработки информации}

Определяем истинность составного высказывания:

А=1, В=0, С=1, D=0

Установим истинность простых высказываний:

Задание 2. Определите истинность составного высказывания

Слайд 17Задание 3. Найти значения логического выражения:
1)
2)
3)
4) (0V1)→(1&1)=
1→1=
1
5) (1&1V0)↔(¬1&1)=
1↔0 =
0
6) ¬((1→0)↔(1&1)V1)=
¬(0↔1)=

¬0=

1

Задание 3. Найти значения логического выражения:1)2)3)4) (0V1)→(1&1)=1→1=15) (1&1V0)↔(¬1&1)=1↔0 =06) ¬((1→0)↔(1&1)V1)= ¬(0↔1)= ¬0= 1

Слайд 18ПОСТРОЕНИЕ ТАБЛИЦЫ ИСТИННОСТИ
ПО ЛОГИЧЕСКОМУ ВЫРАЖЕНИЮ

Таблицу, показывающую, какие значения принимает сложное

высказывание при всех сочетаниях значений входящих в него простых высказываний (переменных), называют таблицей истинности сложного высказывания ( логической формулы).

По формуле логической функции легко рассчитать ее таблицу истинности, соблюдая приоритет логических операций и действия в скобках




ПОСТРОЕНИЕ ТАБЛИЦЫ ИСТИННОСТИ ПО ЛОГИЧЕСКОМУ ВЫРАЖЕНИЮТаблицу, показывающую, какие значения принимает сложное высказывание при всех сочетаниях значений входящих

Слайд 19Порядок действий:
Количество строк в таблице Q=2n, где n - количество

переменных (аргументов), здесь n = 3 (А, В, С) и тогда Q=23=8
2. Количество столбцов = число переменных + число операций (здесь 3+3=6 столбцов)
3. Выписать наборы входных переменных. Это удобнее сделать так:
разделить колонку значений первой переменной пополам и заполнить верхнюю половину 0, нижнюю половину 1.
разделить колонку значений второй переменной на 4 части и заполнить каждую четверть чередующимися группами 0 и 1 , начиная опять с группы 0.
продолжить деление колонок значений последующих переменных на 8, 16 и т.д. частей и заполнение их группами из 0 или 1 до тех пор, пока группы 0 и 1 не будут состоять из одного символа. (Можно заполнять все колонки, начиная с группы единиц.)
4. Провести заполнение таблицы истинности по столбикам, выполняя логические операции.

Пример. Построим таблицу истинности следующей функции:

Порядок действий: Количество строк в таблице Q=2n, где n - количество переменных (аргументов), здесь n = 3

Слайд 20Построим таблицу истинности для следующей функции:
1
1
1
1
0
0
0
0
0
0
1
0
0
0
1
0
0
0
1
0
1
1
1
1

Построим таблицу истинности для следующей функции: 111100000010001000101111

Слайд 21Задание. Построить таблицу истинности для следующих функций:


0
0
1
1
1
0
1
0
0
1
1
0
1
0
0


0
1
0
1

0
1
0
1
0
0
1

Задание. Построить таблицу истинности для следующих функций: 00111010011010001010101001

Слайд 22Равносильные логические выражения
Логические выражения, у которых последние столбцы в таблице истинности

совпадают, называются равносильными.
Знак «=» - равносильность.

и

0

1

1

1

1

0

1

0

0

0

0

0

0

1

1

1

1

0

0

0

Равносильные логические выраженияЛогические выражения, у которых последние столбцы в таблице истинности совпадают, называются равносильными. Знак «=» -

Слайд 23 Записать составное выражение
«(2·2=4 и 3·3=9) или (2·2≠4 и 3·3≠9)»

в форме логического выражения . Построить ТИ.

А =«2·2=4» - 1 В = «3·3=9» - 1. Тогда

1

0

0

0

0

1

1

0

1

0

0

1

1

0

0

0

1

0

0

0

Записать составное выражение «(2·2=4 и 3·3=9) или (2·2≠4 и 3·3≠9)» в форме логического выражения . Построить

Слайд 24Доказать, используя ТИ, равносильность логических выражений:
0
1
1
1
0
0
1
0
0
0
0
1
1
1
1
0
Что содержат таблицы истинности?
Какие логические выражения

называются равносильными?
Доказать, используя ТИ, равносильность логических выражений:0111001000011110Что содержат таблицы истинности?Какие логические выражения называются равносильными?

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть