Презентация, доклад по биологии Строение нервной системы (8 класс)

Содержание

Цель урока: повторить строение эндокринной системы, ее работу и нарушения в работе; изучить строение нервной системы и ее значение

Слайд 1Строение нервной системы и ее значение


8 класс
Литвин Анна Сергеевна
учитель химии и

биологии
МАОУ «СОШ» №36
г. Кемерово
Строение нервной системы и ее значение8 классЛитвин Анна Сергеевнаучитель химии и биологииМАОУ «СОШ» №36г. Кемерово

Слайд 2Цель урока: повторить строение эндокринной системы, ее работу и нарушения в

работе; изучить строение нервной системы и ее значение
Цель урока: повторить строение эндокринной системы, ее работу и нарушения в работе; изучить строение нервной системы и

Слайд 3Вопросы на повторение
Блиц-опрос
Какая железа регулирует деятельность всех других желез?

Какая железа расположена

в передней части гортани?

За что отвечает гормон соматотропин, какой железой он выделяется?

К какому заболеванию может привести недостаточная функция
щитовидной железы в детстве?

5. Какой гормон регулирует содержание глюкозы в крови? Какой железой он выделяется?

6. Какие гормоны называют гормонами-стресса? Какими железами они выделяются?

?

Вопросы на повторениеБлиц-опросКакая железа регулирует деятельность всех других желез?Какая железа расположена в передней части гортани?За что отвечает

Слайд 4Где находятся гипофиз и щитовидная железа.
(в «турецком седле» - особом углублении

костей черепа; на передней стенке гортани)

Какая это железа?
Каково ее основное назначение?
(тимус – вилочковая железа, вырабатывает лимфоциты для
иммунитета)


3. Почему в одних случаях увеличение интенсивности функций гипофиза приводит к гигантизму, а в других к акромегалии? С чем это связано?
(у детей трубчатые кости растут в длину, а у взрослых рост останавливается)

Вопросы на повторение

Где находятся гипофиз и щитовидная железа.(в «турецком седле» - особом углублении костей черепа; на передней стенке гортани)

Слайд 53.

Что это за железы?
Каково их основное назначение?
(уровень содержания кальция в организме)


4. Как влияет недостаток йода в почве на образование «зоба». Какие меры профилактики «зоба» используют?
(недостаток йода в продуктах питания приводит к разрастанию тканей щитовидной железы – зобу; к поваренной соли добавляют иодид калия)

Вопросы на повторение

3.               Что это

Слайд 65.Почему поджелудочную железу относят к железам смешанной секреции?
(вырабатывает пище­варительный сок –

внешняя секреция, выделяет в кровь гормон инсулин – внутренняя секреция)

6. В чем причина сахарного диабета?
(избыточная или недостаточная функция поджелудочной железы)

Вопросы на повторение

7. При стрессе в кровь выделяется гормон адреналин, под действием которого

1. кровеносные сосуды кожи сужаются, частота сердечных сокращений (ЧСС) растет, просвет бронхов увеличивается
2. кровеносные сосуды кожи расширяются, ЧСС падает, просвет бронхов увеличивается
3. кровеносные сосуды кожи расширяются, ЧСС растет, просвет бронхов сужается
4. кровеносные сосуды кожи сужаются, ЧСС падает, просвет бронхов увеличивается

1. кровеносные сосуды кожи сужаются, частота сердечных сокращений (ЧСС) растет, просвет бронхов увеличивается

5.Почему поджелудочную железу относят к железам смешанной секреции?(вырабатывает пище­варительный сок – внешняя секреция, выделяет в кровь гормон

Слайд 7спинной мозг,
головной мозг
ЦНС
нервы,
нервные узлы,
нервные сплетения,
нервные окончания

спинной мозг,головной мозгЦНСнервы,нервные узлы,нервные сплетения,нервные окончания

Слайд 8Нервная клетка - нейрон
Нервная ткань
основные свойства нейрона - возбудимость

и проводимость
Нервная клетка - нейрон Нервная ткань основные свойства нейрона - возбудимость и проводимость

Слайд 9- пространством между соседними нейронами (телами, аксонами или дендритами), в котором

осуществляется химическая передача нервного импульса с одного нейрона на другой

Синапсы

- пространством между соседними нейронами (телами, аксонами или дендритами), в котором осуществляется химическая передача нервного импульса с

Слайд 10ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС
Почему без доступа кислорода клетки головного мозга живут всего 2-3

минуты, а мышцы могут выдержать 1-1,5 часа?
ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОСПочему без доступа кислорода клетки головного мозга живут всего 2-3 минуты, а мышцы могут выдержать 1-1,5

Слайд 11Смешанные - способны проводить импульсы в обоих направлениях
Нервы (от лат. нервус

— струна)

- это аксоны, объединенные в пучки

Чувствительные - обеспечивают проведение импульсов от рецепторов в ЦНС. Их тела лежат за пределами ЦНС

Двигательные (исполнительные) - обеспечивают проведение импульсов из ЦНС в исполнительные органы. Их тела лежат в ЦНС

Вставочные – передают возбуждение с чувствительного на исполнительный нейрон. Эти нейроны лежат в пределах ЦНС

Смешанные - способны проводить импульсы в обоих направленияхНервы (от лат. нервус — струна) - это аксоны, объединенные

Слайд 12Например, солнечное сплетение, расположено в брюшной полости
Нервные сплетения
— это совокупность

нервных волокон различных нервов, иннервирующих кожный покров, скелетные мышцы и внутренние органы.
Например, солнечное сплетение, расположено в брюшной полостиНервные сплетения — это совокупность нервных волокон различных нервов, иннервирующих кожный

Слайд 13Типы нервной системы по анатомо-функциональному принципу
Соматическая
Вегетативная (автономная)
имеют центральную и

периферическую части

Регулирует работу скелетных мышц
Осуществляя связь организма с внешней средой
С ее помощью, по собственному желанию, мы можем управлять деятельностью скелетной мускулатуры.

Регулирует работу внутренних органов
Управляет активностью гладкой и сердечной мускулатурой и железами
Управляет реакциями обмена веществ
Работает непроизвольно.

Типы нервной системы по анатомо-функциональному принципуСоматическая Вегетативная (автономная) имеют центральную и периферическую частиРегулирует работу скелетных мышцОсуществляя связь

Слайд 14 Рецептор – нервное окончание, воспринимающее раздражение. Находятся в органах, мышцах, коже

и т. д.
Чувствительный нейрон, передающий импульс в ЦНС.
Вставочный нейрон, лежащий в ЦНС (головном или спинном мозге)
Исполнительный (двигательный) нейрон, передающий импульс к исполнительному органу или железе.    Соматические рефлекторные дуги осуществляют двигательные рефлексы. Вегетативные рефлекторные дуги координируют работу внутренних органов.   

Звенья рефлекторной дуги

Рефлекторная реакция заключается не только в возбуждении, но и в торможении, т. е. в задержке или ослаблении возникшего возбуждения.

 Рецептор – нервное окончание, воспринимающее раздражение. Находятся в органах, мышцах, коже и т. д. Чувствительный нейрон, передающий импульс

Слайд 15Например, реакция организма человека на выскочившую из-за угла собаку:
Скелетные мышцы сократятся

- подготовка к бегству или обороне (человек вздрогнет).
Дыхание участится - обеспечение кислородом всех органов.
Сердце забьётся чаще, чтобы кровь быстрее доставляла к органам глюкозу и кислород из лёгких.
Работа пищеварительной системы затормозится, ее участие в этот момент не требуется.

Нервные центры

- это совокупность нейронов, располагающихся в строго определенных отделах ЦНС и осуществляющих один рефлекс

Например, реакция организма человека на выскочившую из-за угла собаку:Скелетные мышцы сократятся - подготовка к бегству или обороне

Слайд 16Угадайте
,
2
,,
2,3
,,,
3,5, 7
,,,

Угадайте,2,,2,3,,,3,5, 7 ,,,

Слайд 17Домашнее задание



Параграф 40 письменно всем в рабочей тетради, вопросы устно стр.

179
Домашнее заданиеПараграф 40 письменно всем в рабочей тетради, вопросы устно стр. 179

Слайд 18 //-- Часть А --//     А1. В основе нервной регуляции лежит    1) электрохимическая передача сигнала    2) химическая передача сигнала    3) механическое

распространение сигнала    4) химическая и механическая передача сигнала    А2. Центральная нервная система состоит из    1) головного мозга    2) спинного мозга    3) головного, спинного мозга и нервов    4) головного и спинного мозга    А3. Элементарной единицей нервной ткани является    1) нефрон 2) аксон 3) нейрон 4) дендрит    А4. Место передачи нервного импульса с нейрона на нейрон называется    1) телом нейрона 3) нервным узлом    2) нервным синапсом 4) вставочным нейроном

Самостоятельная работа

 //-- Часть А --//     А1. В основе нервной регуляции лежит    1) электрохимическая передача сигнала    2) химическая передача сигнала    3) механическое распространение сигнала

Слайд 19  А5. При возбуждении вкусовых рецепторов начинает выделяться слюна. Эта реакция называется    1) инстинкт

3) рефлекс    2) привычка 4) навык    А6. Вегетативная нервная система регулирует деятельность    1) дыхательных мышц 3) сердечной мышцы    2) мышц лица 4) мышц конечностей    А7. Какой участок рефлекторной дуги передает сигнал вставочному нейрону    1) чувствительный нейрон 3) рецептор    2) двигательный нейрон 4) рабочий орган
  А5. При возбуждении вкусовых рецепторов начинает выделяться слюна. Эта реакция называется    1) инстинкт 3) рефлекс    2) привычка 4) навык

Слайд 20А8. Рецептор раздражается сигналом, поступившим от    1) чувствительного нейрона    2) вставочного нейрона    3) двигательного нейрона    4) внешнего или внутреннего

раздражителя    А9. Длинные отростки нейронов объединяются в    1) нервные волокна 3) серое вещество мозга    2) рефлекторные дуги 4) глиальные клетки    А10. Медиатор обеспечивает передачу возбуждения в виде    1) электрического сигнала    2) механического раздражения    3) химического сигнала    4) звукового сигнала
А8. Рецептор раздражается сигналом, поступившим от    1) чувствительного нейрона    2) вставочного нейрона    3) двигательного нейрона    4) внешнего или внутреннего раздражителя

Слайд 21А11. Во время обеда у автомобилиста сработала автосигнализация. Что из перечисленного

может произойти в этот момент в коре головного мозга этого человека    1) возбуждение в зрительном центре    2) торможение в пищеварительном центре    3) возбуждение в пищеварительном центре    4) торможение в слуховом центре    А12. При ожоге возбуждение возникает    1) в телах исполнительных нейронов    2) в рецепторах    3) в любом участке нервной ткани    4) во вставочных нейронах    А13. Функция вставочных нейронов спинного мозга заключается в    1) восприятии раздражения    2) проведении импульсов от рецепторов к ЦНС    3) проведении импульсов от ЦНС к органам    4) проведении импульсов внутри ЦНС
А11. Во время обеда у автомобилиста сработала автосигнализация. Что из перечисленного может произойти в этот момент в

Слайд 22//-- Часть В --//     В1. Выберите звенья рефлекторной дуги, передающие импульс от органа в

ЦНС    1) двигательный нейрон 4) вставочный нейрон    2) рецептор 5) двигательный нейрон    3) чувствительный нейрон 6) нервный центр    В2. Каковы функции рецепторов?    1) восприятие раздражения из внешней среды    2) проведение импульса из спинного мозга в головной    3) анализ раздражения в коре мозга    4) преобразование раздражения в нервный импульс    5) проведение импульса по нерву    6) прием сигнала от внутренних органов
//-- Часть В --//     В1. Выберите звенья рефлекторной дуги, передающие импульс от органа в ЦНС    1) двигательный нейрон 4) вставочный

Слайд 23 //-- 5.4.1. Нервная и эндокринная системы. --//     Часть А.
А1 – 1.
А2 –

4.
А3 – 3.
А4 – 2.
А5 – 3.
А6 – 3.
А7 – 1.
А8 – 4.
А9 – 1.
А10 – 3.
А11 – 2.
А12 – 2.
А13 – 4.    Часть В. В1 – 2, 3, 4. В2 – 1, 4, 6.
 //-- 5.4.1. Нервная и эндокринная системы. --//     Часть А. А1 – 1. А2 – 4. А3 – 3. А4

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть