Слайд 1ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО ИНФОРМАТИКЕ
Тема: Электронные таблицы.
Базы данных.
Слайд 2Технология хранения, поиска и сортировки информации в базах данных
Структура базы
данных (записи и поля).
Табличное и картотечное представление баз данных.
Сортировка и отбор записей.
Использование различных способов формирования запросов к базам данных.
Слайд 3Хранение, поиск и сортировка информации в базах данных
Успешное решение заданий по
этой теме обусловлено знанием принципов организации табличных (реляционных) баз данных, владением понятиями «таблица», «запись таблицы», «поле записи», «значение поля».
Важно понимать, что каждая строка таблицы базы данных (БД) представляет собой целостный объект, объединяющий элементы с разными, как правило, типами данных — запись, с которым можно производить действия путем запросов к БД.
Нужно отличать общие для всех записей таблицы наименования полей от их значений в отдельных записях.
Основными операциями, встречающимися в заданиях этой темы, являются отбор (поиск) записей по некоторым условиям и их сортировка.
Слайд 4Технология обработки информации в электронных таблицах
Ввод и редактирование данных в
электронных таблицах, операции над данными. Экспорт и импорт данных.
Типы и формат данных. Работа с формулами. Абсолютная и относительная ссылки. Использование функций. Статистическая обработка данных.
Визуализация данных с помощью диаграмм и графиков. Построение графиков элементарных функций.
Слайд 5Обработка информации в электронных таблицах
Для решения заданий этой темы надо прежде
всего знать правила адресации ячеек в электронной таблице, знать различие между абсолютной и относительной адресацией и уметь использовать его на практике.
В электронных таблицах принято следующее правило: обычные адреса ячеек в формулах являются относительными.
Это означает, что при копировании ячейки, содержащей формулу, в ячейку, отстоящую от исходной на некоторое число столбцов и строк, адреса ячеек в формуле изменяются на такое же число столбцов и строк.
Слайд 6
Пусть, например, ячейка В2 содержит формулу =С2 + 1. При копировании
ячейки формула изменится следующим образом:
Слайд 7Чтобы адрес при копировании не менялся, он должен быть абсолютным.
В
абсолютном адресе перед обозначениями строки и столбца ставится знак $.
Если знак $ стоит только перед именем столбца, то при копировании будет сохраняться имя столбца, если перед номером строки — номер строки.
Пусть ячейка В2 содержит формулу = $С$2 + $СЗ+С$4. При копировании ячейки формула изменится следующим образом:
Слайд 8Решение
Адрес В1 получен из адреса А1 сдвигом на 1 вправо. Также
изменятся все относительные адреса столбцов в адресах формулы, а именно С1 преобразуется в D1.
Адреса строк не изменятся, так как формула копируется в пределах одной строки (первой).
Адрес $А2 не изменится, так как здесь адрес столбца абсолютный, и формула приобретет вид =$A2+D1.
Ответ: 2.
Слайд 9Задания по БД и ЭТ, включенные в ЕГЭ в 2004-2010 году
(часть А)
- Знание технологии хранения, поиска и сортировки информации в базах данных
- Знание технологии обработки информации в электронных таблицах
- Знания о визуализации данных с помощью диаграмм и графиков
Слайд 11Решение A18
Решение:
A2+B$1=30+20=50. Значения в столбце A меняются, а в В
Слайд 122009 - A18
В ячейке B1 записана формула =2*$A1.
Какой вид приобретет
формула, после того как ячейку B1 скопируют в ячейку C2?
Примечание: знак $ используется для обозначения абсолютной адресации.
1)=2*$B1 2)=2*$A2 3)=3*$A2 4)=3*$B2
Ответ 2
Слайд 13
А 28 - В ячейке А1 электронной таблицы записана формула =D1-$D2.
Какой вид приобретет формула после того, как ячейку А1 скопируют в ячейку В1?
Ответ 2
2004 год
Слайд 15
В ячейке C2 записана формула $E$3+D2. Какой вид приобретет формула, после
того как ячейку C2 скопируют в ячейку B1?
Примечание: знак $ используется для обозначения абсолютной адресации.
2005 год – А 21
Ответ 1
Слайд 16
А 27 -Дан фрагмент электронной таблицы:
В ячейку D2 введена формула =А2*В1+С1.
В результате в ячейке D2 появится значение:
2004 год
Ответ 4
6
14
16
24
D2=A2*B1+C1=
=10*2+4=24
Слайд 17А16 -2009
Ответ 4
СРЗНАЧ(В1:В3)=(В1+В2+В3)/3=3, значит В1+В2+В3=9,
по условию В1+В2=5, тогда
В3=9 - 5=4
Слайд 19
Решение:
1) 8419/38890*100=2165
2) 631/2942*100=2145
3) 1174/8240*100=1425
4) 1200/8064*100=1488
Наименьший средний расход у автобазы №6
(3 вариант ответа)
Слайд 21А17- 2010
В цехе трудятся рабочие трех специальностей – токари (Т), слесари
(С) и фрезеровщики (Ф). Каждый рабочий имеет разряд не меньший второго и не больший пятого.
На диаграмме I отражено распределение рабочих по специальностям, а на диаграмме II количество рабочих с различными разрядами. Каждый рабочий имеет только одну специальность и один разряд.
Слайд 23 Какое из утверждений:
А) Среди слесарей найдется хотя бы один третьего разряда
Б)
Среди токарей найдется хотя бы один второго разряда
В) Все токари могут иметь четвертый разряд
Г) Все фрезеровщики могут иметь третий разряд
следует из диаграмм?
1) А
2) Б
3) В
4) Г
Слайд 24Решение
По 2 диаграмме найдем общее количество рабочих 25+40+20+15 =100 чел.
Из 1
диаграммы следует, что токарей половина от общего количества рабочих, т.е. 50 чел., а слесарей и фрезеровщиков — по 25 чел.
Слайд 25
Проверим утверждение А: Среди слесарей найдется хотя бы один 3 разряда
Оно
неверно, так как слесарей меньше, чем суммарное количество работников 2, 4 и 5 разрядов, следовательно, возможна ситуация, когда никто из слесарей не имеет 3 разряд.
Проверим утверждение Б: Среди токарей найдется хотя бы один 2 разряда
Оно не следует из анализа диаграммы по той же причине, что и А.
Проверим утверждение В: Все токари могут иметь 4 разряд
Оно тоже ложно, т.к. токарей больше, чем рабочих 4 разряда.
Утверждение Г: Все фрезеровщики могут иметь 3 разряд —истинно, так как фрезеровщиков насчитывается 25 человек, следовательно, все они могут входить в число 40 рабочих, имеющих 3 разряд.
Ответ: 4.
Слайд 27
Решение:
Подсчитаем количество призеров по каждому предмету:
Математика – 180+160+180 = 520.
Физика
– 120 + 140 + 120 = 380.
Информатика – 120 + 60 + 120 = 300.
Вместе И + Ф = 680, значит призёров по информатике и физике вместе больше чем по математике.
Это соответствует диаграммам 1) и 4).
Призёров по физике больше чем по информатике.
Из этих двух вариантов подходит только 1).
ответ 1
Слайд 282009 - А19.
В цехе трудятся рабочие трех специальностей – токари
(Т), слесари (С) и фрезеровщики (Ф).
Каждый рабочий имеет разряд не меньший второго и не больший пятого. На диаграмме I отражено количество рабочих с различными разрядами, а на диаграмме II – распределение рабочих по специальностям.
Каждый рабочий имеет только одну специальность и один разряд.
Слайд 29
Имеются четыре утверждения:
А) Все рабочие третьего разряда могут быть токарями
Б) Все
рабочие третьего разряда могут быть фрезеровщиками
В) Все слесари могут быть пятого разряда
Г) Все токари могут быть четвертого разряда
Какое из этих утверждений следует из анализа обеих диаграмм?
1)А 2)Б 3)В 4)Г
Ответ 1
Слайд 302008 А19
Ответ 4
2009 - А19
А2=4-3=1 В2=3-1*2=1
С2=4/2=2 D2=3+1=4
Соотношение: 1 : 1 : 2 :
4
Слайд 31
Дан фрагмент электронной таблицы:
После выполнения вычислений, была построена диаграмма по значениям
диапазона ячеек A1:A4.
Укажите получившуюся диаграмму.
2005 год – А 22
Слайд 32Решение
Вычислив значения указанного диапазона, получим:
Соотношение величин 2:4:1:1 соответствует круговой диаграмме под
номером 2.
Ответ: 2.
А1=2, А2=4, А3=1, А4=1
Слайд 332009 - А18
В соревнованиях по зимним видам спорта принимают участие лыжники
(Л), конькобежцы(К) и хоккеисты (Х).
Спортсмены имеют разный уровень мастерства: каждый имеет либо III, либо II, либо I разряд, либо является мастером спорта (М).
На диаграмме 1 отражено количество спортсменов с различным уровнем спортивного мастерства, а на диаграмме 2 – распределение спортсменов по видам спорта.
Слайд 34Имеются 4 утверждения:
А) Все конькобежцы могут иметь I разряд.
Б) Все лыжники
могут быть мастерами спорта.
В) Все хоккеисты могут иметь II разряд.
Г) Все спортсмены, имеющие I разряд, могут являться хоккеистами.
Какое из этих утверждений следует из анализа обеих диаграмм?
Разряд
Вид спорта
Всего: 25+40+35+20=120чел., 60-Х, 30-Л, 30-К, значит верный ответ 4
Слайд 37До перемещения
D70=СЧЕТ(В69:С70)=4
D71=СРЗНАЧ(В69:D70)=(5+10+6+9+4)/5=34/5=6,8
После перемещения
D70=СЧЕТ(В69:С70)=3
D71=СРЗНАЧ(В69:D70)=(5+10+6+3)/4=24/4=6
6,8-6=0,8
Ответ 4
Решение
4
3
Слайд 39До перемещения
D70=СЧЕТ(В69:С70)=4
D71=СРЗНАЧ(В69:D70)=(5+10+6+9+4)/5=34/5=6,8
После перемещения
D70=СЧЕТ(В69:С70)=3
D71=СРЗНАЧ(В69:D70)=(5+10+6+3+9)/5=33/5=6,6
6,6-6,8=-0,2
Ответ 1
Решение
Слайд 41
Решение
Вычислим значения ячеек С2:С6
С2=1,
С3=-С2+2*$B$1=-1+2*5=9,
С4=-С3+2*$B$1=-9+10= 1,
С5=-С4+2*$B$1=-1+10= 9,
С6=-С5+2*$B$1=-9+10= 1
Слайд 42
Значения ячеек:1,9,1,9,1.
Ответ 2 – диаграмма В
Слайд 44Решение
Вычислим значения ячеек D2:D6
D2=1,
A3=A2+1=1, D3=D2+A3*2=1+1*2=3,
A4=A3+1=2, D4=D3+A4*2=3+2*2=7
A5=A4+1=3, D5=D4+A5*2=7+3*2=13
A6=A5+1=4, D6=D5+A6*2=13+4*2=21
Слайд 45Значения ячеек: 1,3,7,13,21. Ответ 3 – диаграмма С
Слайд 48
Решение:
Пол женский:
Аганян, Роднина, Сергеенко, Черепанова
Химия > Биология:
Воронин, Сергеенко,
Черепанова
Пол = ’ж’ ИЛИ Химия > Биология:
Аганян, Роднина, Сергеенко, Черепанова,
Воронин
ответ 1.
Слайд 502007 год A16
На городской олимпиаде по программированию предлагались задачи трех типов:
А, В и С. По итогам олимпиады была составлена таблица, в колонках которой указано, сколько задач каждого типа решил участник. Вот начало таблицы:
За правильное решение задачи типа А участнику начислялся 1 балл, за решение задачи типа В – 2 балла и за решение задачи типа С – 3 балла.
Победитель определялся по сумме баллов, которая у всех участников оказалась разная.
Слайд 51
Для определения победителя олимпиады достаточно выполнить следующий запрос:
1) Отсортировать таблицу по
возрастанию поля С и взять 1 строку.
2) Отсортировать таблицу по убыванию поля С и взять 1 строку.
3) Отсортировать таблицу по убыванию выражения А+2В+3С и взять 1 строку.
4) Отсортировать таблицу по возрастанию значения выражения А+2В+3С и взять 1 строку.
Ответ 3
Слайд 52 2008 А16
Из правил соревнования по тяжелой атлетике:
Тяжелая атлетика это прямое
соревнование, когда каждый атлет имеет три попытки в рывке и три попытки в толчке. Самый тяжелый вес поднятой штанги в каждом упражнении суммируется в общем зачете. Если спортсмен потерпел неудачу во всех трех попытках в рывке, он может продолжить соревнование в толчке, но уже не сможет занять какое-либо место по сумме 2-х упражнений.
Если два спортсмена заканчивают состязание с одинаковым итоговым результатом, высшее место присуждается спортсмену с меньшим весом. Если же вес спортсменов одинаков, преимущество отдается тому, кто первым поднял победный вес.
Слайд 54Решение:
1) Айвазян: сумма 350, 0 вес 71,1
2) Викторов: сумма 350, 0
вес 79,1
3) Михальчук: сумма 347, 5 вес 78,2
4) Пай: сумма 350, 0 вес 79,5
Самый большой вес у троих – 350 , но самый маленький собственный вес у первого.
Ответ 1
Слайд 552005 год - А18
Сколько записей в нижеследующем фрагменте турнирной таблицы удовлетворяют
условию
«Место <=4 И (Н>2 ИЛИ О>6)»?
Слайд 56Решение
1. Н>2: Силин, Яшвили, Бергер.
2. О>6: Силин.
Н>2 ИЛИ О>6: Силин, Яшвили, Бергер
Место
Силин, Клеменс, Холево,Яшвили.
Конъюнкция (И) 3 и 4 : Силин, Яшвили
Ответ 2
Слайд 57
Для каждого файла в таблицу записывался исходный размер файла (поле РАЗМЕР),
а также размеры архивов,
полученных после применения к файлу различных архиваторов: программы WinZIP (поле ZIP),
программы WinRAR (поле RAR)
программы StuffIt (поле SIT).
Вот начало этой таблицы (все размеры в таблице - в килобайтах):
2005 год – А 24
Слайд 58
Нужно отобрать файлы, исходный размер которых больше 1 мегабайта и размер
которых при использовании WinZip уменьшился более чем в 2 раза.
Для этого достаточно найти в таблице записи, удовлетворяющие условию:
Ответ 3
Т. к. 1Мб=1024Кб и по условию используем конъюнкцию, то подходит вар. 3
Слайд 59
2008-А16
(год>1989, значит моложе 1989г. –это записи 1,3,4,5) Ответ 2
Слайд 60А16 – с олимпиады по теоретической информатике 2009 года
Ниже в табличной
форме представлен фрагмент базы данных.
На какой позиции окажется Ткаченко Наталья, если произвести сортировку данной таблицы по возрастанию столбца Класс?
Ответ 2
Слайд 62Решение
Условию N_урока>2 удовлетворяют записи 3,4,5,6
Условию Класс>’8a’ удовлетворяют записи 3,1,7, т.к. это
текстовое поле (‘8б’>’8a’, ‘9a’>’8a’, но ’10a’<‘8a’)
Условию N_урока>2 И Класс>’8a’ удовлетворяет только общая 3 запись.
Ответ 3
Слайд 64Решение
После сортировки по полю Класс имеем:
Таким образом сведения о Колеснике переместятся
Слайд 66Решение:
Моцарта исполняют:
Альбрехт и Силин из Германии,
Холево из России,
Численко
из Украины,
Яшвили из Грузии.
Это представители четырех стран.
Ответ 4
Слайд 68Решение
Приоритет операций: 1)И, 2)ИЛИ.
Это должны быть И юноши И ростом более
185 см И старше 18 лет.
В декабре 2007 года родившимся ранее 1990 года (Год рождения<1990) будет более 18 лет.
Всем запросам удовлетворяет условие 4.
Ответ 4
Слайд 69 2007
Какое количество записей в приведенном ниже фрагменте прайс-листа удовлетворяют условию «(Код
И R>123) ИЛИ (AD>30 И S=E)»?
Слайд 70А23 - 2004 год
Сколько записей в нижеследующем фрагменте турнирной таблицы удовлетворяют
условию
«Место <=5 И (В>4 ИЛИ MЗ>12)»
Ответ 4
Слайд 71
Дан фрагмент базы данных
Какую строку будет занимать фамилия ИВАНОВ
после
проведения сортировки по возрастанию в поле КЛАСС?
Ответ 3
Слайд 72Время выполнения работы
На выполнение экзаменационной работы отводится 2 часа (120 минут).
После
решения частей 1 и 2 учащийся сдает бланк для записи ответов и переходит к решению части 3.
Время, отводимое на решение частей 1 и 2, не ограничивается, но рекомендуется на выполнение заданий части 1 и части 2 отводить 1 час (60 минут).
На выполнение заданий части 3 рекомендуется отводить 1 час (60 минут).
9 класс ЕГЭ 2008-10
Слайд 73
Рекомендуется проводить экзамен в двух аудиториях. В первой (обычной) аудитории учащиеся
выполняют задания частей 1 и 2 на специальных бланках.
После выполнения заданий частей 1 и 2 учащиеся сдают бланки работ и переходят в другую аудиторию (компьютерный класс), для выполнения заданий части 3.
Решением каждого задания части 3 является отдельный файл, подготовленный в соответствующей программе (текстовом редакторе или электронной таблице).
Учащиеся сохраняют данные файлы в каталог под именами, указанными организаторами экзамена.
Слайд 74
Ответ: 2 . Соотношение 1:1:2:4
№8
Слайд 75
Решение: А2=8, В2=14, С1=22, С2=22*2+14=58. Ответ 58.
№14
Слайд 79 В столбец Н запишем сумму баллов, набранную каждым участником. Для этого
в ячейку Н1 запишем заголовок столбца «Сумма баллов», а в ячейку Н2-формулу =СУММ(D2:G2) и скопируем ее в ячейки Н3:Н1001.
В столбец I запишем количество задач, полностью решенных участником. Для этого в ячейку I1 запишем заголовок столбца «Решено задач», и запишем в ячейку I2 формулу =СЧЕТЕСЛИ(D2:G2;”=10"). После этого скопируем эту формулу в блок I3:I101.
Отсортируем всю таблицу по убыванию значения суммы баллов (столбец H), а при равных значениях в столбце H — по убыванию количества решенных задач (столбец I).
После сортировки в верхней строке будет содержаться победитель олимпиады, а в последующих строках — призеры олимпиады.
Решение
Слайд 81
Воспользоваться функциями СУММ и СЧЕТЕСЛИ