Слайд 1ПРОЕКТ
«Моя инициатива в образовании»
«Интернет - зависимость - проблема современного общества»
Выполнил: учитель
информатики и ИКТ
Нестеренко Валерий Валерьевич
МБОУ «Добросельская основная общеобразовательная школа» Грайворонского района
Белгородской области
Учитель года - 2016
Слайд 2Гипотеза проекта
Подготовка школьников к правильному использованию интернета в своей учебной деятельности,
обучение основам поисковой деятельности, что позволит современному школьнику избежать интернет-зависимости.
Слайд 3Цель проекта
Воспитание у старших школьников интернет этики и правил интернет общения
путем прививания интернет культуры и культуры сетевого общения, общения в социальных сетях, профессиональных и специализированных форумах и сообществах.
Слайд 4Задачи проекта
Психолого-педагогическая подготовка школьника к неприятию мусорного содержимого сети.
Разработка рекомендации для
школьников по интернет общению и интернет поведению.
Подготовка старшеклассников к безопасному и культурному восприятию сети интернет
Формирование здоровой потребности в приобретении знаний, социальной адаптации старшеклассника в интернет среде.
Минимизация рисков интернет - зависимости за счет приобретения знаний, поисковых умений и навыков.
Слайд 5ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ПРОЕКТА
Компьютеры проникли везде, и наши дети, с их неокрепшей
психикой и неокрепшим сознанием, не просто оказались втянутыми в сложные вопросы реального и виртуального, но оказались на переднем крае борьбы традиционного с инновационным.
Иногда складывается впечатление, что современные дети уже рождаются с компьютерными чипами, настолько быстро и естественно они интегрируют компьютерные технологии в свою жизнь.
Ребенок, приходя домой, стремится к компьютеру – поиграть, зайти в сеть пообщаться и т.д. Большинство современных школьников представляет свое свободное время в том или ином представлении – компьютер, планшет, смартфон.
Слайд 6Проблематика проекта
Темпы распространения компьютерных технологий значительно опережают темпы изучения их влияния
на различные аспекты нашей жизни и тем более жизни наших детей. Поэтому вопрос, насколько данные технологии полезны или вредны, должен рассматриваться и рассматривается с различных точек зрения.
Данная проблема настолько сложна, многоаспектна и многогранна, настолько неоднозначна, что ее нельзя рассматривать только с двух сторон: хорошо или плохо.
Слайд 7Интернет-зависимость
Интернет - зависимость определяется как навязчивое стремление использовать Интернет и избыточное
пользование им, проведение большого количества времени в сети.
Выделяют следующие основные симптомы этого расстройства, которые:
вызывают болезненное негативное стрессовое состояние;
причиняют ущерб физическому, психологическому, межличностному, экономическому или социальному статусу.
Слайд 8Особенности проявления в старшей школе
Ведущим видом деятельности в старшем школьном возрасте
становится учеба. Однако интернет-зависимость как вид деятельности преобладает над остальными, вытесняя в том числе и учебную.
Интернет-зависимость отличается повышенной степенью сосредоточенности школьника на виртуальном мире: интерес к остальным направлениям деятельности начинает теряться.
Интернет-зависимость постепенно приводит к ослаблению внутрисемейных отношений, эмоциональной связи подростка с родителями.
Слайд 9Анализ ситуации
Для исследования проблемы был определен уровень интернет - зависимости школьников
через проведение опроса(Комплексная служба психолого-педагогического и социального сопровождения[Тест-опросник для установления зависимости от компьютерных игр, Интернета: страница сайта- . – режим доступа к тесту.: http://www.c-psy.ru/index.php/specialists/socialnomu-pedagogu/metodikisocpedagog/10616-2011-05-23-13-55-44), в котором приняло участие 34 школьника. Особое внимание в исследовании уделялось выпускникам, которые используют интернет при подготовке к ГИА по различным предметам. При опросе было выявлено, что 20 школьников постоянно пользуются интернетом.
Слайд 10Поисковая деятельность
Задача выпускника: найти тот самый ресурс, который позволит при минимальных
затратах труда получить максимальный уровень подготовленности к сдаче экзамена.
И вот на этом этапе целиком позитивная задача получения необходимых знаний, для повышения качества знаний и образованности школьника в целом превращается в один из клонов интернет - зависимости.
Слайд 11Опасности и риски
Грамотный пользователь интернета радуется не большому количеству найденных результатов,
а напротив, маленькому. Основная задача пользователя поисковой системы настолько грамотно составить запрос, чтобы сузить круг поиска. При интернет зависимости школьник не может ограничиться найденными ресурсами, а продолжает как бы искать, хотя на данном этапе средство превращается в цель.
Таким образом школьник может быть втянут в процесс приобретения интернет-зависимости.
Слайд 12Участники проекта
Школьники МБОУ «Добросельская ООШ».
К участию в проекте приобщаются все школьники
6-9 классов, приоритетом являются учащиеся старших классов.
Для участия в проекте допускаются друзья школьников школьного возраста из социальных сетей.
Слайд 13Этапы и сроки реализации проекта
Проект рассчитан на 1 учебный год -
2015-2016 гг., включает в себя следующие этапы:
Слайд 14Ресурсы проекта
1. Старшеклассники МБОУ «Добросельской ООШ» и их интернет- друзья.
2. Сеть
интернет, компьютерный класс с подключением к сети, доступ к поисковым ресурсам, социальным сетям, форумам по школьной информатике, интернет сообществам по выбранной школьниками тематике. Тематик может быть несколько, в этом случае школьники делятся на рабочие группы по интересам.
3. Допускаются компьютеры любой конфигурации, интернет планшеты, смартфоны и ноутбуки, нетбуки и любые другие устройства, которые позволяют подключиться и работать через браузер в сети интернет.
3. Минимальная пропускная способность Интернет соединения.
4. Регистрация школьников в интернет сообществах и социальных сетях.
5. Минимальные финансовые затраты родителей.
6. Приветствуется участие родителей и старших товарищей.
Слайд 15Содержание подготовительного этапа
1. Выбор темы.
2. Постановка цели и задачи.
3. Составление плана
работы по формированию навыков работы в сети интернет.
4. Определение основных положений и понятий интернет-культуры.
5. Формирование анкет, проведение опросов, выявление круга поисковых интересов, социального интернет общения.
Слайд 16 Круг интересов
При опросе было выяснено:
Слайд 17Этап ПРАКТИЧЕСКОЙ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Формирование правил интернет культуры, разработка совместно с учащимися
понятий и основных положений интернет морали, интернет нравственности.
Разработка совместно с учащимися памятки по защите личной информации в сети интернет, сокрытия персональных данных от чужого доступа, присоединение и поиск новых друзей.
Разработка правил и регламента работы в сети интернет, разработка совместно с учащимися правил по избежанию интернет-зависимости.
Разработка основных принципов поиска профессиональных сообществ, образовательных и профессиональных ресурсов, форумов.
Проведение разъяснительной работы среди учеников среднего звена
Слайд 18Заключительный этап
Публикация правил безопасного поведения школьников в интернет в электронных и
периодических изданиях СМИ.
Публикация основных моральных принципов участника социальной сети.
Публикация правил общения на специализированном и профессиональном форуме
Разработка правил эффективного поиска информации в различных поисковых системах.
Подведение итогов работы и анализ результатов
Слайд 19ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ:
Умения составлять сложные поисковые запросы;
Умения находить специальные форумы и пользоваться
ими, участвовать в специализированных интернет сообществах
Высоких моральных качеств при общении со сверстниками в различных интернет сообществах
Самообучения, самовоспитания, формирования внутренней мотивации
Психологическая вакцинация против интернет - зависимости.
Слайд 20Учитель получит возможность
Сформировать систему работы со старшеклассниками в сети интернет.
Сформировать систему
интернет морали и эстетических правил поведения в сети интернет.
Повысить собственную квалификацию как учителя в связи с переходом на новые образовательные стандарты.
Слайд 21Оценка эффективности
1. Провести сравнительный анализ социальной активности старшеклассников, определить уровень использования
социальных сетей, сообществ специализированных форумов до и после внедрения проекта.
2. Выявить интернет предпочтения старшеклассников методами наблюдения, анкетирования и анализа до и после внедрения проекта.
3. Оценить уровень познавательного интереса к предмету.
4. Проанализировать тенденцию увеличения (уменьшения) количества учащихся, выбирающих информатику как экзамен
5. Анализ показателей, полученных на ГИА.