Презентация, доклад на тему Подготовка к ЕГЭ: задача 18 (отрезки)

Содержание

СодержаниеТеорияРазбор решений задачЗадачи для самостоятельного решенияИсточники

Слайд 1Подготовка к ЕГЭ: задача 18 (отрезки)

Подготовка к ЕГЭ: задача 18 (отрезки)

Слайд 2Содержание
Теория
Разбор решений задач
Задачи для самостоятельного решения
Источники

СодержаниеТеорияРазбор решений задачЗадачи для самостоятельного решенияИсточники

Слайд 3Теория
Задания№18 на логические отрезки можно решать несколькими способами.
В данной презентации рассматриваются

два способа решения.
Как правило, в данных задачах логическое выражение, для которого требуется найти длину отрезка, на котором это выражение истинно (или ложно), достаточно сложно для восприятия. Поэтому необходимо его упростить. Нужно ввести дополнительные обозначений для простых логических высказываний и за счёт этого получить логическую функцию традиционного вида.
Первый способ решения: полученное выражение нужно упростить, используя законы преобразования логических выражений. Итоговое выражение нужно приравнять 1, если по условию оно должно быть истинным, или 0, если должно быть ложно.
ТеорияЗадания№18 на логические отрезки можно решать несколькими способами.В данной презентации рассматриваются два способа решения.Как правило, в данных

Слайд 4Теория
Остается только рассмотреть простые высказывания, входящие в итоговое выражение, и выяснить,

на каких отрезках они истинны (или ложны, в зависимости от условия задачи). Проанализировав эти отрезки, нужно найти итоговый (или несколько, в ответе может быть не один).
При втором способе решения для полученного после ввода обозначений выражения строится таблица истинности (ТИ), в которой отражены значения всех логических переменных и логических операций на каждом числовом отрезке. В одном из столбцов будут стоять значения искомой переменной. В зависимости от условия, она либо равна 1, либо равна 0, либо может принимать любое значение, поскольку не будет влиять на конечное значение исходного выражения. Остается выбрать строки, соответствующие условию задачи (истинно или ложно должно быть исходное выражение) и выбрать числовые отрезки (отрезок).
ТеорияОстается только рассмотреть простые высказывания, входящие в итоговое выражение, и выяснить, на каких отрезках они истинны (или

Слайд 5На числовой прямой даны два отрезка: P=[10; 18] и Q=[31; 40].

Укажите наименьшую возможную длину такого отрезка A, что формула

Разбор решения задач

тождественно истинна, то есть принимает значение 1 при любом значении переменной x.
Решение.
Введем обозначения: P: x ϵ P, Q: x ϵ Q, A: x ϵ A
Перепишем условие задания:
¬P Q + ¬A или ¬P ( Q + ¬A) (поскольку импликация имеет самый низкий приоритет и будет выполнена последней)
Раскрываем импликацию:
P + Q + ¬A
Это выражение должно быть равным 1 при любом значении А: P + Q + ¬A = 1

Задание 1.

На числовой прямой даны два отрезка: P=[10; 18] и Q=[31; 40]. Укажите наименьшую возможную длину такого отрезка

Слайд 6Рассмотрим числовую ось с нашими отрезками P и Q.
Разбор решения задач
Рассмотрим

отдельно все три отрезка.
Отрезок 10‒18: выражение истинно, т.к. Р=1 (x ϵ P)
Отрезок 31‒ 40: выражение истинно, т.к. Q=1 (x ϵ Q)
Отрезок 18‒31: выражение будет истинным в случае ¬A = 1, или А=0. Это значит, что А не принадлежит отрезку 18‒31, значение А должно быть совпадающим либо с отрезком Р, либо с отрезком Q. Но поскольку в задании спрашивается наименьшая длина отрезка, то это будет отрезок (18-10)=8
Ответ: 8

Задание 1.

Рассмотрим числовую ось с нашими отрезками P и Q.Разбор решения задачРассмотрим отдельно все три отрезка.Отрезок 10‒18: выражение

Слайд 7На числовой прямой даны два отрезка: P=[-10, 0] и Q=[-3, 8].

Выберите из предложенных вариантов такой отрезок А, что логическое выражение

Разбор решения задач

будет тождественно истинным, то есть будет принимать значение 1 при любом значении переменной х.
1) [-8, -4] 2) [-7, -1] 3) [-2, 5] 4) [-15, 15]

Решение.
Введем обозначения: P: x ϵ P, Q: x ϵ Q, A: x ϵ A

Перепишем условие задания:

Раскрываем импликацию, затем используем формулу де Моргана:
¬ ( P · A ) + (Q · A ) или ¬ P + ¬A + Q · A

( (x ϵ P) Ʌ (x ϵ A) ) ( (x ϵ Q) Ʌ (x ϵ A) )

( P Ʌ A ) ( Q Ʌ A)

Задание 2.

На числовой прямой даны два отрезка: P=[-10, 0] и Q=[-3, 8]. Выберите из предложенных вариантов такой отрезок

Слайд 8Разбор решения задач
Преобразуем выражение, используя следующий закон преобразования: a +

¬a·b = a + b

¬ P + (¬A + Q · A) = ¬ P + (¬A + Q) = ¬A + ¬ P + Q

Задание 2.

Поскольку это выражение должно быть тождественно истинным, т.е. равным 1 при любом значении А, то ¬A должно быть истинным там, где (¬ P + Q) ложно, или где истинно ¬ (¬ P + Q).
Преобразуем получившееся выражение, используя формулу де Моргана:

¬ (¬ P + Q) = (¬ ¬ P ) Ʌ ¬Q = P Ʌ ¬Q

Разбор решения задачПреобразуем выражение, используя следующий закон преобразования:  a + ¬a·b = a + b¬ P

Слайд 9Рассмотрим числовую ось с нашими отрезками P и Q.
Разбор решения задач
Выражение

(P Ʌ ¬Q) истинно на отрезке [-10, -3]. На нем должно быть ¬A=1 или А=0. Это означает, что отрезок А не должен содержать в себе отрезок [-10, -3].
Рассмотрим варианты ответов.
Отрезок 1) [-8, -4] содержит в себе значения из отрезка [-10, -3], поэтому не является правильным ответом.
Отрезок 2) [-7, -1] содержит в себе значения из отрезка [-10, -3], что быть не должно.
Отрезок 4) [-15, 15] содержит в себе значения из отрезка [-10, -3], что быть не должно.
Отрезок 3) [-2, 5] не содержит в себе значения [-10, -3], поэтому именно он и является ответом.
Ответ: 3)

Задание 2.

Рассмотрим числовую ось с нашими отрезками P и Q.Разбор решения задачВыражение (P Ʌ ¬Q) истинно на отрезке

Слайд 10На числовой прямой даны два отрезка: R=[27; 50] и S=[30; 67].

Укажите наименьшую возможную длину такого отрезка T, что формула

Разбор решения задач

тождественно истинна, то есть принимает значение 1 при любом значении переменной x.

Решение.
Введем обозначения:
R: x ϵ R, S: x ϵ S, T: x ϵ T
Перепишем условие задания:
R (( S Ʌ ¬T ) R)

Задание 3.

(x ϵ R) (((x ϵ S) Ʌ ¬(x ϵ T)) ¬(x ϵ R))

На числовой прямой даны два отрезка: R=[27; 50] и S=[30; 67]. Укажите наименьшую возможную длину такого отрезка

Слайд 11Разбор решения задач
Задание 3.
Преобразуем получившееся выражение, используя замену импликации и формулу

де Моргана:

R (¬ ( S Ʌ ¬ T) + ¬ R)

R (¬ S + T + ¬ R)

¬ R + ¬ S + T + ¬ R

¬ R + ¬ S + T

Это выражение должно быть равно 1 при любом значении T:

T + ¬ R + ¬ S = 1

Разбор решения задачЗадание 3.Преобразуем получившееся выражение, используя замену импликации и формулу де Моргана: R

Слайд 12Рассмотрим числовую ось с нашими отрезками P и Q.
Разбор решения задач
Чтобы

получившееся выражение было везде истинным, T должно быть истинным там, где ложно (¬R + ¬S), т.е. там, где истинно выражение ¬ (¬R + ¬S).

Выполним преобразования, используя формулу де Моргана:
¬ (¬ R + ¬ S) = ¬ ¬ R Ʌ ¬ ¬ S) = R Ʌ S = 1
Это выражение истинно на отрезке [30; 50]. Его длина равна (50 – 30) = 20
Ответ: 20

Задание 3.

Рассмотрим числовую ось с нашими отрезками P и Q.Разбор решения задачЧтобы получившееся выражение было везде истинным, T

Слайд 13На числовой прямой даны два отрезка: P=[2, 10] и Q=[6, 14].

Выберите из предложенных вариантов такой отрезок А, что логическое выражение


Разбор решения задач

будет тождественно истинным, то есть будет принимать значение 1 при любом значении переменной x.
1) [0, 3] 2) [3, 11] 3) [11, 15] 4) [15, 17]

Решение.
Эту задачу решим с помощью анализа исходного логического выражения после его преобразования, а также с помощью таблицы истинности.
Введем обозначения: P: x ϵ P, Q: x ϵ Q, A: x ϵ A

Перепишем условие задания:
A P V Q = ¬ A + P + Q

Задание 4.

( ( x ϵ A) ( x ϵ P) V ( x ϵ Q) )

На числовой прямой даны два отрезка: P=[2, 10] и Q=[6, 14]. Выберите из предложенных вариантов такой отрезок

Слайд 141 способ. Чтобы полученное выражение везде равнялось 1 , ¬A должно

быть либо <2, либо >14, поскольку в интервале [2, 14 ] имеем либо P=1 либо Q=1 . Значит, А принадлежит отрезку [2, 14]. Этот отрезок входит в интервал под номером 3).
2 способ. Разобьем числовую ось ключевыми точками на несколько областей и составим ТИ для логического выражения.

Разбор решения задач

По ТИ получаем значения ¬A < 2 или ¬A > 14. Тогда решением задания будет 2 < A < 14. Это соответствует отрезку с номером 3).
Ответ: 3)

Задание 4.

1 способ. Чтобы полученное выражение везде равнялось 1 , ¬A должно быть либо 14, поскольку в интервале

Слайд 15На числовой прямой даны два отрезка: P=[2, 20] и Q=[15, 25].

Выберите из предложенных вариантов такой отрезок А, что логическое выражение


Разбор решения задач

будет тождественно истинным, то есть будет принимать значение 1 при любом значении переменной x.
1) [0, 15] 2) [10, 25] 3) [2, 10] 4) [15, 20]

Решение.
Эту задачу решим с помощью таблицы истинности.
Введем обозначения: P: x ϵ P, Q: x ϵ Q, A: x ϵ A

Перепишем условие задания:
(¬A ¬P ) V Q = A + ¬ P + Q

Задание 5.

( ( x ɇ A) ( x ɇ P) ) V ( x ϵ Q)

На числовой прямой даны два отрезка: P=[2, 20] и Q=[15, 25]. Выберите из предложенных вариантов такой отрезок

Слайд 16Разобьем числовую ось ключевыми точками на несколько областей и составим ТИ

для логического выражения.

Разбор решения задач

Из ТИ получаем, что значения А=1 будут на интервале 2 < x < 15. Тогда решением задания будет отрезок с номером 1).
Ответ: 1)

Задание 5.

Разобьем числовую ось ключевыми точками на несколько областей и составим ТИ для логического выражения.Разбор решения задачИз ТИ

Слайд 17Задачи для самостоятельного решения
Задание 6.
На числовой прямой даны два отрезка: P=[10;

18] и Q=[31; 40]. Укажите наибольшую возможную длину такого отрезка A, что формула
(x ϵ P) V ¬ ( x ϵ A) V ( x ϵ Q)

тождественно истинна, то есть принимает значение 1 при любом значении переменной x.

Ответ: 9

Задачи для самостоятельного решенияЗадание 6.На числовой прямой даны два отрезка: P=[10; 18] и Q=[31; 40]. Укажите наибольшую

Слайд 18Задачи для самостоятельного решения
Задание 7.
На числовой прямой даны два отрезка: R=[10;

30] и S=[20; 40]. Укажите наибольшую возможную длину такого отрезка T, что формула

тождественно истинна, то есть принимает значение 1 при любом значении переменной x.

Ответ: 30

(x ϵ T) ((x ϵ R) V (x ϵ S))

Задачи для самостоятельного решенияЗадание 7.На числовой прямой даны два отрезка: R=[10; 30] и S=[20; 40]. Укажите наибольшую

Слайд 19Задачи для самостоятельного решения
Задание 8.
На числовой прямой даны два отрезка: R=[20;

50] и S=[30; 65]. Укажите наименьшую возможную длину такого отрезка T, что формула

Ответ: 20

тождественно истинна, то есть принимает значение 1 при любом значении переменной x.

¬ (x ϵ T) ((x ϵ R) ¬ (x ϵ S))

Задачи для самостоятельного решенияЗадание 8.На числовой прямой даны два отрезка: R=[20; 50] и S=[30; 65]. Укажите наименьшую

Слайд 20Задачи для самостоятельного решения
Задание 9.
На числовой прямой даны два отрезка: P=[10;

25] и Q=[0; 12]. Выберите из предложенных вариантов такой отрезок А, что формула

тождественно истинна, то есть принимает значение 1 при любом значении переменной x.
1) [10, 15] 2) [20, 35] 3) [5, 20] 4) [12, 40]


Ответ: 4)

( ( x ɇ Q) ( x ɇ P) ) V ( x ϵ A)

Задачи для самостоятельного решенияЗадание 9.На числовой прямой даны два отрезка: P=[10; 25] и Q=[0; 12]. Выберите из

Слайд 21Задачи для самостоятельного решения
Задание 10.
На числовой прямой даны два отрезка: P

= [10, 40] и Q = [30, 50]. Отрезок A таков, что формула


тождественно истинна, то есть принимает значение 1 при любом значении переменной х. Какова наибольшая возможная длина отрезка A?
1) 10 2) 20 3) 30 4) 40


Ответ: 2)

(( x ϵ A) ( x ϵ Q)) V ( x ϵ P)

Задачи для самостоятельного решенияЗадание 10.На числовой прямой даны два отрезка: P = [10, 40] и Q =

Слайд 22Источники

сайт К. Полякова
http://kpolyakov.spb.ru

Открытый банк заданий ФИПИ

С.С. Крылов, Т.Е. Чуркина ЕГЭ-2018 –

типовые экзаменационные варианты. Информатика и ИКТ. Москва. Национальное образование. 2017

В.Р. Лещинер. Информатика. ЕГЭ-2018. Типовые тестовые задания. Москва. Издательство «Экзамен». 2017
Самылкина Н.Н. и др. Подготовка к ЕГЭ-2018. Информатика. Москва. Эксмо. 2017

Источникисайт К. Поляковаhttp://kpolyakov.spb.ruОткрытый банк заданий ФИПИС.С. Крылов, Т.Е. Чуркина ЕГЭ-2018 – типовые экзаменационные варианты. Информатика и ИКТ.

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть