Слайд 1Основы программирования как важный элемент в развитии и обучении современного школьника
Подготовил
учитель информатики Анисимов Е.В.
Слайд 2Актуальность
Курс информатики в системе школьного образования с каждым днём становится всё
важнее за счёт повсеместной компьютеризации и необходимости компьютерной грамотности учащихся, так как в дальнейшем это будет компьютерная грамотность общества. Подходов к преподаванию информационных технологий в школе существует несколько и они различны.
Я думаю, в чистом виде программирование интересует небольшую категорию людей. Теория алгоритмов или программирование - это чересчур специальные вещи на сегодняшний день, когда компьютеры продаются в супермаркетах рядом с телевизорами и DVD-проигрывателями.
Слайд 3Однако я уверен, что изучать программирование нужно. Изучая программирование, ученики лучше
понимают сущность работы компьютера, его возможности и ограничения. Программирование помогает школьникам развивать навыки мышления, а также привычку к аккуратной работе. Нет лучшего способа развить логику мышления, точность формулировок, аккуратность, чем программирование. Ряд школьных предметов вообще не связан с какой – либо стороной мышления, а настроен на усложнение знаний в конкретной области, на развитие кругозора учащихся. Информатика развивает специфический стиль мышления.
На мой взгляд, программирование - это такая основополагающая вещь которую хоть в малой степени, но надо знать всем. Считаю, что умение строить алгоритмы и программировать их на алгоритмических языках отлично развивает логическое мышление.
Слайд 4Проблема школьного обучения программированию
Почему нужно работать именно со школьниками? Мне кажется,
что наибольшего успеха можно достичь, начиная обучать учеников 8-9 класса — в дальнейшем обучаемость снижается.
Главная проблема школьного обучения программированию — отсутствие системного подхода в этом вопросе.
Слайд 5Школьные уроки сводятся, по сути, к изучению конструкций языка и выполнению
каких-либо заданий на эти конструкции, но не учат намного более важному умению — применять их для решения возникающих на практике задач. Те из учащихся, кто имеет талант к программированию, учатся этому самостоятельно, остальные получают представление о программировании как «скучном и нудном занятии для ботаников».
Слайд 6Но программирование ведь нужно не только «избранным». На уроках программирования дети
учатся в первую очередь работать с информацией, структурировать её, управлять ею, а эти навыки жизненно необходимы в условиях все нарастающего «информационного вала» современной жизни. Даже приблизительное понимание, как устроен компьютер, как он работает и исполняет программы, каковы его возможности и ограничения, — важный навык в нынешних условиях, когда компьютеры проникли буквально повсюду и все больше и больше становятся для обычного человека какой-то магией («я только кнопочку нажал, и тут тако-о-ое!!!»). Даже если ребенок и не станет программистом, приобретенные во время занятия программированием навыки будут для него хорошим подспорьем в будущей жизни. От компьютеров ведь он никуда не уйдет
Слайд 7Ниже я сформулировал принципы, которые положены в основу нашей программы обучения,
как я их понимаю и применяю в своей практике:
1) Учить только хорошему». Дети должны сразу, с первого занятия видеть перед собой правильные, хорошие цели и правильные, хорошие примеры. Если не обратить внимания на какие-то вещи (например, форматирование кода), пустить их на самотек, дети сделают это так, как «поймут» сами. Впоследствии их придется переучивать, а это всегда намного менее продуктивно, чем учить правильно с самого начала. Поэтому на первом же занятии дети узнают, как правильно пользоваться пробелами и отступами, и почему важны пустые строки, разбивающие программу на логические фрагменты. С первых же занятий вводится понятие качества имен, и от детей требуется использовать понятные имена для переменных и функций.
Слайд 82) Учить программированию, а не языку». Все понятия, даваемые детям, выводятся
как инструмент решения проблемы. Даже не совсем так: сначала формулируется проблема, дается возможность её «пощупать», попробовать решить имеющимися средствами (в качестве домашнего задания или вместе с преподавателем в классе)
Слайд 9Могу сказать, что, по моему мнению, взятая нами за основу методика
обучения И. Р. Дединского, — это большой прогресс в области обучения детей программированию. Она подводит базу под процесс обучения, позволяет систематизировать его, заинтересовать детей, показать им, что программирование — это очень интересно, позволяет дать детям больше знаний и навыков в области программирования, чем традиционная школьная программа
Слайд 10В заключении хочется сказать, что там, где учитель сам на хорошем
уровне владеет основами программирования, вопросы об эффективности использования учебного времени, об организации внеурочной работы, о структуре дидактических заданий, как правило, не возникают. Но проблема остается. Я думаю, что одним из путей ее разрешения является обобщение существующего опыта преподавания программирования и создание адаптивной методической системы, ориентированной на изучение программирования в общеобразовательной школе.