Презентация, доклад на тему Основные этапы развития информатики как науки

Содержание

ЦельИзучение становления информатики как науки

Слайд 1Основные этапы развития информатики как науки
Кашина Татьяна Сергеевна

Основные этапы развития информатики как наукиКашина Татьяна Сергеевна

Слайд 2Цель
Изучение становления информатики как науки

ЦельИзучение становления информатики как науки

Слайд 3План
Основные этапы развития информатики как науки
Различные точки зрения на предмет изучения

информатики, их обоснование
Формирование основного понятийного аппарата информатики
Современные представления о предметной области информатики как фундаментальной науки
Роль зарубежных и отечественных ученых в становлении информатики как науки в ее современном представлении.
ПланОсновные этапы развития информатики как наукиРазличные точки зрения на предмет изучения информатики, их обоснованиеФормирование основного понятийного аппарата

Слайд 4Основные этапы развития информатики как науки
Освоение человеком развитой устной речи
II
III
IV
Возник-новение письмен-ности
Книго-печатание
Возникно-вение

мощных средств связи, (радио, телефон и телеграф)
Основные этапы развития информатики как наукиОсвоение человеком развитой устной речиIIIIIIVВозник-новение письмен-ностиКниго-печатаниеВозникно-вение мощных средств связи, (радио, телефон и

Слайд 5Различные точки зрения на предмет изучения информатики
Информатика – наука о вычислениях
Информатика

–комплексная научно-техническая дисциплина
Различные точки зрения на предмет изучения информатикиИнформатика – наука о вычисленияхИнформатика –комплексная научно-техническая дисциплина

Слайд 6Различные точки зрения на предмет изучения информатики
I направление в изучении

Различные точки зрения на предмет изучения информатикиI направление в изучении

Слайд 7Различные точки зрения на предмет изучения информатики
Информатика – новая область науки,

связанная с разработкой, созданием, оценкой, использовани­ем и материально-техническим обслуживанием систем обработки информации, включая машины и оборудование, материальное обес­печение, организационные и людские аспекты, а также комплекс их промышленного, коммерческого, административного, социального и политического воздействия.

В.М. Глушков. 1979г.

Различные точки зрения на предмет изучения информатикиИнформатика – новая область науки, связанная с разработкой, созданием, оценкой, использовани­ем

Слайд 8Информатика — это комплексная инженерная дисциплина, изучающая все аспекты разработки проектирования,

создания, оценки, функционирования маши­низированных (основанных на ЭВМ) систем переработки информа­ции, их применения и воздействия на различные области социальной практики

Различные точки зрения на предмет изучения информатики

В.С. Михалевич. 1983г.

Информатика — это комплексная инженерная дисциплина, изучающая все аспекты разработки проектирования, создания, оценки, функционирования маши­низированных (основанных на

Слайд 9Предложил отбросить термин кибернетика и ввести термин информатика, сделал акцент на

логико-математических и технических (чисто прикладных) аспектах информационных систем и процессов с выделением трех китов, на которых держится информатика: техника, алгоритм, программа

Различные точки зрения на предмет изучения информатики

А.А. Дородницын. 1983г.

Предложил отбросить термин кибернетика и ввести термин информатика, сделал акцент на логико-математических и технических (чисто прикладных) аспектах

Слайд 10Различные точки зрения на предмет изучения информатики
II направление в изучении
В.И. Сифоров
Клод

Шеннон

Учение об информации вообще — информология

Учение об источнике информации, канале, шуме, кодировании, релевантности

Различные точки зрения на предмет изучения информатикиII направление в изученииВ.И. СифоровКлод ШеннонУчение об информации вообще — информологияУчение

Слайд 11Различные точки зрения на предмет изучения информатики
III направление в изучении
Э.С. Бернштейн
Ю.А.

Шрейдер

Ставит в центр внимания содержательные стороны информации, соотношение понятий информация и знание, их функций в общественных системах.

Различные точки зрения на предмет изучения информатикиIII направление в изученииЭ.С. БернштейнЮ.А. ШрейдерСтавит в центр внимания содержательные стороны

Слайд 12Формирование основного понятийного аппарата информатики
Информатика – это фундаментальная естественная наука, изучающая

процессы передачи и обработки информации.

Информатика – изучает проблемы создания вычислительных машин , математического обеспечения, научных исследований.

Информатика – комплексная научная и техническая дисциплина , которая изучает важнейшие аспекты разработки, проектирования, создания систем обработки данных, а также их воздействия на жизнь общества и государства.

Определение информатики

Формирование основного понятийного аппарата информатикиИнформатика – это фундаментальная естественная наука, изучающая процессы передачи и обработки информации.Информатика –

Слайд 13Формирование основного понятийного аппарата информатики
Объект информатики: автоматизированные, основанные на ЭВМ и

телекоммуникационной технике, информационные системы (ИС) различного класса и назначения.

Объект информатики охватывает все элементы ИТ: технические средства, математическое, алгоритмическое, программное, лингвистическое обеспечения, средства связи во взаимодействии с людьми

Объект информатики

Формирование основного понятийного аппарата информатикиОбъект информатики: автоматизированные, основанные на ЭВМ и телекоммуникационной технике, информационные системы (ИС) различного

Слайд 14Формирование основного понятийного аппарата информатики
Система понятий
Понятия, заимствованные информатикой из других наук

- информация, информационный шум, избыточность, бит, байт и другие понятия математической теории связи.

Система оригинальных понятий информатики

Формирование основного понятийного аппарата информатикиСистема понятийПонятия, заимствованные информатикой из других наук - информация, информационный шум, избыточность, бит,

Слайд 15Формирование основного понятийного аппарата информатики
Информационный ресурс
Формально- логический (информационный)
Семантический
(когнитивный)
Формируется в

результате обобщения практики компьютеризации и развития инженерии знаний

Означает познаваемый, соответствующий познанию

Формирование основного понятийного аппарата информатикиИнформационный ресурсФормально- логический (информационный) Семантический (когнитивный)Формируется в результате обобщения практики компьютеризации и развития

Слайд 16Формирование основного понятийного аппарата информатики
Система оригинальных понятий информатики
Социальная энтропия — новая

категория информатики для характеристики управленческих процессов, уровня их осуществления

Полезная работа (отдача) ЭВМ – остаток от работы, затраченной на компенсацию энтропии самого наблюдателя, его неупорядоченности и исходной энтропии объекта

Информационная среда – это весь набор условий для технологической переработки и эффективного использования знаний в виде информационного ресурса

Формирование основного понятийного аппарата информатикиСистема оригинальных понятий информатикиСоциальная энтропия — новая категория информатики для характеристики управленческих процессов,

Слайд 17Формирование основного понятийного аппарата информатики
Система оригинальных понятий информатики
Иформационно-управленческий процесс – функционирование

ИР — информдинамики, связанной с функционированием всей информационной среды, всех ее элементов, среди которых активными являются люди, а пассивными — технические средства и другие материальные ресурсы

Напряженность информационного поля – это та сила, побудительный мотив, с которым объект и его среда действуют на управляющую подсистему, обеспечивая достижения объектом новой цели или перевода всей системы в новое целевое состояние в течение определенного времени

Формирование основного понятийного аппарата информатикиСистема оригинальных понятий информатикиИформационно-управленческий процесс – функционирование ИР — информдинамики, связанной с функционированием

Слайд 18Формирование основного понятийного аппарата информатики
Система оригинальных понятий информатики
Искусственный интеллект (ИИ)








Творческая система,

интеллектуальные системы – это информационные комплексы, оснащенные ИИ.

Теория эвристического поиска и созданием машинных «решателей задач»

Разработка роботов, автономно действующих в реальной среде и решающих нетривиальные задачи, поставленные человеком»

Коренная интеллектуализация ЭВМ путем оснащения их программно-техническими средствами высокого уровня, способными делать логические выводы

Формирование основного понятийного аппарата информатикиСистема оригинальных понятий информатикиИскусственный интеллект (ИИ)Творческая система, интеллектуальные системы – это информационные комплексы,

Слайд 19Формирование основного понятийного аппарата информатики
Система оригинальных понятий информатики
Квантификация знаний - это

умственная (интеллектуальная) деятельность всегда была областью, где нет метрики, где фигурируют лишь качественные, трудно определимые понятия.

Ранжированный бит — это информационная единица, отражающая величину системной, социальной ценности конкретного сообщения.

Информационный ресурс — это отчуждаемые знания, становящиеся сообщениями.
Формирование основного понятийного аппарата информатикиСистема оригинальных понятий информатикиКвантификация знаний - это умственная (интеллектуальная) деятельность всегда была областью,

Слайд 20Современные представления о предметной области информатики как фундаментальной науки
Функциональный подход
Информация -

результат (функция) деятельности человеческого сознания и поэтому в неживой природе она существовать не может

Р. С. Гиляревский

Современные представления о предметной области информатики как фундаментальной наукиФункциональный подходИнформация - результат (функция) деятельности человеческого сознания и

Слайд 21Современные представления о предметной области информатики как фундаментальной науки
1. Теоретическая информатика.
2.

Техническая информатика.
3. Социальная информатика.
4. Биологическая информатика.
5. Физическая информатика.

Структура

К.К. Колин

Информация предполагается неотъемлемым свойством (атрибутом) материи, и поэтому она может проявлять себя во всех объектах, процессах и явлениях
как живой, так и неживой природы

Современные представления о предметной области информатики как фундаментальной науки1. Теоретическая информатика.2. Техническая информатика.3. Социальная информатика.4. Биологическая информатика.5.

Слайд 22Современные представления о предметной области информатики как фундаментальной науки
Теоретическая информатика —

это научная область, предметом изучения которой являются информация и информационные процессы, в которой осуществляется изобретение и создание новых средств работы с информацией.

Техническая информатика занимается аппаратной частью вычислительной техники, например основами микропроцессорной техники, компьютерных архитектур и распределенных систем. Таким образом, она обеспечивает связь с электротехникой.

Современные представления о предметной области информатики как фундаментальной наукиТеоретическая информатика — это научная область, предметом изучения которой

Слайд 23Современные представления о предметной области информатики как фундаментальной науки
Социальная информатика –

это наука, изучающая комплекс проблем, связанных с прохождением информационных процессов в социуме, это новое научное направление, которое возникло на стыке таких дисциплин, как информатика, социология, психология, философия.

Физическая информатика (часто неточно интерпретируемая как компьютерная физика – раздел физической информатики) изучает проблемы информационных процессов, управления, вопросы самоорганизации, хаоса (порядка) в открытых физических системах.

Современные представления о предметной области информатики как фундаментальной наукиСоциальная информатика – это наука, изучающая комплекс проблем, связанных

Слайд 24Современные представления о предметной области информатики как фундаментальной науки
Биологическая информатика –

совокупность методов и подходов, включающих в себя: математические методы компьютерного анализа в сравнительной геномике (геномная биоинформатика); разработку алгоритмов и программ для предсказания пространственной структуры белков (структурная биоинформатика), исследование стратегий и создание вычислительных методологий управления биологическими системами.
Современные представления о предметной области информатики как фундаментальной наукиБиологическая информатика – совокупность методов и подходов, включающих в

Слайд 25Современные представления о предметной области информатики как фундаментальной науки
Предмет информатики как

новой фундаментальной науки: информационный ресурс – его сущность, законы функционирования, механизмы взаимодействия с другими ресурсами общества и воздействия на социальный прогресс.

Предмет информатики: информационный ресурс как симбиоз знания и информации

Предмет информатики

Современные представления о предметной области информатики как фундаментальной наукиПредмет информатики как новой фундаментальной науки: информационный ресурс –

Слайд 26Современные представления о предметной области информатики как фундаментальной науки

Современные представления о предметной области информатики как фундаментальной науки

Слайд 27Семиотика
Теория информации
Современные представления о предметной области информатики как фундаментальной науки
Основные задачи
1.

Определения предметной области

2. Создания системы основных понятий и аксиоматики

3. Разработки математического аппарата

Кибернетика

Теория систем

Системотехника

СемиотикаТеория информацииСовременные представления о предметной области информатики как фундаментальной наукиОсновные задачи1. Определения предметной области2. Создания системы основных

Слайд 28Современные представления о предметной области информатики как фундаментальной науки
Дмитрий Александрович Поспелов

теория алгоритмов;
• логические модели;
• базы данных;
• искусственный интеллект;
• бионика;
• распознавание образов и обработка зрительных сцен;
• теория роботов;
• инженерия математического обеспечения ;
• теория компьютеров и вычислительных сетей;
• компьютерная лингвистика;
• числовые и символьные вычисления ;
• системы человеко-машинного взаимодействия;
• нейроматематика и нейросистемы;
• использование компьютеров в замкнутых системах .

Структура информатики и основные области исследования:

Современные представления о предметной области информатики как фундаментальной наукиДмитрий Александрович Поспелов• теория алгоритмов;• логические модели;• базы данных;•

Слайд 29Современные представления о предметной области информатики как фундаментальной науки
Структура предметной области

информатики
Современные представления о предметной области информатики как фундаментальной наукиСтруктура предметной области информатики

Слайд 30Роль зарубежных и отечественных ученных в становлении информатики как науки в

ее современном представлении

Аксель Иванович (Иоганнович) Берг, советский учёный-радиотехник и кибернетик, основоположник отечественной школы биологической кибернетики и биотехнических систем и технологий

Андрей Петрович Ершов, советский учёный, один из пионеров теоретического и системного программирования, создатель Сибирской школы информатики, академик АН СССР. Его работы оказали огромное влияние на формирование и развитие вычислительной техники не только в СССР, но и во всём мире.

Роль зарубежных и отечественных ученных в становлении информатики как науки в ее современном представленииАксель Иванович (Иоганнович) Берг,

Слайд 31Другие ученные
в информационной среде
Российские ученые
Известный учёный в области разработки и

создания математических моделей и программно-аппаратных средств интеллектуальных систем обработки информации и принятия решений, разработки и исследовании интеллектуальных систем обработки информации в условиях априорной неопределён-ности, неполноты и нечёткости. Создатель первого в России нечёткого сопроцессора для ЭВМ.

Берштейн Леонид Самойлович

Николай Петрович Брусенцов

Главный конструктор троичной ЭВМ «Сетунь»

Другие ученные в информационной средеРоссийские ученыеИзвестный учёный в области разработки и создания математических моделей и программно-аппаратных средств

Слайд 32Другие ученные
в информационной среде
Российские ученые
Жданов А. А.
Иванников В. П.
Михаил Рувимович

Когаловский

Вячеслав Васильевич Кондратьев

Другие ученные в информационной средеРоссийские ученыеЖданов А. А.Иванников В. П.Михаил Рувимович КогаловскийВячеслав Васильевич Кондратьев

Слайд 33Электронные ресурсы
Учебник: Методика преподавания информатики http://uchebnik.biz/book/133-metodika-prepodavaniya-informatiki/1-soderzhanie.html
Информатика как наука. Этапы развития информатики.

http://life-prog.ru/view_cat2.php?cat=4
История развития информатики как фундаментальной науки http://www.computer-museum.ru/histussr/hist_info_sorucom_2011.htm
История развития информатики. Развитие представлений об информации. На пути к информационному обществу http://www.intuit.ru/studies/courses/593/449/lecture/10009?page=2

Электронные ресурсыУчебник: Методика преподавания информатики http://uchebnik.biz/book/133-metodika-prepodavaniya-informatiki/1-soderzhanie.htmlИнформатика как наука. Этапы развития информатики. http://life-prog.ru/view_cat2.php?cat=4 История развития информатики как фундаментальной

Слайд 34Спасибо
за внимание.

Спасибо за внимание.

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть