Слайд 1Эвристические методы
на уроках информатики
Из опыта работы учителей информатики
МБНОУ «Лицей
№84» г. Новокузнецка
Педагогический совет, апрель 2017
Слайд 2Эвристическая система обучения
Эвристическую систему обучения широко применял еще Сократ.
Сократовский способ
обучения характеризуется тем, что
учитель не объясняет ученику прямо, как решать ту или иную задачу,
не приводит готовые примеры решения аналогичных задач,
но приводит ученика к самостоятельному решению задачи, задавая ему наводящие вопросы.
Слайд 3 Трудности в изучении информатики
Учащиеся профилей, не связанных с математикой и
информатикой (гуманитарный, хим-био) испытывают трудности при изучении ряда разделов информатики, в основе которых лежит математика:
алгоритмизации и программирования,
математических основ информатики,
алгебры логики,
математического моделирования.
В преподавании каждого раздела информатики учащимся нематематического профиля необходимо использовать те эвристические методы, которые наиболее эффективны для данного конкретного раздела.
Слайд 4Метод вживания
Вживаться в сущность процессов, исследуемых в разделе «Математическое моделирование»:
реализации продукции
с максимальной прибылью;
обслуживания клиентов за минимально возможное время;
законов сосуществования биологических популяций и других объектов.
Помогает применение словесных предписаний типа: «Представьте себе, что вы…»
Слайд 5ПРОЕКТИРОВАНИЕ БД. Представьте, что вы врач в поликлинике. Разработайте БД, в
которой можно будет хранить информацию о посещениях поликлиники пациентами, их диагнозах и рекомендованном лечении. Создайте разные запросы (на выборку, с вычислением), позволяющие узнать о работе конкретного врача.
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОЧЕГО МЕСТА УЧИТЕЛЯ. Составьте рекомендации по современной организации рабочего места учителя-предметника (разных предметов). Какое оборудование вы выбрали бы для этого, какие программные средства? Укажите сайты, на которых можно эти программы и оборудование приобрести. Представьте свой проект в виде презентации.
Задания на метод вживания
Слайд 6Проект «Рабочее место учителя»
Слайд 7База данных «Поликлиника»
Работа Соколовского Родиона, 11 «А», 2016
Слайд 8Метод придумывания
Может быть эффективен при изучении систем счисления с основаниями,
бóльшими десяти, а также при решении задач, использующих алфавитный подход к измерению информации.
АЛФАВИТ СИСТЕМЫ СЧИСЛЕНИЯ. Алфавит десятичной системы счисления {0, 1, 2, …, 9}. Придумайте несколько способов записи цифр в 16-ричной системе счисления.
({0, 1, 2, 3 …, 9, A, B, C, D, E, F})
АЛФАВИТ КОМПЬЮТЕРА. Сколько символов в компьютерном алфавите. Какие еще символы вы бы добавили на клавиатуру.
Слайд 9Метод «Если бы»
Целесообразно применять в разделе «Основы алгебры логики» при
изучении логической операции импликации, или следования. Как известно, данной операции соответствует оборот «если A, то B», причем при значении посылки импликации A, равном логическому нулю (лжи) результат операции будет равен единице (истине) независимо от значения следствия B («из неверной предпосылки может следовать всё, что угодно»).
Данный метод помогает учащимся понять суть свойства неверной предпосылки в математической логике, поэтому он эффективен при решении задач, использующих операцию импликации вообще и данное свойство в частности.
Слайд 10Метод инверсии
Может помочь учащимся лучше понять сущность одноименной логической операции
(«не A») и связанных с ней логических законов — двойного отрицания, исключения третьего, непротиворечия, законов де Моргана, методов доказательства от противного и др.
Метод эффективен при изучении раздела «Основы алгебры логики» (решение логических задач, упрощение логических выражений), а также при решении задач на доказательство, использующих метод доказательства от противного.
Слайд 11Решение логических задач
Задача. Министры иностранных дел России, США и Китая обсудили
за закрытыми дверями проекты договора, представленные каждой из стран. Отвечая затем на вопрос журналистов: «Чей именно проект был принят?», министры дали такие ответы:
Россия — «Проект не наш (1), проект не США (2)»;
США — «Проект не России (1), проект Китая (2)»;
Китай — «Проект не наш (1), проект России (2)».
Один из них оба раза говорил правду; второй – оба раза говорил неправду, третий один раз сказал правду, а другой раз — неправду. Кто что сказал?
проект России (?)
–
+
–
–
+
+
проект США (?)
+
–
проект Китая (?)
+
–
+
+
+
+
Слайд 12Пример задания
для самостоятельной работы в Excel
Представленная ниже таблица должна помочь
приемной комиссии наградить премией тех студентов, у которых максимальный балл по результатам сдачи экзаменов.
Примечание: Таблица должна САМА находить студента(ов) с максимальным общим баллом и рядом с его фамилией ставить слово премия.
Слайд 13Практическое задание из ОГЭ
На основании данных, содержащихся в этой таблице, ответьте
на два вопроса.
1. Сколько городов Белоруссии представлено в таблице? Ответ запишите в ячейку F2.
2. Какова средняя численность населения городов, количество жителей которых не превышает 100 тыс. человек? Ответ на этот вопрос с точностью не менее двух знаков после запятой (в тыс. чел.) запишите в ячейку F3 таблицы.
Слайд 14МОДЕЛИРОВАНИЕ ДЕТАЛЕЙ В 3D-РЕДАКТОРЕ:
Создайте деталь,
изображенную на рисунке
и опишите алгоритм
ее создания.
Задания, используемые учителями
ТЕСТИРОВАНИЕ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧИ по программированию. Решить задачу и придумать не менее 10 тестов для проверки своего решения.
Слайд 15РАДУГА СИСТЕМ СЧИСЛЕНИЯ. Каждый охотник желает знать, где сидит фазан —
с помощью данного высказывания легко запоминаются цвета радуги: красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, голубой, фиолетовый. Придумайте высказывание (стихотворение), чтобы так же легко запоминались переводы чисел из одной системы счисления в другую. (Из десятичной в двоичную, из двоичной в десятичную. Из десятичной в восьмеричную, из восьмеричной в десятичную. Из десятичной в шестнадцатеричную, из шестнадцатеричной в десятичную. Из шестнадцатеричной в двоичную и восьмеричную и наоборот).
ИНСТРУМЕНТ. Придумайте несколько новых инструментов для текстового редактора Word, которые облегчали бы работу с текстом. Дайте им названия, опишите назначение и принцип действия. Придумайте и нарисуйте кнопки с изображением ваших инструментов.
Примеры эвристических заданий
Слайд 16Примеры эвристических заданий
МОЗГ КОМПЬЮТЕРА. Человек думает и хранит информацию в голове,
для это у него есть правое и левое полушария. А как действует компьютер, если учесть, что у него есть процессор и разные виды памяти. Говорят, когда создавали компьютер, прототипом его памяти был мозг человека. Где находится оперативная память у человека, что она делает, где остальные виды памяти компьютера и похожи ли они. Напиши почему.
ЖЕСТКИЙ ДИСК. Мы все привыкли к виду жесткого диска. А если информацию сохранять на носителе в виде куба или цилиндра? Каким способом будет записываться информация на такой «жесткий диск». Как изменится вид компьютера? Предложите свои идеи жесткого диска и способы записи на него информации. Зарисуйте свое изобретение в любом графическом редакторе.
Слайд 17ЭМБЛЕМА ПРЕДМЕТА ИНФОРМАТИКА. Все государства имею свой герб, все конкурсы имеют
свои эмблемы. Почему школьный предмет не может имеет свою эмблему? Нарисуй свое представление эмблемы предмета информатика (формат jpg).
МОЙ ИНТЕРНЕТ. Последнее время в сети развивается интересное направление представления информации и общения, его называют социальные сервисы Интернет. Предложи свой социальный сервис Интернет.
HELP. В настоящее время большое количество информационных ресурсов. Запиши их в зависимости от рейтинга твоего использования.
Примеры эвристических заданий
Слайд 18Примеры эвристических заданий
МОЯ ШКОЛА. Вам предложили должность директора строящегося в вашем
регионе социального образовательного учреждения по переподготовке рабочих, использующих ИКТ технологии. Придумайте проект вашего учреждения, с учетом того, что в нем будут обучаться следующим профессиям: инженер-программист, бухгалтер, менеджер, художник-оформитель. Какое оборудование и с какими техническими характеристиками вы закупите? Обоснуйте свой проект.