Слайд 1
Выполнил: учитель информатики
МБОУ «Юнгинская СОШ им. С.М.Михайлова»
Моргаушского района ЧР
Киршева
Ирина Валериановна
Проверил: доцент кафедры математики
и информационных технологий
Гурьева Оксана Валериевна
Курсовая работа на тему:
«Технология хранения, поиска и сортировки данных»
Слайд 21.1. В какую содержательную линию
входит тема
Данная тема «Хранение, поиск
и сортировка данных» входит в 3 главу «Хранение и обработка информации в базах данных» рабочей программы по информатике разработанной с учетом требований федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования 2004г., на основе Примерной программы основного общего образования по информатике (Информатика. Программы для общеобразовательных учреждений. Сост.М.Н.Бородин, М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.) и образовательной программы Семакина И.Г.,Хеннера Е.К.: Программа курса «Информатика и информационно-коммуникационные технологии» общеобразовательный курс (базовый уровень) для 8 – 9 классов и рассчитана на изучение базового курса информатики и ИКТ учащимися 9 класса.
Слайд 3
1.2 Место темы в учебном плане и
порядок изучения темы
Тема «Базы
данных» содержит в себе ряд узловых вопросов, имеющих фундаментальное значение для курса информатики в целом. В этой теме ученики впервые встречаются с понятием величины (в дальнейшем будет широко использоваться в электронных таблицах, в алгоритмах и программах).
Величина — это отдельный информационный объект, имеющий собственное имя и занимающий место в памяти компьютера.
С этой точки зрения поля являются величинами. Каждое поле в таблице имеет имя, для каждого поля определен тип.
Понятие типа величины связано с тремя ее свойствами:
множеством значений, которые может принимать величина;
множеством операций, которые можно выполнять с этой величиной;
формой внутреннего представления в памяти ЭВМ.
Слайд 4База данных (БД) –
это совокупность взаимосвязанных данных, которые хранятся во внешней
памяти компьютера, и организованы по определенным правилам, которые предполагают общие принципы описания, хранения и обработки данных
Слайд 5Изучение темы «Базы данных» может происходить на разных уровнях:
Минимальный: дать общие
представления о базах данных, научить работе с готовой БД: осуществлять поиск информации, сортировку, удаление и добавление записей.
Углубленный: познакомить с основами проектирования БД, научить создавать базы организации поиска, сортировки, редактирования данных. Знать структуру и заполнять БД.
Работа с СУБД начинается с запуска соответствующей программы. Первое понятие, которое должны усвоить ученики: БД хранится в файле; чтобы начать с ней работать, необходимо открыть файл с БД.
Представляя ученикам БД, необходимо обратить внимание на то, что наряду с самой таблицей в памяти компьютера хранится описание ее структуры, откуда пользователь может узнать параметры полей: имя, тип, формат и др. (в Access это делается в режиме «Таблица — Конструктор»).
Слайд 61.3.Цели изучения темы
Дать представление о назначении баз данных.
Познакомить с основными реляционными
базами данных.
Обучить основным приемам работы с базой данных.
Обучить организации поиска, сортировки, редактирования данных.
Слайд 72. Содержание темы
(примерное тематическое планирование)
Понятие базы данных (БД), информационной системы.
Основные
понятия БД: запись, поле, типы полей, первичный ключ.
Системы управления БД и принципы работы с ними.
Просмотр и редактирование БД.
Проектирование и создание однотабличной БД.
Условия поиска информации, простые и сложные логические выражения.
Логические операции.
Поиск, удаление и сортировка записей.
Слайд 8СУБД И БАЗЫ ДАННЫХ
Документальные
Централизованные
Распределенные
Фактографические
Классификация
б а з
д а н н ы х
Первичный
к л ю ч
Числовой тип
Текстовый тип
Логический тип
Тип - дата
О б р а б о т к а д а н н ы х
ОТКРЫТЬ
СОЗДАТЬ
УДАЛИТЬ
ВЫБРАТЬ
Запись – строка таблицы
Простой
Составной
Поле – столбец таблицы
СУБД (система управления базами данных)
О с н о в н ы е к о м а н д ы
ДОБАВИТЬ
ЗАПИСЬ
Список полей
У с л о в и е в ы б о р к и
(логическое выражение)
П р о с т о е
С л о ж н о е
Логические операции
И, ИЛИ, НЕ
Операции отношения
<>, >, <, >=, <=
Условие сортировки
П о р я д о к с о р т и р о в к и
К л ю ч с о р т и р о в к и
Простой
Составной
По возрастанию
По убыванию
Организация данных
Слайд 9 Практика на компьютере:
работа с готовой
базой данных: открытие, просмотр, простейшие приемы поиска и сортировки; формирование запросов на поиск с простыми и составными условиями поиска; сортировка таблицы по одному и нескольким ключам; создание однотабличной базы данных; ввод, удаление и добавление записей.
Знакомство с одной из доступных геоинформационных систем (например, картой города в Интернете).
Выполнение итоговой самостоятельной работы по созданию базы данных «Видеотека».
Слайд 10
3. Планируемые результаты освоения содержания темы.
Для основной школы по ГОС 2004:
В результате освоения курса информатики в основной школе учащиеся получат представление: о понятии «информация» — одном из основных обобщающих понятий современной науки, о понятии «данные», о базовых понятиях, связанных с хранением, обработкой и передачей данных. Также о методах представления и алгоритмах обработки данных.
Учащиеся приобретают знания и умения работы на современных профессиональных ПК и программных средствах. Приобретение информационной культуры обеспечивается изучением и работой с электронными таблицами, СУБД, мультимедийными продуктами, средствами компьютерных телекоммуникаций.
У выпускников будут сформированы:
навыки и умения, необходимые для работы с основными видами программных систем и интернет-сервисов (с опорой на их применение на протяжении всего учебного процесса по различным предметам).
Слайд 11Для основной школы по ФГОС НОО и ООО:
Изучение
предметной области «Математика и информатика» должно обеспечить:
осознание значения математики и информатики в повседневной жизни человека;
формирование представлений о социальных, культурных и исторических факторах становления математической науки;
понимание роли информационных процессов в современном мире;
формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, универсальном языке науки, позволяющем описывать и изучать реальные процессы и явления.
Слайд 12
4. УМК из рекомендованных в Федеральном перечне основной школы, развитие темы
в данном УМК по классам
Слайд 14
Электронное сопровождение УМК:
Авторская мастерская И.Г. Семакина
ЭОР Клавиатурный тренажер «Руки солиста» на
портале Единой коллекции ЦОР
ЭОР к УМК И.Г. Семакина и др. «Информатика и ИКТ», 8 класс и 9 класс на портале Единой коллекции ЦОР
Лекторий «Олимпиадная информатика»
Сайт всероссийской олимпиады школьников по информатике
Сетевые компьютерные практикумы
СУБД (статья в Википедии)
Рассказы про язык FoxPro (статья)
Введение в базы данных (электронный учебник)
Раздел "Базы данных" на сервере ЦИТ-Форум
В. В. Кириллов "Основы Иерархические базы данных (статья в Википедии)
Сетевая СУБД (статья в Википедии)
Реляционная проектирования реляционных баз данных" (учебное пособие)
Модели баз данных (статья)
Слайд 155. Примерный учебный план по теме и учебно-тематический план (поурочное планирование)
по теме и по классам по данному УМК 8 класс
Слайд 176. Проследить развитие темы на 3-х уровнях (пропедевтическом, основной и полной
школы) на примерах конкретных УМК из рекомендованных в Федеральном перечне
В начальной школе из рекомендуемых учебных программ 2-4 классов Матвеева Н.В.и др., в курсе «Информатика и ИКТ » в разделе «Данные и компьютер» рассматривают термин данные - закодированная информация и, что одну и ту информацию можно представить различными способами: текстом, рисунком, таблицей, числами.
В среднем звене 8-9 классах в авторской программе курса основной школы под редакцией И.Г.Семакин , содержится тема база данных в электронных таблицах.
В авторской программе под редакцией Н.Д.Угринович курс «Информатика и ИКТ» (базовый уровень) для 10 – 11 классов в 11 классе прослеживается данная тема: из них 3 ч – теория, и 2ч – практика.
Слайд 18III. Список литературы
1. Стандарт основного общего
образования по информатике и ИКТ (из приложения к приказу Минобразования России от 05.03.04 № 1089) / Программы для общеобразовательных учреждений. Информатика. 2-11 классы: методическое пособие – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.
2. Примерная программа основного общего образования по информатике и информационным технологиям / Программы для общеобразовательных учреждений. Информатика. 2-11 классы: методическое пособие – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.
3. Программа базового курса информатики / Семакин И.Г., Шеина Т.Ю. Преподавание базового курса информатики в средней школе: методическое пособие. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.
4. Семакин И.Г., Залогова Л.А, Русаков С.В., Шестакова Л.В. Информатика и ИКТ. Базовый курс: Учебник для 8 класса. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.
5. Семакин И.Г., Залогова Л.А, Русаков С.В., Шестакова Л.В. Информатика и ИКТ. Базовый курс: Учебник для 9 класса. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.
Слайд 19IV. Приложение 1.
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Базы данных и системы управления базами
данных
Слайд 20V. Приложение 2. Полезные ресурсы дидактического и методического характера по теме.