Слайд 1Тема презентации:
«Водоемы и цивилизация»
Выполнила ученица 11 класса
СОШ имени Н.А. Некрасова
г.Почепа Брянской обл.
Романенко Дарья
Учитель: Конохова Е.Д.
Слайд 2Разделы:
Приложение:
1. Проблема человечества
2 Вода в жизни человека
3. Очистка водоема
4.Итог выполненной работы
Слайд 3Раздел № 1
Проблема человечества
Слайд 4 Экологическая обстановка в мире:
В наши дни трудно найти
водоем, не пострадавший от издержек цивилизации. Нефть, промышленные и канализационные стоки, удобрения, смытые с полей, - всё попадает в водоемы.
ПРОЦЕСС ОЧИЩЕНИЯ ВОДОЕМА НЕВЕРОЯТНО СЛОЖЕН И С МИКРОБИОЛОГИЧЕСКОЙ , И С ФИЗИКО-ХИМИЧЕСКОЙ ТОЧЕК ЗРЕНИЯ. Главные «действующие лица здесь» – микроорганизмы, обитающие в воде и в донном иле.
Слайд 5Раздел № 2
Вода в жизни человека
Слайд 6Значение воды в жизни человека:
Вода - это универсальное вещество, без которого
невозможна жизнь, это непременная составляющая часть всего живого. В растениях содержится до 90% воды, а в теле взрослого человека – около 70%. Биологи иногда шутят, что вода "изобрела" человека как средство передвижения. И это похоже на правду, ведь основным компонентом нашего организма является именно вода. На этот счет есть прекрасная метафора Дюбуа: "Живой организм – это одушевленная вода".
Слайд 7Значение воды:
Вода - самый большой по объему потребления "продукт питания" в
рационе человека.
Слайд 8Значение воды:
Вода в организме человека:
Кровь 93%
Мозг 80%
Мышцы 75%
Кости
50%
Зубы 10%
Слайд 11Задачи:
Понять закономерности процесса самоочищения водоема.
Выяснить действие органических и неорганических веществ на
процесс самоочищения.
Слайд 12 Способны ли микроорганизмы перерабатывать органические вещества?
Лабораторный опыт №1
Слайд 13Выполнение опыта:
1
Ход лабораторного опыта №1:
Действие первое. Поместить в сосуд донный
ил и залить сверху 1-%раством туалетного мыла.
Слайд 14Выполнение опыта:
Ход лабораторного опыта №1:
Действие второе. Взболтать сосуд. Ее содержимое пенится,
что и следовало ожидать.
2
Слайд 15Выполнение опыта:
Ход лабораторного опыта №1:
Действие третье. Неплотно прикрыть сосуд кусочком ваты
и оставить на 5-6 часов. Снова взболтать колбу.
3 а
3 б
Слайд 16Вывод первого лабораторного опыта:
Микроорганизмы, обитающие в донном
иле, съели органическую часть мыла. Продукты их жизнедеятельности частично выпали в осадок, а частично выделились в виде газов с неприятным запахом.
Слайд 17 Всеядны ли микроорганизмы?
Лабораторный опыт №2
Слайд 18Выполнение опыта:
Ход лабораторного опыта №2:
Действие первое.
В чистый сосуд
внести новую порцию донного ила и залить 1-% раствором синтетического стирального порошка.
1 а
1 б
Слайд 19Выполнение опыта:
Ход лабораторного опыта №2:
Действие второе. Взболтать. Раствор пенится. Проверить
интенсивность пенообразования через 5-6 часов.
Слайд 20Вывод второго лабораторного опыта:
Микроорганизмы, обитающие в донном
иле, не желают перерабатывать синтетические вещества, поэтому раствор продолжает пениться.
Слайд 21 Как действуют на микроорганизмы неорганические вещества?
Лабораторный опыт №3
Слайд 22Выполнение опыта:
Ход лабораторного опыта №3:
Действие первое.
В несколько колб
внести донного ила и влить по 30 мл примерно 10% раствора медного купороса, сульфата кобальта и аммония двуххромовокислого .
1
Слайд 23Выполнение опыта:
Ход лабораторного опыта №3:
Действие второе. Смесь в колбах тщательно
перемешать и оставить 2-3 часа. Затем жидкость во всех колбах слить, остатки промыть чистой водой несколько раз и профильтровать.
2
3
Слайд 24Выполнение опыта:
Ход лабораторного опыта №3:
Действие третье. В каждую колбу прилить
раствор туалетного мыла. Затем сделать всё как в первом лабораторном опыте.
4
5
Слайд 25Вывод третьего лабораторного опыта:
Раствор продолжает пенится много
часов спустя. Значит, ядовитые вещества вывели из строя микроорганизмы, и те не смогли переработать органические остатки. Именно поэтому нельзя сбрасывать неочищенные промышленные стоки в водоемы – погибают микроорганизмы и нарушается способность водоема к самоочищению.
Слайд 26Раздел №4
Итог выполненной работы
Слайд 27Как же решить проблему загрязнения водоемов?
Слайд 28Пути решения проблемы:
В реках и других водоемах происходит естественный
процесс самоочищения воды. Однако он протекает медленно. Пока промышленно-бытовые сбросы были невелики, реки сами справлялись с ними. В наш индустриальный век в связи с резким увеличением отходов водоемы уже не справляются со столь значительным загрязнением. Возникла необходимость обезвреживать, очищать сточные воды и утилизировать их.
Очистка сточных вод - обработка сточных вод с целью разрушения или удаления из них вредных веществ. Освобождение сточных вод от загрязнения - сложное производство. В нем, как и в любом другом производстве, имеется сырье (сточные воды) и готовая продукция (очищенная вода).
Методы очистки сточных вод можно разделить на механические, химические, физико-химические и биологические, когда же они применяются вместе, то метод очистки и обезвреживания сточных вод называется комбинированным. Применение того или иного метода, в каждом конкретном случае, определяется характером загрязнения и степенью вредности примесей.
Слайд 29Механический метод очистки водоема:
Механический метод заключается в
том, что из сточных вод путем отстаивания и фильтрации удаляются механические примеси.
Примеры фильтров для очистки водоемов.
Слайд 30Химический метод очистки водоемов:
Химический метод заключается в
том, что в сточные воды добавляют различные химические реагенты, которые вступают в реакцию с загрязнителями и осаждают их в виде нерастворимых осадков. Химической очисткой достигается уменьшение нерастворимых примесей до 95 % и растворимых до 25 %
Слайд 31Биологический метод очистки водоемов:
Среди методов очистки сточных
вод большую роль должен сыграть биологический метод, основанный на использовании закономерностей биохимического и физиологического самоочищения рек и других водоемов. Есть несколько типов биологических устройств по очистке сточных вод: биофильтры, биологические пруды . Биологический метод дает большие результаты при очистке коммунально-бытовых стоков. Он применяется также и при очистке отходов предприятий нефтеперерабатывающей, целлюлозно-бумажной промышленности, производстве искусственного волокна.
Слайд 32Методы очистки водоемов:
Загрязненные сточные воды очищают также
с помощью ультразвука, озона, ионообменных смол и высокого давления, хорошо зарекомендовала себя очистка путем хлорирования.
Слайд 33 Самоочищение водоема очень важный процесс для поддержания чистоты воды.
Не все химические вещества микроорганизмы способны переработать. Следовательно, сбрасывать такие вещества в водоёмы категорически запрещено. Хотя и были рассмотрены возможные пути решения данной проблемы.
Итог выполненной работы:
Слайд 34
Использованная литература: География 11 класса «Глобальные проблемы мира», Методические разработки
по химии, интернет: схемы, картинки, Химия 11 класс.