Слайд 2Введение:
Одно из самых распространенных веществ на земле – это вода. Вода
– непременная составная часть всех живых организмов, жизнедеятельности и всего живого. Можно ли употреблять воду, которая находится на территории села Крутояр Ужурского района, Красноярского края.
Водоснабжение осуществляется через водонапорные башни, на территории сельского совета насчитывается 10 объектов, причем только 2 относительно недавно (10-15 лет назад), остальные находятся в удручающем положении, сооружены более 40 лет назад, фильтры для очистки воды отсутствуют. В основном водопроводная сеть проложена из чугунных, полиэтиленовых и железных труб.
Слайд 3Целью исследовательской работы является определение уровня загрязнённости воды, оценка её пригодности
для питья из местной водопроводной системы, различных скважин, находящихся на территории нашего села.
Задачи:
Изучить гигиенические требования к питьевой воде.
2. Познакомиться с инженерными системами сельскохозяйственного водоснабжения и водоотведения с.Крутояр.
Изучить литературу по данному вопросу.
Овладеть методикой выявления загрязнителей в воде.
Взять пробы для исследования воды.
Выявить загрязнители для с.Крутояр.
7. Проанализировать и сделать выводы.
Слайд 4Постановка проблемы.
Наше удивительное село находится на территории СПК «Андроновский» (сельско –
хозяйственный производственный кооператив).
На территории сельского совета проживает более 3 тысяч человек.
Водоснабжение осуществляется через водонапорные башни, на территории сельского совета насчитывается 10 объектов, причем только два установлены относительно недавно (10-1 сооружены более 40 лет назад, капитальный ремонт осуществлялся 5 лет назад), остальные 8 находятся в удручающем положении. Через водопровод вода поступает в квартиры и наружные сооружения.
Вода не соответствует установленным нормам и требованиям ГОСТа и СанПиН, ВОЗ, а, следовательно, несет вред здоровью детей и взрослых и в связи с этим не разрешается СанПиНом открыть летний пришкольный лагерь. При несоответствии качества воды нормам СанПиН в организм человека попадает вредные для здоровья соединения, что приводит к различным заболеваниям, по последним медицинским осмотрам детей у 30% выявлены хронические заболевания гастрита, двенадцатиперстной кишки, микробное загрязнение воды не редко служит причиной кишечных инфекций.
Повышение концентрации меди в питьевой воде вызывает поражение слизистых оболочек почек и печени; никеля – поражение кожи; цинка – почек; мышьяка – центральной нервной системы.
Повышение уровня бикарбонатов в воде связано с заболеваемостью язвой желудка и двенадцатиперстной кишки, хроническими гастритами, ишемической болезнью, приводит к отставанию физического развития детей.
Микробное загрязнение служит причиной кишечных инфекций.
Опасность присутствие в питьевой воде и микроорганизмов, особенно бактерий из группы кишечных палочек и энтеровирусы, поражающие желудочно-кишечный тракт, а также вирус гепатита. Они попадают в воду сточными потоками с полей, удобряемых навозом. Дожди и разливы рек смывают навоз в водоемы, где микрофлора начинает бурно размножаться.
Проект поможет выявить уровень загрязненности питьевой воды нашего села. В основе проекта лежит исследовательская работа учащихся.
Слайд 5Гипотеза:
при несоответствии качества воды нормам
СанПин в организм человека попадают вредные для здоровья соединения, что приводит к различным заболеваниям, необходимо выявить уровень загрязненности питьевой воды нашего села, чтобы в дальнейшем бороться с данной проблемой, через изменение системы очистки.
Основные методы работы, которые мы использовали: наблюдение, описание, метод анализа, метод синтеза.
Слайд 6Гигиенические требования к питьевой воде.
По требованиям ГОСТа питьевая вода должна быть,
прежде всего, безопасной для здоровья человека и живых организмов, безвредна по химическому составу.
Допустимые показатели по микробиологическому анализу представлены в таблице №1.
Слайд 7Допустимые показатели по микробиологическому анализу воды.
Слайд 8Таблица №2
Измерение железа в воде.
При измерении железа мы использовали метод,
основанный на использовании ионов железа в щелочной среде с сульфосалициловой кислотой с образованием окрашенного в желтый цвет комплексного соединения. А также «Феррум тест». Данные приемы позволили выявить следующие результаты: о повышенном содержании железа в воде подтвердили и лабораторные исследования в домашних условиях. В воду мы добавили уксусную кислоту, вода приобрела желтоватый оттенок. Следовательно, произошло выделение углекислого газа, данная вода содержит карбонаты. Самое большое содержание железа в пробе№1,3;наименьшее содержание железа в пробах №2,3,4,5,6.
Слайд 9Таблица №2 «Концентрация химических веществ, встречающихся в природных водах».
Слайд 102. Гидрохимический анализ питьевой воды.
Для исследования питьевой воды на эксперимент мы
взяли следующие пробы…:
Проба 1 – скважина №1, водоснабжение школы.
Проба 2 – скважина №2, водоснабжение улиц Почтовая, Школьная, Октябрьская, Спортивная…
3. Проба 3 – скважина №3, водоснабжение улиц Молодежная, Степная, Новая, Железнодорожная.
Проба 4 – скважина деревни Андроново, находящейся на расстоянии то села Крутояр в 3 километрах.
Проба 5 – скважина деревни Усть-Изыкчуль, находящейся в 12 километрах от центральной усадьбы.
6. Проба 6 – скважина
Слайд 11Водонапорная башня в разрезе: 1-насосная, 2-резервуар с водой, 3-потребители воды.
Слайд 13Ожидаемые результаты.
Проект позволит узнать, насколько загрязнена вода в нашем селе.
В работе
над проектом у учащихся будут формироваться навыки исследовательской работы, расширится кругозор.
Слайд 14Цветность воды.
Показатели цветности также предельно допустимые (20), причем наибольшее
увеличение наблюдается у
образца под номером 3 – водоснабжение улиц
Молодёжная, Степная, Новая, Железнодорожная.
проба 1
проба 2
проба 3
проба 4
проба 5
проба 6
проба 7
0
20
40
60
Слайд 15При определении кислотности(рН) мы использовали тест «Экопротект»
Слайд 16При определении концентрации аммиака мы использовали тест. Получили следующие результаты.
Слайд 17Жесткость воды
У нас в России вода классифицируется по жесткости таким
образом:
Мягкая
с жесткостью менее 3,0 мг. – экв/ л Средней жесткости-3,0-
6,0 мг/экв/л Жесткая – более 6,0/л.При определении жесткости
воды мы провели следующий эксперимент. В воду, взятую для
образцов, добавляем раствор титранта по каплям. Все
Содержимое перемешиваем, осторожно встряхиваем до
изменения цвета раствора, постепенно перемешиваем
содержимое склянки. Далее определяем величину общей
жесткости по следующей формуле:
Жо=5хN/V(N- количество капель титранта, V- объем пробы).
Результаты: на территории нашего села вода средней жесткости с
показателями(5.1 -5.5 мг-экв/л). В деревнях Андроново и Усть-
Изыкчуль- мягкая с жесткостью от 2.5-3.0 мг- экв/л.
Слайд 18Микробиологические исследования показали следующий результат, на основании протоколов лабораторных испытаний СанПин
2.1.4.1074-01.
В образцах воды, взятых на исследование в 2005 году.
Микробиологические исследования.
В 2006 году содержание общего микробного числа составило 32, ОКБ вновь обнаружен, ТКБ отсутствует. В 2007 году показатели, .соответствующие МУК МЗ РФ, общие колиформные бактерии, термотолитарные колиформные бактерии не обнаружены.
Слайд 19 Мутность воды.
Из данной таблицы мы можем увидеть, что мутность воды
увеличивается с каждым годом, причем образцы воды, взяты в школе, ниже, чем показатели образцов, взятых из другой водонапорной башни.
На определение запаха использовались все образцы. Пробирки плотно закупоривались, через несколько часов, исследуемые образцы, открывались, определялся характер и интенсивность запаха.
В данном случае мы наблюдаем, что запах практически не изменяется, во всех образцах равен 2 баллам, это вода, при употреблении которой запах проявляется не сильно. Образец под номером 3 выделил более интенсивный запах 3(балла).
2005
2006
2007
2008
проба 1
проба 2
проба 3
проба 4
проба 6
проба 7
проба 5
4
3
2
1
0
проба 1
проба 2
проба 3
проба 4
проба 5
проба 6
0
2
4
6
8
2005
2006
2007
2008
Слайд 20Используемая литература.
Государственная система санитарно- эпидемиологического нормирования Российской Федерации. Федеральные санитарные правила,
нормы и гигиенические нормативы 2.1.4. Питьевая вода и водоснабжение населенных пунктов. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. СанПиН 2.1.4.559- 96.
Инвентарное дело №50 на сооружение «водонапорной скважины»
д. Андроново.
Инвентарное дело №52 А на сооружение «водонапорной скважины» с. Крутояр по ул. Степная, Молодежная.
Инвентарное дело №52 Б на сооружение «водонапорной скважины» с. Крутояр, ул. Главная
Инвентарное дело №53 на сооружение «водонапорной скважины»
д. Усть – Изыкчуль.
Источники:
Слайд 21Инвентарное дело на сеть водопровода по селу Крутояр: ул. Набережная, Элеваторная,
Главная, Первомайская, МТС.
Инвентарное дело на сеть водопровода по селу Крутояр: ул. Молодежная, Степная, Железнодорожная, Октябрьская, Почтовая.
Протокол лабораторных испытаний №485 от 25.09.2005. Вода питьевая холодная из р/сети. МОУ «Крутоярская СОШ».
Протокол лабораторных испытаний №531 от 14.10.2005. Вода питьевая холодная. Д.Белая Роща.
Протокол лабораторных испытаний №530 от 14.10.2005. Вода питьевая холодная. МОУ «Крутоярская СОШ»
Протокол лабораторных испытаний №1243 от 17.10.2005. вода питьевая холодная. МОУ «Крутоярская СОШ».
Протокол Лабораторных испытаний №530 от 14.10.2005. Вода питьевая холодная.
Протокол лабораторных испытаний №2006 от 29.03.2006. вода питьевая. Сельский ведомственный водопровод.
Протокол лабораторных испытаний №529 от 31.10.2006. вода питьевая из разводящей сети с.Крутояр, ул. Элеваторная 8.
Протокол лабораторных испытаний №27 от 29.05.2007. Вода питьевая. С. Крутояр, ул. Элеваторная 8.
Слайд 22Протокол лабораторных испытаний №5 от 29.05.2007. Вода питьевая МОУ «Крутоярская СОШ».
Протокол
лабораторных испытаний №347 от 11.08.2007. Вода питьевая. С. Крутояр ул. Элеваторная 8.
Протокол лабораторных испытаний №41 от 18.12.2007. Вода питьевая. Сельский ведомственный водопровод.
Литература
Ахметов Н.С. Неорганическая химия. – М., 1992.
Глинка Н.Л. Общая химия. – Ленинград, 1984.
Муравьев А.Г., Данилова В.В. Руководство по применению комплект – лаборатории «Пчелка- У» и его модификаций при учебных экологических исследованиях. – Спб: Крисмас+, 2000.
Прокофьев М.А. энциклопедический словарь юного химика. – М., 2005.
Рефераты по биологии / составитель Л.Орлов. – Минск, Харвест, 2007.
Хомченко Г.П. Химия для поступающих в ВУЗы. – М., 2006.