Слайд 1Решение задач на растворы и сплавы
Интегрированный урок химии и математики
Учитель математики
высшей категории
МОУ лицей №2Блесткина Л.П.
Учитель химии высшей категории
МОУ лицей №2 Суслова Е.Т.
Слайд 2Цель урока
Рассмотрение алгоритма решения задач на растворы:
знакомство с приемами решения задач в математике и химии;
расширение знаний учащихся о значении растворов веществ в природе и деятельности человека.
Слайд 3Задачи урока:
Совершенствовать умения и навыки решения задач на растворы по алгоритмам;
развивать
практические умения решения задач;
развивать практические умения работы с химической посудой и веществами;
сформировать целостную картину о взаимосвязи предметов в школе;
рассмотреть биологическое значение воды, как универсального растворителя;
учить учащихся самооценке, самоконтролю.
Слайд 4
Только из союза двух работающих вместе и при помощи друг друга
рождаются великие вещи
Антуан де Сент- Экзюпери
Устный счет
1) Что называют процентом?
Ответ:
1/100 часть числа.
Слайд 62) Выразите в виде десятичной дроби:
17%,
40%,
6%.
Ответ:
17% = 0,17
40%
= 0,40
6% = 0,06
Устный счет
Слайд 7Устный счет
3) Выразите в виде обыкновенной дроби 25%, 30%, 7%
Ответ:
25% =
30% =
7% =
Слайд 8Устный счет
4) Установите соответствие 40% 1/4
25% 0,04
80% 0,4
4%
4/5
(
Слайд 9Ответ:
40%
25%
80%
4%
0,4
1/4
4/5
0,04
Слайд 10Устный счет
5) Одним из основных действий
с процентами – нахождение %
от числа.
Как найти % от числа?
Слайд 11Ответ:
1) % записать в виде дроби,
2) умножить число на эту
дробь.
Слайд 12Устный счет
6) Найти 10% от 30.
Ответ:
1) % записать
в виде дроби
10% = 0,1
2) умножить число на эту дробь
30 * 0,1 = 3
Слайд 13Устный счет
7) Вычислите :
а) 20% от 70
б) 6% от 20
в) х% от 7
Слайд 14Устный счет
Ответ:
а) Найти 20% от 70.
20% = 0,2 и 70 * 0,2 = 14
б) Найти 6% от 20.
6% = 0,06 и 20 * 0,06 = 1,2
в) Найти х% от 7.
х% = х / 100 и х / 100 * 7
Слайд 15 Смеси - это однородные и неоднородные
системы, состоящие из двух более
компонентов.
Растворы-однородная смесь,состоящая изчастиц раствореного вещества,растворителя и продуктов их взаимодействия
Однородные (гомогенные) системы - растворы:
жидкие ( растворы кислот, оснований, солей);
газообразные( смеси газов);
твердые ( сплавы).
А
Система(С) целое
А,В,Д - составные части
( компоненты системы )
В
С
Слайд 16Знаете ли вы, что…
В каждой домашней аптечке есть:
10% -
ный раствор аммиака,
5% - ный спиртовой раствор йода,
1% - ный спиртовой раствор бриллиантового зеленого,
3% - ный спиртовой раствор борной кислоты
Слайд 17Для засолки грибов необходимо приготовить
12 %-ный солевой раствор.
А
желаете отведать ароматный, сочный шашлычок? Нужно приготовить маринад с содержанием уксусной кислоты 9 %.
Слайд 18Знаете ли вы, что…
Витаминный, ягодный или фруктовый компот особенно хорош зимой.
Для этого его необходимо заготовить заранее и сварить в 30 %-ном сахарном сиропе.
Слайд 19
¾ поверхности Земли покрыто водой
Слайд 21В сутки человек выделяет 3 литра воды и столько же нужно
ввести в организм
Слайд 22Овощи содержат 90% воды
(рекордсмены – огурцы - 98%)
Слайд 23Рыба содержит
80% воды
(рекордсмен у животных – медуза 98%)
Слайд 26«ДОЛЯ»
Объемная доля
газообразного компонента
А в системе С
φ (A)=V(A) /V(C) .100%
Массовая
доля
компонента
А в системе С:
W(A)=m (A) /m(C) . 100%
Слайд 27Задача №1
Перед посадкой семена томатов дезинфицируют 15%-ным раствором марганцовки.
Сколько
г марганцовки потребуется для приготовления 500 г такого раствора?
Слайд 28Задача №2
При смешивании 10%-го и 30%-го раствора марганцовки получают 200
г 16%-го раствора марганцовки.
Сколько граммов каждого раствора взяли?
Слайд 30Решение
Кол. Раствора % содерж.
Кол. Вещества
1 х 10 % 0,1х
2 200-х 30% 0,3(200-х)
3 200 16% 0,16*200
Составим уравнение: 0,1х+0,3(200-х)=0,16*200
-0,2х+60=32
-0,2х=-28
Х=140
200-140=60.
Ответ.140г и 60г.
Слайд 31Задача № 2
Решение:
m1 = (14 * 200)/ 20 =
140 Г
m2 = (6 * 200)/ 20 = 60Г
Ответ: m1 = 140г, m2 = 60 г
Слайд 32
При решении задач на растворы с разными концентрациями чаще всего применяют
квадрат Пирсона.
При расчётах записывают одну над другой массовые доли растворённого вещества в исходных растворах, справа между ними – его массовую долю в растворе, который нужно приготовить, и вычитают по диагонали из большего меньшее значение.
Разности их вычитаний показывают массовые доли для первого и второго растворов, необходимые для приготовления нужного раствора.
Слайд 33Задача №3. Один раствор содержит 55% азотной кислоты, а второй 30%.
Сколько нужно взять первого и второго растворов, чтобы получить 100 кг 50% -ного раствора азотной кислоты?(ЕГЭ 2013г).
% кол вещ
1 х 55% 0,55х
2 100-х 30% 0,3(100-х)
3 100 50% 0,5*100
0,55х+0,3(100-х)=0,5*100
0,25х=50-30
0,25х=20
Х=80.
Ответ. 80кг и 20кг.
Слайд 35Задача 4
Из сосуда, доверху наполненного 97% раствором кислоты, отлили 2
литра жидкости и долили 2 литра 45% раствора этой же кислоты. После этого в сосуде получился 81% раствор кислоты. Сколько литров раствора вмещает сосуд?
Решение:
97%
81%
45%
Слайд 361раствор - х, % содержание -97, следовательно вещества
в нем 0,97х. Отлили 2л 0.97% раствора, значит отлили 0,97*2л, получили вещества 0,97-1,94л. После того, как долили 2л 45% раствора, вещества стало 0,97х-1,94+0,9, а с другой стороны получили 0,81х вещества.
Составим уравнение: 0,97х-1,94+0.9=0,81х
0,16х=1,04
Х=6,5
Слайд 370.97х-1,94+0,9=0,81х
0.16х=1,04
Х=6.5
Ответ.6.5 кг.
Слайд 38Задача 5. Сплавили 300 г сплава олова и меди, содержащего 60%
олова, и 900г сплава олова и меди, содержащего 80% олова. Сколько процентов олова в получившемся сплаве?
Решение:
Слайд 391200*0,01х=900
0,01х=900:1200
Х=0,75:0.01
Х=75
Ответ:75%
Слайд 40Задача 1.
Смешали некоторое количество 15-процентного раствора
некоторого вещества с таким же
количеством 19-процентного раство-
ра этого вещества. Сколько процентов составляет концентрация
получившегося раствора? Ответ: 17%.
Задача 2.
Смешали 4 литра 15-процентного водного раствора некоторого вещества с 6 литрами 25-процентного водного раствора этого же вещества. Сколько процентов составляет концентрация получившегося раствора?
Ответ: 21%.
Задача 3. Имеется два сплава. Первый содержит 10% никеля,
второй — 30% никеля. Из этих двух сплавов получили третий
сплав массой 200 кг, содержащий 25% никеля. На сколько
килограммов масса первого сплава меньше массы второго?
Ответ: на 100 кг.
Слайд 41Проверочная работа
1 вариант
При
смешивании
15%-го и 8% -го раствора кислоты получают 70 г 10%-го раствора кислоты. Сколько граммов каждого раствора взяли?
2 вариант
При смешивании
15%-го и 60% -го раствора соли получают 90 г 40%-го раствора соли. Сколько граммов каждого раствора взяли?
Слайд 42Решения задач проверочной работы
1 вариант
0,15х
+ 0,08(70-х)=0,1*70
0,15х+ 5,6-0,08х =7
0,07х=7-5,6
0,07х=1,4
х = 1,4:0,07
х = 20
20(г) - 15% раствора.
70 – 20 = 50(г)-8% раствора
Ответ: 20 г, 50г.
2 вариант
0,15х+0,6(90-х)=0,4*90
0,15х+54-0,6х=36
-0,45х=36-54
-0,45х =-18
х = 18:0,45
х = 40
40(г) -15% раствора
90 – 40 = 50(г)-60% раствора
Ответ: 40 г, 50г.
Слайд 43Критерий оценивания
(самопроверка)
нет ошибок – «5»
одна ошибка – «4»
две ошибки –
«3»
Слайд 44Домашнее задание
Задача №1
Какую массу молока 10%-й жирности и
пломбира 30%-й жирности необходимо взять для приготовления 100г 20%-го новогоднего коктейля?
Задача №2
Для засола огурцов используют 7% водный раствор поваренной соли (хлорида натрия NaCl). Именно такой раствор в достаточной мере подавляет жизнедеятельность болезнетворных микроорганизмов и плесневого грибка, и в то же время не препятствует процессам молочнокислого брожения. Рассчитайте массу соли и массу воды для приготовления 1 кг такого раствора?
Слайд 45Задание на дом.
1.Имеются два сосуда, содержащие 42кг и 6кг раствора кислоты
различной концентрации. Если эти растворы смешать, то получится раствор, содержащий 40% кислоты. Если же смешать равные массы этих растворов, то получится раствор, содержащий 50% кислоты. Сколько кг кислоты содержится в первом растворе?
2. Смешали 14 литров 30% водного раствора некоторого вещества с 10 литрами 18-процентного раствора этого же вещества. Сколько % составляет концентрация получившегося раствора?
3.Смешав 70% и 60% растворы кислоты и добавив 2кг чистой воды, получили 50% раствор кислоты. Если бы вместо2кг воды добавили 2кг 90% раствора той же кислоты, то получили бы70% раствор кислоты. Сколько кг 70% раствора использовали для получения смеси?
Слайд 46Рефлексия.
Оцените усвоение материала (самооценка):
Устный счет на проценты (математика)
Устная работа (химия)
Решение
задачи №1 (химия)
Решение задачи №2 (математика И ХИМИЯ)
Решение задачи №3 (математика И ХИМИЯ)
Решение задачи №4 (математика И ХИМИЯ)
Отметка за проверочную работу (самооценка)