Слайд 1Творческий отчёт
преподавателя химии и биологии
Водопьян С.В.
Слайд 2Образование - высшее
Педагогический стаж – 23 года
Категория - высшая
Слайд 3Тема самообразования
«Развитие познавательных способностей учащихся через индивидуализацию и интеграцию обучения»
(2011-2016 гг.)
«Педагог должен увидеть ребенка таким,
какой он есть “внутри себя”,
каким знает себя “только он сам”».
Е.Ю. Сазонов
Слайд 4Методика обучения химии, применяемая в настоящее время в образовании, является еще
в определенной степени традиционной. Деятельность учащихся при этом способе обучения направлена, главным образом, на запоминание и воспроизведение учебного материала, выполнение заданий и упражнений.
Перед преподавателем химии встаёт проблема, как развивать творческие способности учащихся и формировать творческие компетентности?
Слайд 5 Таким образом, актуальность моего педагогического опыта определяется поиском путей
из создавшегося противоречия между тенденциями инновационного образовательного процесса и традиционными технологиями обучения и воспитания учащихся.
Слайд 6Цель:
- использование приемов и методов современных образовательных технологий для
развития познавательных способностей учащихся и взаимосвязь с профессией
Слайд 7В соответствие с целью я решаю определенные задачи:
1. Изучение передового педагогического
опыта по использованию современных технологий обучения.
2. Внедрение в педагогический процесс наиболее эффективных технологий, позволяющих сформировать ведущие компетентности учащихся.
3. Ориентация образовательного процесса на развитие личностного потенциала учащихся через организацию индивидуальной, творческой и исследовательской деятельности.
4. Осуществление интеграции химии и спецпредметов.
5. Подготовка участников образовательного процесса к жизнедеятельности в условиях информационного общества, развитие социальной компетентности учащихся.
6. Повышение эффективности учебного процесса и, как следствие, повышение качества обучения по предмету.
Слайд 8Новизна опыта заключается в изменении подходов к содержанию, формам, методам обучения
и роли преподавателя-предметника в развитии умения педагога управлять познавательной деятельностью учащихся, используя для этого различные средства обучения и стимулирования.
Слайд 9Принцип создания успеха
в обучении
Человек никогда не преуспеет в жизни в
широком смысле слова, если однажды не познает успеха в чем-то для него важном»
У. Глассер
Перечеркнув прошлые неудачи обучающихся в изучении химии, предлагаю им испытать свои возможности в настоящее время.
В работе с такими обучающимися сосредотачиваю внимание на их достижениях на каждом уроке, поощряю их стремление добиться успеха.
Слайд 10В основе преподавания предмета химии применяю систему сочетания инновационных технологий.
Среди
них:
- технология проблемного обучения,
- технология разноуровневого обучения,
- технология игрового обучения,
- проектные технологии,
- технологии интегративного обучения.
Слайд 11Технология проблемного обучения
Цели обучения:
- активизация мышления обучающихся;
- формирование интереса
к изучаемому предмету
Работа над решением проблемы иногда бывает более ценной, чем само решение и происходит успешно тогда, когда возникает проблемная ситуация, т.е. обучающийся испытывает интеллектуальное затруднение, которое направляет его мыслительную деятельность на решение проблемы.
Слайд 12Обобщение знаний по теме «Углеводы»
Проблемные вопросы:
1. Углеводы полезные или вредные?
2. Если
есть альдегидная группа в составе глюкозы, то почему она не реагирует с фуксинсернистой кислотой?
Слайд 13Существуют различные варианты постановки и решения проблемы:
Педагог ставит проблему и сам
решает ее, излагая лекционный материал, при этом обучающие внешне кажутся пассивными, но внутри каждого могут интенсивно протекать процессы понимания, принятия, запоминания.
Во время лекции-беседы педагог ставит проблему и предлагает решить ее совместно с обучающимися, путем структурирования, систематизирования ответов и высказываний обучающихся, подводит их к общим правильным выводам.
При хорошей подготовке обучающихся, проблемные вопросы можно решать в группах малого состава.
Слайд 14Технология разноуровневого обучения
Цели обучения:
- активизация мышления обучающихся с разным уровнем
подготовки;
- снятие неуверенности у слабых обучающихся перед сильными;
- воспитание Я-концепции.
- Качество усвоения предмета можно обеспечить технологией уровневой дифференциации.
-Уровень низкой подготовки обучающихся необходимо приблизить к уровню общеобразовательной подготовки.
-Уровень общеобразовательной подготовки постепенно поднимается до уровня повышенной подготовки, или углубленного изучения предмета.
Слайд 15Проверочная работа по теме: «Химические реакции»
Вариант 1. (задания репродуктивного уровня).
Поставьте пропущенные коэффициенты в следующих уравнениях:
Zn + O2 → Zn O; 3) Fe + Cl2 → Fe Cl3
Ag + S → Ag2 S; 4) Na + Cl2 → Na Cl
Вариант 2. (задания частично-поискового уровня познавательной деятельности обучающихся).
Напишите уравнения, поставьте пропущенные коэффициенты:
Mg + ? → Mg O; 3) ? + Cl2 → Al Cl3
? + ?→ Al2 S3 ; 4) ? + O2 → Na2 O
Вариант 3. (задания исследовательского уровня познавательной деятельности обучающихся).
Напишите названия веществ и уравнения реакций, с помощью которых их можно получить:
1)FeCl2 ; 2) ZnCl2 ; 3) P2 O5 ; 4) Al2 S3
Слайд 16Технология игрового обучения
Цели обучения:
- инсценировка игры учит обучающихся анализировать и
оценивать сложные проблемы человеческих взаимоотношений на производстве, в профессии, в повседневной жизни;
- выработать правила сотрудничества;
- прививать интерес к предмету.
Технология игрового обучения способствует повышению интереса учащихся к различным видам учебной деятельности и познавательной активности.
Слайд 17Внеклассное мероприятие
«Химия – наука, которая погубит или спасёт мир?»
Форма проведения —
суд
Слайд 18Технологии метода проектов
Метод проектов реализует главный смысл и назначение обучения –
создает условия для сотрудничества в сообществе исследователей, тем самым помогает обучаемому стать талантливым учеником.
Метод проектов ориентирован на достижение целей учащихся. Он формирует большое количество умений и навыков, опыт деятельности.
Слайд 19Исследовательский проект
«Курить – здоровью вредить»
Физиологические последствия курения
В своей
практике использую информационные проекты, в реализации которых обучающиеся изучают:
-способы получения информации (литература, библиотечные фонды, СМИ, базы данных);
-методы ее обработки (анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами, аргументированные выводы);
- презентации.
Слайд 20Интеграция
Цели обучения:
- интеграция помогает учащимся усвоить факты и
явления, общую картину мира;
- устраняет разобщённость учебных и спецпредметов ;
- повышает интерес обучающихся к учению.
Интеграцию провожу следующим образом:
1. На уроках осуществляется связь химии с математикой, биологией, физикой, географией. Это придает изучаемому материалу особую значимость, развивает интерес, логическое мышление обучающихся, а также способствует их эвристической деятельности на уроке.
2. На уроках осуществляется связь химии со специальными дисциплинами.
Слайд 21Х И М И Я
Спецтехнология
Материаловедение
Технология
приготовления пищи
Охрана труда
и экология
СПЕЦДИСЦИПЛИНЫ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ
ДИСЦИПЛИНЫ
Математика
Физика
Биология
История
География
Иностранный язык
Слайд 22Урок химии по теме «Жиры» Растительные масла, содержащие две и более
двойные связи, взаимодействуя с кислородом воздуха окисляются, в результате которой молекулы масла сшиваются, образуя твердую пленку - линоксин, которые используют для получения олиф.
Слайд 23Интегрированный урок
«Химия в профессии повара»
Почему при варке крупы, макаронных изделий,
соусов, киселей происходит увеличение массы продукции?
Как отличить котлетный фарш от бифштексного?
Слайд 24Стабильность и положительную динамику качества обученности учащихся показывает мониторинг результативности
Слайд 28Мониторинг результатов внеурочной деятельности по химии
Капитанова Л. - 3 место в
областном конкурсе исследовательских проектов
Кормин М. - 3 место в областном конкурсе инновационных научно-исследовательских проектов
Слайд 29Позитивными показателями
моей работы являются
следующие результаты:
Положительная динамика числа учащихся, успевающих
и обучающихся на «4» и «5»
Во время итоговой аттестации студенты подтверждают, а некоторые и повышают свои годовые оценки.
Призовые места в конкурсах проектных работ областного уровня.
Проведение открытых уроков, участие в семинарах
Открытие персонального учительского сайта и публикации на различных образовательных сайтах
Слайд 30Изучила новые
научно-методические
источники и
нормативные
документы
Систематизировала
результаты
своей работы
и
сопоставила
их с условиями
Проанализировала
имеющиеся
результаты
ПРОБЛЕМА
НОВЫЕ ЗАДАЧИ:
систематизировать мониторинговую деятельность;
создать УМК по химии с использованием ИКТ
Слайд 31Повышение профессионализма и педагогической компетентности
КУРСОВАЯ ПОДГОТОВКА
05.10.15 -16.10.15 - «Организация научно-исследовательской
и проектной деятельности на уроках химии и биологии, критериальное оценивание результатов обучения в условиях обновления содержания образования»
01.11.15 – 01.12.15 «Использование современных информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе общеобразовательной школы по предмету «Химия» (дистанционно)
Слайд 35Обмен опытом
проведение открытых уроков
участие в в семинарах
Слайд 36Продукты научно-методической деятельности
Слайд 37Общество ставит перед системой образования следующие цели:
подготовить молодое поколение к самостоятельной
жизни и профессиональной деятельности;
воспитать обучающихся как граждан, обладающих высокой степенью личностной зрелости;
ориентировать обучающихся на гуманистические ценности в решении любых проблем;
развить способности к критической оценке и презентации свои достижений.
Слайд 38В условиях модернизации системы образования появляются новые проблемы и задачи, над
решением которых предстоит работать педагогам. Одна из проблем – это падение интереса к такой важной науке современности, как химия, и, соответственно, к химии как к учебной дисциплине. Как же решить проблему оптимального обучения учащихся? Какую роль должны играть урок, колледж, преподаватель, чтобы повысить мотивацию к обучению, подготовить наших обучающихся к полноценной жизни в обществе.
Слайд 39Использование инновационных технологий открывает новые перспективы и возможности для обучения химии.
И основная задача для меня, как преподавателя химии, состоит в том, чтобы интегрировать профессиональные знания с курсом химии. Такая интеграция позволяет сделать изучение предмета более мобильным, адаптированным к требованиям современного общества.
Слайд 40Смыслом и позитивным результатом модели обучения с использованием инновационных технологий являются
следующие аспекты:
• в центре технологии обучения - учащийся;
• в основе учебной деятельности – сотрудничество;
• позиция обучающегося в учебном процессе – активная;
• перспективная цель - формирование мотивации и развитие способности обучающегося к творчеству и самообразованию.
Слайд 41Применение индивидуализации и интеграции в обучении повышает компетентность обучающихся, развивает
творческую мыслительную деятельность, активизирует способности, повышает эффективность обучения предмету.
Слайд 42Таким образом, можно сделать вывод, что моя система работы позволяет решить
задачи:
повысить мотивацию к изучению химии и биологии;
повысить интерес к процессу обучения и активного восприятия учебного материала по предмету;
способствует формированию информационной грамотности: развитию способности к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией любого вида и разного типа сложности;
способствует умению применять полученные знания в своей профессии;
создает условия для повышения социальной компетентности.
Слайд 43Профессиональная направленность в преподавании химии должна учитываться при разработке учебных программ
и планов, составлении учебников и учебных пособий.
Считаю, что профессионально ориентированные уроки повышают эффективность учебного процесса, соответственно повышается качество подготовки специалистов.
Слайд 44Планируемая тема самообразования
«Использование инновационных технологий в обучении химии как
средство повышения качества подготовки специалистов»