Слайд 2Человек – деятельный участник своих истин.
А.А. Ухтомский
Слайд 3 Развивающий ресурс технологии заключается в следующем:
Обобщение и актуализация
информации в памяти «здесь и сейчас»;
творчество проявляется не только в ассоциативном припоминании, но и в процессе создания тем, как областей знания, к которым каждый определяет свое отношение;
включается процесс самооценки, который создает комфортную познавательную ситуацию, снимает тревожность;
информация не просто констатируется, а центрируется вокруг личности и ее представлении о самой себе, кругозоре, начитанности;
содержание технологии многовариантно, потому что в зависимости от цели и возможностей аудитории преподаватель «задает» тему, научную область или раздел учебной дисциплины для выбора тем списков;
технология обладает воспитывающим потенциалом, потому что влияет на организацию повседневной жизни участников работы, их самостоятельность, непрагматическую познавательную потребность, помогает вести ежедневники, составлять списки книг;
и наконец, технология расширяет горизонты познания, обнаруживает пробелы в них и открывает перспективы, побуждает каждого обратиться к возможностям самообразования, интернету, библиотекам.
Слайд 4Список того, что я имею.
1. Знания.
2. Родители.
3. Друзья.
4. Здоровье.
5. Мечты.
6. Чувство
юмора.
7. Обаяние.
8. Любимые книги.
9. Компьютер.
10. Воспоминания.
Список того, что я умею.
1. Умею писать и читать.
2. Умею говорить по-русски и по-английски.
3.Владею компьютером.
4.Умею играть на гитаре.
5. Умею варить борщ и пельмени.
6. Умею танцевать.
7. Умею составлять списки.
8. Умею работать в команде.
9. Умею создавать проекты.
10. Умею сочинять тексты.
Список мест,
в которых я бывал(а).
Список моих планов
Имя и фамилия автора
списков
Слайд 52. Списки списков
Список образовательных учреждений, перспективных для учебы.
Список всех родственников с
указанием дней рождения.
Список прочитанных книг, помогающих жить.
Список главных жизненных событий.
Список наград и призов.
Список идей, которые определяют мировоззрение.
Список героев истории.
Список литературных мест России.
Список афоризмов о счастье.
Список любимых фильмов.
Список знаменитых футболистов.
Список перспективного чтения.
Список стихотворений, которые я знаю наизусть.
Список известных мне библиотек.
Количество тем будет определяться количеством участников работы. Каждый записывает темы тех списков, которые его вдохновляют.
Третий этап работы – переводит мышление всей аудитории в иную плоскость. Ведущий спрашивает: «Что с этими списками можно делать?»
И составляется список «из реплик», которые обозначают вид работы:
Составлять.
Придумывать темы списков.
Ранжировать.
Исполнять и вычеркивать сделанное.
Маркировать.
Сортировать.
Исключать лишнее.
Продолжать.
Дарить друг другу.
Выбрасывать.
Вывешивать.
Классифицировать.
Хранить.
Анализировать.
Воплощать в жизнь.
Читать.
Исправлять.
Дополнять.
Составлять коллективно и индивидуально.
Проверять и оценивать.
Выставить на свой сайт.
Четвертый этап работы дает возможность использовать полученные перспективы при работе со списком «100 книг по истории, культуре и литературе народов РФ». Педагог выдает список каждому и предлагает сделать маркировку книг, которые уже прочитаны, а затем составить себе индивидуальный список из 5 книг для ближайшего чтения. И наконец, внести в этот список свои предложения о тех книгах, которых в общем списке нет, но они важны и необходимы для чтения. Из этих «новых книг», внесенных учениками в общий список, учитель составляет список «Приложение».
Пятый этап работы - кульминационный. Он посвящен систематизации знаний по определенному учебному предмету или научной области (истории, культуре, литературе), теме, автору. Мы остановимся на «Литературе». Преподаватель предлагает открыть новый лист и составить те списки, с помощью которых он может привести в действие те или иные знания, которые уже освоены школьниками.
Список фамилий авторов (писателей, поэтов) определенной эпохи и страны.
Список произведений (романов Л. Н. Толстого, рассказов А.П.Чехова).
Список литературных героев конкретного произведения.
Список изобразительно-выразительных средств языка.
Список прозаических жанров.
Список сюжетных линий.
Список ключевых событий.
Список афоризмов (автора), помогающих жить.
Список стихотворений, которые знаешь наизусть.
Список литературоведов, которые изучали творчество (М.Ю.Лермонтова, Ф.М. Достоевского, А.П.Чехова, А.А. Ахматовой и т.д.).
Список современников.
Список вопросов, на которые я нашел (не нашел) ответы.
Список книг для свободного каникулярного чтения.
Слайд 63. Что с этими списками нужно делать?
Составлять.
Придумывать темы списков.
Ранжировать.
Исполнять и вычеркивать
сделанное.
Маркировать.
Сортировать.
Исключать лишнее.
Продолжать.
Дарить друг другу.
Выбрасывать.
Вывешивать.
Классифицировать.
Хранить.
Анализировать.
Воплощать в жизнь.
Читать.
Исправлять.
Дополнять.
Составлять коллективно и индивидуально.
Проверять и оценивать.
Выставить на свой сайт.
Слайд 7Четвертый этап работы - кульминационный
Литературная сказка
Творчество Л.Н. Толстого
Великая Отечественная война
Вода как
область познания
Россия на карте мира
Чтение как труд и творчество
Слайд 8Список фамилий авторов (писателей, поэтов) определенной эпохи и страны.
Список произведений (романов
Л. Н. Толстого, рассказов А.П.Чехова).
Список литературных героев конкретного произведения.
Список изобразительно-выразительных средств языка.
Список прозаических жанров.
Список сюжетных линий.
Список ключевых событий.
Список афоризмов (автора), помогающих жить.
Список стихотворений, которые знаешь наизусть.
Список литературоведов, которые изучали творчество (М.Ю.Лермонтова, Ф.М. Достоевского, А.П.Чехова, А.А. Ахматовой и т.д.).
Список современников.
Список вопросов, на которые я нашел (не нашел) ответы.
Список книг для самообразовательного (свободного) чтения.
Слайд 9Десять библейских заповедей.
Нобелевские лауреаты России в области литературы
Красная книга.
Список погибших
на войне.
Список учеников в классе.
Список рекордов….
Список самых красивых городов мира.
Список чудес света.
Список выдающихся открытий.
Список книг, прочитанных всем человечеством
5. Какие всемирно известные списки в области истории,
культуры и литературы вы можете назвать?
Слайд 10
6. Завершающий, рефлексивный этап работы
Непрагматическая познавательная потребность
Слайд 11
«Наивно, супер, здорово, необычно, сложно, системно, неожиданно, глубоко, разносторонне, оригинально, интересно,
просто, креативно, эмоционально, кратко, сложно, напряженно, быстро…»
Слайд 12
Используйте три «Д» успеха: «Думай! Действуй! Достигай!»
Постройте список дел на завтра!
Помните о чувстве меры!
Будьте мобильными и гибкими в руководстве …
Все в ваших руках и глазах.