Презентация, доклад на тему Сюжетно - ролевой урок по теме: Путешествие в мир кислот

Содержание

Маршрут путешествия:Станция ИнформационнаяСтанция ИсторическаяСтанция ДегустационнаяСтанция «Стоп! Красный свет!»Станция ЭкспериментальнаяСтанция Индикаторная

Слайд 1 Сюжетно-ролевой урок
Учитель химии, МКОУ «Центр образования» г. Михайловск, Ставропольский край
«Путешествие

в мир кислот»
Сюжетно-ролевой урок  Учитель химии, МКОУ «Центр образования» г. Михайловск, Ставропольский край«Путешествие в мир кислот»

Слайд 2Маршрут путешествия:
Станция Информационная
Станция Историческая
Станция Дегустационная
Станция «Стоп! Красный свет!»
Станция Экспериментальная
Станция Индикаторная





Маршрут путешествия:Станция ИнформационнаяСтанция ИсторическаяСтанция ДегустационнаяСтанция «Стоп! Красный свет!»Станция ЭкспериментальнаяСтанция Индикаторная

Слайд 3Станция информационная
Кислоты постоянно присутствуют вокруг нас – это и дождевая

вода, и «химическое оружие» растений и насекомых, и витамины, немало кислот и в нашей пище, и в организме человека, животных и птиц.
Общая схема кислоты :Нn(KO)n.


Станция информационная Кислоты постоянно присутствуют вокруг нас – это и дождевая вода, и «химическое оружие» растений и

Слайд 4Станция информационная
Если в состав кислотного остатка входит кислород, такая кислота

называется кислородсодержащей, если атомов кислорода нет — бескислородной. Число атомов водорода, входящих в состав кислоты, определяет две характеристики: основность кислоты и валентность (заряд) кислотного остатка.
Станция информационная Если в состав кислотного остатка входит кислород, такая кислота называется кислородсодержащей, если атомов кислорода нет

Слайд 5
Получение азотной кислоты.
4NH3 + 5O2 = 4NO + 6H2O
4NO + 2O2

= 4NO2
4NO2 + O2 + 2Н2О = 4HNO3
HNO3- бесцветная, очень едкая жидкость. Концентрированная кислота, 69,2%-ная HNO3 с плотностью 1,41 г/м3, относительно легко отдает кислород.

Соберем установку, изображенную на рисунке. Для того, чтобы приготовить катализатор, добавим по каплям раствор хлорида железа(III) к раствору гидроксида аммония. При этом выпадает коричневый осадок гидроксида железа(III). Отфильтруем его, промоем на фильтре холодной водой, смешаем сырую еще массу с асбестом (можно отщипнуть волокна от подставки под утюг, использовать кусочек асбестового шнура и т.п.) и сильно прокалим массу. При этом на асбесте выделится оксид железа(III). Пропустим сначала через установку поток воздуха (кран I открыт, кран II закрыт) с помощью водоструйного насоса (в крайнем случае достаточно применить для отсоса воздуха резиновый вентилятор) и сильно нагреем катализатор. Затем закроем кран I и откроем кран II. Поток воздуха увлекает аммиак, который после сушки в U-образной трубке с негашеной известью СаО окисляется на катализаторе с образованием оксида азота. А он, взаимодействуя в конической колбе (так называемая колба Эрленмейера) с кислородом воздуха, превращается в диоксид азота. Наконец, в пробирке с боковой насадкой образуется азотная кислота. Хотя она очень разбавлена, мы можем обнаружить кислую среду с помощью лакмусовой бумажки. Смотри далее…

Станция историческая

Получение азотной кислоты.4NH3 + 5O2 = 4NO + 6H2O4NO + 2O2 = 4NO2 4NO2 + O2 +

Слайд 6
Кислоты - это сложные вещества, в состав которых обязательно входят атомы

водорода.
Например:

Станция дегустационная

Большинство кислот кислые на вкус.

Вывод:

HCl, HBr, H2S, H2SO3, HF, H2CO3, НNО3,HI, H2SiO3

Я расскажу вам о пользе кислот, Может, не знает о них наш народ.
Если ты проглотил аскорбинку, Твой организм получил витаминку. Она закрывает болезням врата – Аскорбиновая кислота


Вы простудились – болит голова, Вас аспирин выручает всегда. Ну и, бесспорно, полезен лимон, Кислотою лимонной наполнен он.

Жуйте лимон, если горло болит, Сок чудотворный вас исцелит. Яблоко ешь — кислый вкус, красота,


В яблоке – яблочная кислота. Яблочный уксус по ложке пейте, Вы обязательно похудеете. Уксус столовый на кухне хранится – Для консервации он пригодится.

Какая кислота находится в желудке у человека?
(Соляная кислота-HCl.)

Кислоты - это сложные вещества, в состав которых обязательно входят атомы водорода. Например: Станция дегустационная Большинство кислот

Слайд 7
Полезно знать:
нерастворимая — кремниевая (H2SiO3);
нестойкие — угольная (Н2СОз = H2O

+ CO2) и сернистая (Н2SОз = Н2О + SO2);
летучие — сероводородная (H2S), а также НСl, HBr, HI, НNОз — но только в отсутствии воды и при нагревании.

Сначала вода, потом кислота. Иначе случится большая беда

Станция "Стоп! Красный свет!"

Концентрированные кислоты вызывают очень сильные ожоги и поэтому ядовиты. Если при разбрызгивании капля кислот попадает на кожу, то в этом месте появляется болезненное покраснение, которое при более длительном действии кислоты может превратиться в трудно заживающую рану. Поэтому эту каплю кислоты нужно тотчас же смыть большим количеством воды и при необходимости нейтрализовать раствором гидрокарбоната натрия (питьевой соды).


Полезно знать:нерастворимая — кремниевая (H2SiO3); нестойкие — угольная (Н2СОз = H2O + CO2) и сернистая (Н2SОз =

Слайд 8
Опорный конспект «Путешествие в мир кислот»
кислота

Опорный конспект «Путешествие в мир кислот» кислота

Слайд 9Опорный конспект «Путешествие в мир кислот»

Опорный конспект «Путешествие в мир кислот»

Слайд 10
Пример: С какими из перечисленных веществ вступает в реакцию НCI (соляная)

кислота: Na2О, Ag, SO3, Zn? Составьте уравнения возможных реакций.
Определяем принадлежность заданных в условий веществ к соответствуюцим классам и тут же проверяем, реагируют ли они с кислотами. Получается:
Na2О — основный оксид — реагирует (получается соль и вода);
Ag — металл, находящийся в ряду активности после водорода, — не реагирует;
SOз — кислотный оксид — не реагирует;
Zn — металл, находящийся в ряду активности до водорода, — реагирует (получается соль и водород). 2. Чтобы составить уравнения реакций, определим валентность металлов (натрий — I, цинк — II) и составим формулы солей учитывая, что валентность кислотного остатка Сl составляет I. Осталось записать уравнения реакций:
Na2О + 2НСl = 2NaCl + Н2О; Zn + 2НСl= ZnCl2 + H2.

Станция Экспериментальная

кислоты реагируют с цинком

кислоты не реагируют с медью

Запомните: При составлении уравнений реакций не забывать, что водород выделяется в виде двухатомных молекул Н2


Металл + кислота = соль + водород

AI+HCI=AICI3+H2

Пример: С какими из перечисленных веществ вступает в реакцию НCI (соляная) кислота: Na2О, Ag, SO3, Zn? Составьте

Слайд 11Станция Экспериментальная
Задание №1
Исследуйте раствор угольной кислоты. Для этого:
Налейте в

2 пробирки одинаковое количество воды (по 2 мл);
В каждую добавьте по 1 капле лакмуса.
Получите СО2.
В одну пробирку с лакмусом пропускайте полученный газ, вторую оставьте для сравнения.
Что наблюдаете?
Как изменяется окраска лакмуса?
Почему?
Какой вывод о силе угольной кислоты можно сделать?
Составьте уравнения реакций, подтверждающие ваши выводы.
Вывод: угольная кислота является слабой, что подтверждает розовая окраска лакмуса, а не красная, как в растворах сильных кислот.

Задание №2
Проделайте качественную реакцию для солей угольной кислоты.
Для этого:
1. Налейте в пробирку 2 мл раствора K2CO3.
2. Добавьте по каплям HCl.
3. Что наблюдаете?
4. Составьте уравнения реакций в ионном виде.
5. Проделайте то же самое для NaHCO3
Вывод: соли угольной кислоты легко можно определить при помощи сильных кислот. Будучи одной из самых слабых кислот она легко вытесняется из солей более сильными кислотами.





Станция Экспериментальная Задание №1Исследуйте раствор угольной кислоты. Для этого: Налейте в 2 пробирки одинаковое количество воды (по

Слайд 12
Л.О.№1.
(Учащиеся 1 ряда исследуют действие на индикаторы раствора HCl, 2 ряда

-раствора H2SO4, 3 ряда -раствора HNO3. Результаты исследования обсуждаем и записываем в таблицу) 

Станция Индикаторная

Загадка.
Попасть в кислоту – есть ли горше удача? Но он перетерпит без вздохов, без плача. Зато в щелочах у ……………. Начнется не жизнь, а сплошная малина.
(Фенолфталеин.) фильм.

Л.О.№1.(Учащиеся 1 ряда исследуют действие на индикаторы раствора HCl, 2 ряда -раствора H2SO4, 3 ряда -раствора HNO3.

Слайд 13Станция Индикаторная
Хочу все знать!
Кусочек природного мела

СаСО3 смочите каплей соляной кислоты НСl (можно взять аптечную кислоту). Там, куда упала капля, заметно энергичное вскипание. Внесите кусочек мела с "кипящей" каплей в пламя свечи или сухого спирта. Пламя окрасится в красивый красный цвет.
Это явление известное: кальций, входящий в состав мела, делает пламя красным. Но зачем кислота? Она, реагируя с мелом, образует растворимый хлорид кальция CaCl2, его брызги уносятся газами и попадают непосредственно в пламя - от этого опыт становится эффектнее.
К сожалению, такой опыт с прессованным школьным мелом не удается - в нем есть примесь соды (соли натрия), и пламя окрашивается в оранжевый цвет. Лучше всего опыт получается с кусочком белого мрамора, смоченного той же кислотой.
А убедиться в том, что соли натрия окрашивают пламя в интенсивный желтый цвет, вы сможете, внеся в пламя крупинку соли NaCl (или просто слегка "посолив" огонь). Смотрите далее….
Станция Индикаторная Хочу все знать!    Кусочек природного мела СаСО3 смочите каплей соляной кислоты НСl

Слайд 14Химический кроссворд
По горизонтали: 1. Вещества, в состав которых входит кислотный остаток.

3. Вещества, которые образуются при взаимодействии кислот с основаниями. 5. Вещество, состоящее из атомов водорода и кислорода. 6. Класс неорганических веществ. 8. Элемент, входящий в состав воды. 9. Газ, входящий в состав воздуха в самом большом количестве.

По вертикали: 1. Газ, поддерживающий горение. 2. Соединения, состоящие из двух элементов, один из которых кислород. 4. Вещества, изменяющие цвет под действием кислот и щелочей. 7. Название реакции между кислотой и щелочью. 8. Смесь газов, в состав которой входят кислород, азот и некоторые другие.

Ответы на химический кроссворд
По горизонтали: 1. Кислоты. 3. Соли. 5. Вода. 6. Основания.
8. Водород. 9. Азот.
По вертикали: 1. Кислород. 2. Оксиды. 4. Индикаторы.
7. Нейтрализация. 8. Воздух.

Химический кроссворд По горизонтали: 1. Вещества, в состав которых входит кислотный остаток. 3. Вещества, которые образуются при

Слайд 15
Задание №1 Напишите уравнения реакций, позволяющих осуществить превращения по схемам:
Задание

№2. Закончите уравнения реакций и подберите коэффициенты: а) СаО+НзРО4 —> б) Na2О +Н2СОз —> в) Fе2Оз + H2SО4 —> г) ZnO + HNО3 —>

Вопросы для дискуссии
Что же такое кислотный дождь?
Неужели только человек – виновник кислотного дождя?
А может быть человек все-таки виноват в образовании кислотных дождей?
Насколько же велика вина человека? Вывод…

Закрепление


Домашнее задание: выучить кислоты.

Задание №1 Напишите уравнения реакций, позволяющих осуществить превращения по схемам: Задание №2. Закончите уравнения реакций и подберите

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть