Слайд 1Современные образовательные технологии: их направленность на достижение обучающимися планируемых образовательных результатов
Слайд 2Современные выпускники
должны:
Быть способными творчески мыслить
Самостоятельно критически мыслить
Чётко осознавать, где и
каким образом приобретаемые ими знания могут быть применены
Грамотно работать с информацией
Ориентироваться в меняющихся жизненных ситуациях,
самостоятельно приобретая необходимые знания
Быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах
Самостоятельно работать над развитием интеллекта
Слайд 3Системно- деятельностный подход
Личностные результаты – сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных
отношений учащихся – к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности.
Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.
Предметные результаты выражаются в усвоении обучаемыми конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельных учебных предметов.
Слайд 4Технология –
а) это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве,
искусстве (толковый словарь);
б) целостная система знаний, используемых с целью реализовать конкретный человеческий замысел, моделируя условия, средства и способы.
Педагогическая технология –совокупность средств и методов воспроизведения теоретически обоснованных процессов обучения и воспитания, позволяющих успешно реализовывать поставленные воспитательно-образовательные цели, предполагающие научное проектирование, при котором задаются эти цели и сохраняется возможность объективных измерений достигнутых результатов.
Образовательная технология - комплекс, состоящий из:
• планируемых результатов обучения,
• средств диагностики текущего состояния обучаемых,
• набора моделей обучения,
• критериев выбора оптимальной модели для данных
конкретных условий.
Слайд 5Приоритетные технологии:
Традиционная технология (объяснительно-иллюстративное обучение)
Игровые технологии
Информационные технологии
Обучение в сотрудничестве
Технология проблемного обучения
Технология
разноуровневого обучения
Технология развития критического мышления учащихся
ТРИЗ
Технология проектного обучения
Кейс -метод
Слайд 6Традиционные технологии
Технологии, построенные на объяснительно-иллюстративном способе обучения.
Суть: изложение готового учебного
материала, преподнесение информации учащимся происходит в форме монолога учителя.
Положительные стороны:
чёткая организация учебного процесса;
системность в обучении;
воздействие личности учителя на учащихся в процессе общения на уроке.
Отрицательные стороны:
низкий уровень навыков общения,
невозможность получить развёрнутый ответ ученика с его собственной
оценкой рассматриваемого вопроса,
недостаточное включение слушающих ответ школьников в общее
обсуждение.
Новые жизненные условия выдвигают свои требования к
формированию молодых людей, вступающих в жизнь: они должны быть не только знающими и умелыми, но мыслящими, инициативными, самостоятельными.
Слайд 7Метод (methodos) по-гречески - «путь», «способ поведения». Под методом обучения мы
будем понимать систематически применяемый способ работы учителя с учащимися, позволяющий ученикам развивать свои умственные способности и интересы, овладевать знаниями и умениями, а также использовать их на практике.
Объяснительно-наглядный (репродуктивный) метод. Он включает демонстрацию, лекцию, изучение литературы, радио- и телевизионные передачи и т.п. Он тренирует память и дает знания, но не обеспечивает радость исследовательской работы и не развивает творческое мышление.
Слайд 8Классификация методов обучения
Слайд 9Словесные методы обучения
Методические условия устного изложения
Дикция, темп и четкость речи
Ясно
произносимые термины
Паузы для осмысления
Словесные описания, данные в таком темпе, что они понимаются и запоминаются
Слайд 10Рассказ применяется на уроках технологии при сообщении учащимся сведений, не требующих
раскрытия сущности отдельных технических явлений или процессов.
Объяснение обычно сопровождается показом, вопросами к учащимся, диктовкой для записи определений и т.д.
Лекция активизирует способность отбора и систематизации излагаемого материала. Структура лекции более строгая, чем структура рассказа.
Беседа – это диалог между учителем и учащимися, посредством которого учащиеся побуждаются к осмыслению и воспроизведению усвоенных знаний.
Самостоятельная работа учащихся с технической и учебной литературой позволяет научить школьника целенаправленно подбирать литературу, овладевать техникой правильного чтения.
Запись радио- и телепередач по истории науки и техники, рассказы о достижениях современных технологий, выступления ученых и производственников.
Слайд 12Практические методы обучения
Механизм обучения в практических методах заключается в следующем:
Для того
чтобы сделать упражнение, решить задачу, выполнить лабораторную или практическую работу, ученик должен вспомнить, актуализировать знания, необходимые для выполнения этой деятельности. Тем самым осуществляется повторение и закрепление технических знаний.
Предварительно полученных знаний, как правило, не хватает учащимся для выполнения практических действий. Это объясняется несколькими причинами: ученик мог просто не усвоить некоторые знания, а отдельные знания невозможно передать через словесные и наглядные методы. Эти недостающие знания подсказывают практические действия.
С помощью практических методов у учащихся формируются технологические умения и навыки. Под умением понимается способность человека к сознательному выполнению данного действия, приобретенная на основе знаний и элементарного личного опыта. Навык – это закрепленное упражнениями и в значительной степени автоматизированное умение выполнять определенные действия.
Слайд 13Упражнение – это целенаправленное повторение действий с применением правильных приемов работы,
исправлением допущенных ошибок и стремлением достичь лучшего результата.
Решение технических задач применяется при изучении вопросов конструирования изготовляемых учащимися изделий, моделирования технических объектов, технологического планирования.
Лабораторные работы на уроках технологии используют обычно при изучении свойств материалов (древесины, металла, тканей) и конструктивного устройства рабочих и измерительных инструментов.
Практические работы учащихся представляют собой практическую деятельность по изготовлению изделий, созданию других продуктов труда, в процессе которой ученики закрепляют и расширяют технические знания и приобретают технологические умения и навыки.
Практические методы обучения
Слайд 14
Инструктаж как совокупность методов обучения
По своему характеру инструктажи делятся на вводные,
текущие и заключительные, или итоговые.
Вводный инструктаж направлен на организацию практической работы учащихся. Цель вводного инструктажа – раскрыть учащимся содержание трудовой деятельности в данной предстоящей практической работе. Он включает в себя объяснение предстоящей работы, последовательности ее выполнения, демонстрацию приемов работы, показ и объяснение приемов контроля за ходом и результатами работы и т.д.
Текущий инструктаж проводится во время выполнения учащимися практической работы. Его задача – непосредственное направление и корректирование деятельности учащихся по выполнению учебно-трудового задания. Текущий инструктаж осуществляется на основе наблюдений и контроля учителя за действиями учеников.
Заключительный инструктаж проводится по окончании практической работы учащихся. Его цель – подвести итоги работы, сделать ее анализ, вскрыть причины допущенных ошибок, объяснить способы их устранения и т.д.
Слайд 15Игровые технологии
Развивают навыки, фантазию
Вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно
Развивается внимание, стремление к
знаниям
Запоминают новое,
познают
Ориентируются в необычных ситуациях
Слайд 16Требования к организации дидактических игр
Игра – форма деятельности учащихся, в которой
осознается окружающий мир, открывается простор для личной активности и творчества.
Игра должна быть построена на интересе, участники должны получать удовольствие от игры.
Обязателен элемент соревнования между участниками игры.
Требования к подбору игр следующие:
Игры должны соответствовать изучаемому материалу и строиться с учетом подготовленности учащихся и их психологических особенностей.
Игры должны базироваться на определенном дидактическом материале и методике его применения.
Слайд 17Игры-упражнения. Они способствуют познавательным способностям учащихся, способствуют закреплению учебного материала, развивают умение
применять его в новых условиях. Примеры игр упражнений: кроссворды, ребусы, викторины.
Викторина «Игра 5 звёзд»
Викторина по технологии
Кроссворд «Бутерброд»
Слайд 182. Игры-путешествия. Эти игры способствуют осмыслению и закреплению учебного материала как по
технологии швейного производства, так и по технологии приготовлений пищи, материаловедению, машиноведению.
3. Сюжетные (ролевые) игры. Действия инсценируется в задуманных условиях, учащиеся играют определенные роли. Такие игры носят и профориентационный характер. Учащиеся могут перевоплощаться в художников-конструкторов, модельеров, операторов швейного производства, дизайнеров, поваров, кулинаров, кондитеров.
Деловая игра
Слайд 193. Игры-соревнования. Такие игры включают все виды дидактических игр. Учащиеся соревнуется, разделившись
на команды (бригады).
Игра- поединок
Викторина «Крестики –нолики»
Викторина «Кто хочет стать отличником» 6 класс
Викторина «Стена незнания»
Слайд 20
Сторителлинг – (от англ. Storytelling) «раcсказывание историй», сказительство.
сказка.doc
урок-сказка.docx
Слайд 21Информационные технологии
Применение ИКТ на уроках обслуживающего труда даёт возможность учителю:
Организовать активное
информационное взаимодействие между участниками учебного процесса.
Обеспечить широкую вариативность обучения.
Визуализировать учебный материал и т.д.
Использование ИКТ открывает для учителя новые возможности в преподавании предмета. Уроки в сопровождении мультимедийных презентаций, программных продуктов позволяют учащимся углубить знания, повысить результативность обучения.
Презентации могут быть использованы на любом этапе урока:
Для обозначения темы урока.
В начале урока с помощью вопросов, создавая проблемную ситуацию.
Как сопровождение объяснения учителя.
Для контроля учащихся
Видеофрагменты
Слайд 23Обучение в сотрудничестве
Задачи :
– заставляет учащегося ставить цели и находить способы её
достижения;
– намного прочнее удерживают внимание ученика и его включенность в работу;
– приучают детей обращать внимание не только на свои знания и умения, но и контролировать усвоение знаний и качество работы товарища;
– помогает каждому ребенка высказаться, предварительно выслушав и проанализировав ответы других. То есть у детей постепенно формируются нормы сотрудничества, культуры общения, что позволит в дальнейшем строить отношения с другими людьми;
– реализует воспитательные задачи: воспитание дружбы, ответственности, инициативности, толерантности к другим.
Слайд 25Технология проблемного обучения
Проблемное обучение – это совокупность таких действий, как организация
проблемных ситуаций, формулирование проблем, оказание ученикам необходимой помощи в решении проблем, проверка этих решений и, наконец, руководство процессом систематизации и закрепления приобретенных знаний .
В. Оконь
Проблемное обучение - это тип развивающего обучения, в котором сочетаются систематическая самостоятельная поисковая деятельность учащихся с усвоением ими готовых выводов науки, а система методов построена с учетом целеполагания и принципа проблемности; процесс взаимодействия преподавания и учения ориентирован на формирование познавательной самостоятельности учащихся, устойчивости мотивов учения и мыслительных способностей в ходе усвоения ими научных понятий и способов деятельности, детерминированного системой проблемных ситуаций.
М. И. Махмутов
Слайд 26Технология проблемного обучения
При проблемном обучении преподаватель ставит перед учеником задачу,
пробуждает у него желание найти способ ее разрешения. Затем организует деятельность учащихся по самостоятельному освоению способа решения проблемы. Далее организует рефлексию с целью выхода на следующую проблемную ситуацию.
Недостатки: большие затраты времени на достижение запланированных результатов, слабая управляемость познавательной деятельностью учащихся
Слайд 27Способы создания проблемных ситуаций
Приём ключевых слов
основан на рефлексии учащимися того, что
им уже известно, и стимулировании постановки вопросов о том, что им ещё неизвестно. (Приём «да» и «нет», «Черный ящик»)
«Какая еда, хоть вари ее в пяти пудах соли, никогда не будет соленой?»
В некотором древнем царстве был объявлен конкурс на замещение вакантной должности придворного повара. Всем желающим занять это место предлагалось приготовить блюдо. Им выдали фунт воды да фунт соли и попросили, добавив фунт еды, приготовить вкусное блюдо. (Фунт – единица измерения массы: 1 фунт — 450 г). Трудная задача! Многие пытались ее решить, но ни у кого не получалось. Однако нашелся повар, который справился с заданием! Что же приготовил повар?
Приём загадки-интерпретации
Проблемный вопрос
Исторический факт: - Поводом для Троянской войны в истории стала красота самой прекрасной женщины – Елены.
Проблема – «Красота – страшная сила?!»
Проблемное задание
Проблемное задание 1 Проблемное задание 2
Слайд 28Создание проблемной ситуации
Поиск неизвестного
Формулировка проблемы
Выдвижение гипотез
Доказательство или опровержение гипотез
Проверка правильности решений
(рефлексия-самоанализ)
Воспроизведение нового материала (выражение решения)
Слайд 29Какие образовательные результаты обеспечивает проблемный диалог?
Регулятивные – умение решать проблемы
Коммуникативные
– вести диалог
Познавательные – извлекать информацию, делать логические выводы и т.п.
Личностные – в случае если ставилась проблема нравственной оценки ситуации, гражданского выбора
Слайд 30Технология разноуровневого обучения
Цель : обеспечить усвоение учебного материала каждым учеником в
зоне его ближайшего развития на основе особенностей его субъектного опыта.
В структуре уровневой дифференциации по обученности выделяют три уровня:
минимальный (базовый);
программный;
усложненный.
Подготовка учебного материала предусматривает выделение в содержании и в планируемых результатах обучения нескольких уровней, выбор которых определяется составом класса и требованиями государственного стандарта.
Слайд 31Технология развития критического мышления
Критическое мышление – тот тип мышления, которые помогает критически
относится к любым утверждениям, не принимать ничего на веру без доказательств, но быть при этом открытым новым идеям, методам.
Три стадии организации учебного процесса
"Вызов - осмысление - размышление".
На этапе вызова из памяти "вызываются", актуализируются имеющиеся знания и представления об изучаемом, формируется личный интерес, определяются цели рассмотрения той или иной темы.
На стадии осмысления обучающийся вступает в контакт с новой информацией. Происходит ее систематизация. Ученик получает возможность задуматься о природе изучаемого объекта. Происходит формирования собственной позиции.
Этап размышления (рефлексии) характеризуется тем, что учащиеся закрепляют новые знания и активно перестраивают собственные первичные представления с тем, чтобы включить в них новые понятия.
Слайд 33Кластер – (от англ. – cluster- гроздь) - это способ графической организации
материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в тот или иной текст. Кластер является отражением нелинейной формы мышления. Иногда такой способ называют «наглядным мозговым штурмом». Последовательность действий при построении кластера проста и логична:
1. Посередине чистого листа (классной доски) написать ключевое слово или тезис, который является «сердцем» текста.
2. Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы. (Модель «планета и ее спутники»).
3. По мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи.
Слайд 35Метод интеллект - карт можно использовать на разных типах и формах
урока:
изучение нового материала
закрепление материала
обобщение материала
написание доклада, реферата, научно-исследовательской работы
подготовка проекта, презентации
конспектирование
Слайд 38ПРАВИЛА СОЗДАНИЯ ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТ
Для создания карт используются только цветные карандаши, маркеры и
т. д.
Основная идея, проблема или слово располагается в центре.
Для изображения центральной идеи можно использовать рисунки, картинки. Каждая главная ветвь имеет свой цвет.
Главные ветви соединяются с центральной идеей, а ветви второго, третьего и т.д. порядка соединяются с главными ветвями.
Ветви должны быть изогнутыми, а не прямыми (как ветви дерева).
Над каждой линией – ветвью пишется только одно ключевое слово.
Для лучшего запоминания и усвоения желательно использовать рисунки, картинки, ассоциации о каждом слове.
Разросшиеся ветви можно заключать в контуры, чтобы они не смешивались с соседними ветвями.
Слайд 39Таблица "Толстых" и "Тонких" вопросов может быть использована на любой из
трех стадий урока: на стадии вызова – это вопросы до изучения темы; на стадии осмысления – способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания; при размышлении – демонстрация пройденного.
1 этап – учащиеся учатся по таблице задавать вопросы, записывая в таблице продолжение каждого вопроса. Сначала ребята сами придумывают "тонкие" вопросы, потом "толстые".
2 этап – учащиеся учатся записывать уже вопросы по тексту: сначала –"тонкие", а потом "толстые".
3 этап – при работе с текстом дети к каждой части записывают в каждую колонку таблицы по одному вопросу, которые после чтения задают своим товарищам.
Слайд 40Прием «Кубик»
Положительные стороны приема "Кубик":
– позволяет ученикам реализовать различные фокусы рассмотрения
проблемы, темы, задания;
– создает на уроке целостное (многогранное) представление об изучаемом материале;
– создает условия для конструктивной интерпретации полученной информации.
Суть данного приема. Из плотной бумаги склеивается кубик. На каждой стороне пишется одно из следующих заданий:
1. Опиши это... (Опиши цвет, форму, размеры или другие характеристики)
2. Сравни это... (На что это похоже? Чем отличается?)
3. Проассоциируй это... (Что это напоминает?)
4. Проанализируй это... (Как это сделано? Из чего состоит?)
5. Примени это... (Что с этим можно делать? Как это применяется?)
6. Приведи "за" и "против" (Поддержи или опровергни это)
Ученики делятся на группы. Учитель бросает кубик над каждым столом и таким образом определяется, в каком ракурсе будет группа осмыслять ту или иную тему занятия. Учащиеся могут писать письменные эссе на свою тему, могут выступить с групповым сообщением и т.п.
Слайд 41Приём «Синквейн»
это стихотворение, представляющее собой синтез информации в лаконичной форме, что
позволяет описывать суть понятия или осуществлять рефлексию на основе полученных знаний”.
Слово происходит от французского “5”. Это стихотворение из 5 строк, которое строится по правилам:
1 строка – тема или предмет (одно существительное);
2 строка – описание предмета (два прилагательных);
3 строка – описание действия (три глагола);
4 строка – фраза из четырех слов, выражающая отношение к предмету;
5 строка – синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы или предмета (одно слово).
Синквейн дает возможность подвести итог полученной информации, изложить сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах. Синквейн может выступать в качестве средства творческого самовыражения.
Слайд 44Белая шляпа мышления – это режим фокусировки внимания на всей информации,
которой мы обладаем: факты и цифры. Также помимо тех данных, которыми мы располагаем, «надевая белую шляпу», важно сосредоточится на возможно недостающей, дополнительной информации, и подумать о том, где ее раздобыть.
Красная шляпа – шляпа эмоций, чувств и интуиции. Не вдаваясь в подробности и рассуждения, на этом этапе высказываются все интуитивные догадки. Люди делятся эмоциями (страх, негодование, восхищение, радость и т.д.), возникающими при мысли о том или ином решении или предложении.
Желтая шляпа позитивная. Надевая ее, мы думаем над предполагаемыми преимуществами, которое дает решение или несет предложение, размышляем над выгодой и перспективой определенной идеи.
Черная шляпа полная противоположность желтой. В этой шляпе на ум должны идти исключительно критические оценки ситуации (идеи, решения и т.д.): проявите осторожность, обратите взгляд на возможные риски и тайные угрозы, на существенные и мнимые недостатки, включите режим поиска подводных камней и побудьте немного пессимистом.
Зеленая шляпа – шляпа творчества и креативности, поиска альтернатив и внесения изменений. Рассматривайте всевозможные вариации генерируйте новые идеи, модифицируйте уже существующие и присматривайтесь к чужим наработкам, не брезгуйте нестандартными и провокационными подходами, ищите любую альтернативу.
Синяя шляпа – шестая шляпа мышления в отличие от пяти других предназначается для управления процессом реализации идеи и работы над решением задач, а не для оценки предложения и проработки его содержания. В частности, использование синей шляпы перед примеркой всех остальных это определения того, что предстоит сделать, т.е. формулирование целей, а в конце – подведение итогов и обсуждение пользы и эффективности метода 6 шляп.
Слайд 45ТРИЗ — теория решения изобретательских задач
Генрих Альштуллер, 1946 г.
Технология творчества.
Цель: формирование творческой личности,
способной определенным образом обращаться с проблемами, в различных областях деятельности человека; умеющей видеть, замечать проблему; желающей ее решать.
Системное мышление
Устранение противоречий
Идеальный Конечный Результат (ИКР)
типы решения задач .doc
упражнения.docx
Обратный мозговой штурм.docx
Приемы решения творческих задач
Принцип дробления
Принцип динамичности
Метод маленьких человечков
принципы решения .docx
Обучение – это замена удивления пониманием …
Виктор Кротов
Слайд 46Морфологический анализ
Особенность метода состоит в подборе возможных решений для отдельных частей
задачи
Слайд 47Кейс-метод
Его название происходит от английского слова «кейс» – папка, чемодан,
портфель (в то же время «кейс» можно перевести и как «случай, ситуация»). Процесс обучения с использованием кейс–метода представляет собой имитацию реального события. Учебный материал подается учащимся виде проблем (кейсов), а знания приобретаются в результате активной и творческой работы: самостоятельного осуществления целеполагания, сбора необходимой информации, ее анализа с разных точек зрения, выдвижения гипотезы, выводов, заключения, самоконтроля процесса получения знаний и его результатов
Слайд 48Этапы реализации кейс- метода
Подготовительный этап
Учитель обдумывает тему и
собирает необходимую информацию.
Требования: исследовательская проблема должна быть актуальна и не иметь однозначного решения.
Основной этап
Учитель передаёт кейс учащимся и поясняет критерии оценивания.
Школьники должны выявить проблемы, и найти как можно больше альтернативных решений.
Результаты исследования оформляются в виде презентации или проекта.
Заключительный этап
Учащиеся представляют свои работы. Подводятся итоги по следующим критериям:
- предложение нетрадиционного, научно-обоснованного и перспективного решения проблем
- самостоятельность решения
- грамотный язык
- высокий уровень практического обоснования или подтверждения выдвинутых гипотез
Слайд 49Отличительная особенность кейса - описание проблемной ситуации на основе фактов из
реальной жизни
Кейс – это не просто правдивое описание событий, а единый информационный комплекс, позволяющий понять ситуацию
Хороший кейс должен удовлетворять следующим требованиям:
- Соответствовать четко поставленной цели создания - Иметь соответствующий уровень трудности
- Быть актуальным на сегодняшний день
- Иллюстрировать типичные ситуации
- Развивать аналитическое мышление
- Провоцировать дискуссию
- Иметь несколько решений
Слайд 50
Метод CASE STUDY развивает навыки:
1. Аналитические навыки:
умение отличать данные от
информации, классифицировать, выделять существенную и несущественную информацию, анализировать, представлять и добывать ее, находить пропуски информации и уметь восстанавливать их. Мыслить ясно и логично. Особенно это важно, когда информация не высокого качества.
2. Практические навыки:
использование теории, методов и принципов.
3. Творческие навыки:
генерация альтернативных решений, которые нельзя найти логическим путем.
4. Коммуникативные навыки:
умение вести дискуссию, убеждать окружающих, использовать наглядный материал и другие медиа – средства, кооперироваться в группы, защищать собственную точку зрения, убеждать оппонентов, составлять краткий, убедительный отчет.
5. Социальные навыки:
оценка поведения людей, умение слушать, поддерживать в дискуссии или аргументировать противоположное мнение, контролировать себя и т.д.
6. Самоанализ.
Несогласие в дискуссии способствует осознанию и анализу мнения других и своего собственного. Возникающие моральные и этические проблемы требуют формирования социальных навыков их решения.
кейс.docx
кейс 2.docx
Слайд 51
МЕТОД ПРОЕКТОВ
Преимущества технологии:
проекты позволяют ученику быть успешным
высокая мотивация
связь полученных знаний с
реальной жизнью
развитие научной пытливости
лучшая закреплённость знаний
Воспитание настойчивости в достижении цели
проект 1.pptx
проект2.pptx
Слайд 52ЖЕЛАЕМ УСПЕХОВ!
Старший преподаватель кафедры ЕМД
Коликова Елена Георгиевна