Слайд 1
Проектирование
компетентностно-
ориентированного
урока
МБОУ НГО «ООШ №11»
Разработчик:
Патенкова Н.Н.,
заместитель директора
по УВР
п.Лобва
Слайд 2Что изменяется в образовательном процессе при реализации компетентностного подхода?
Компетентностный подход ориентирует
на результат образования.
Под результатом образования понимается – это ожидаемые и измеряемые конкретные достижения выпускников, которые определяют, что должен будет способен делать выпускник по завершении той или иной части образовательной программы.
Слайд 3
Результат образования
в традиционном подходе
Результатом образования выступают предметные знания, умения, навыки
– которые усваиваются в соответствии с программами, оцениваются на экзаменах. Ученик знает: математику, историю… Чем больше знаний приобрёл ученик, тем лучше.
Определение урока
- это ограниченный во времени отрезок учебного процесса, в рамках которого осуществляется передача знаний, умений, навыков, развитие познавательных и творческих способностей учащихся.
Слайд 4Результат образования в компетентностном подходе
Готовность решать проблемы различной сложности на основе
имеющихся знаний. КП не отрицает значения знаний, но он акцентирует внимание на готовности использовать полученные знания. Ответ на вопрос – чему научился ученик за годы обучения в школе.
Определение урока
- это не только ограниченный во времени отрезок учебного процесса, а законченный в логическом и смысловом отношении отрезок учебного процесса, на котором в процессе активной деятельности происходит усвоение учащимися знаний, умений, навыков, осуществляется саморазвитие и самореализация учащихся.
Слайд 5Проектирование в компетентностном подходе:
- отражение в системном и целостном виде
образа результата образования;
- формулирование результатов образования как признаков готовности выпускника продемонстрировать соответствующие знания, умения и ценности;
- определение структуры компетенций, которые должны быть приобретены и продемонстрированы обучаемыми.
Слайд 6
Направления формирования ключевых компетенций:
обучение компетенции как самостоятельному качеству;
включение ключевых компетенций в
предметы. В этом подходе компетенции рассматриваются как необходимые компоненты результатов обучения.
Слайд 7
Алгоритм формирования ключевых компетенций учащихся:
описание содержания компетенций входящих в компетентностную
модель выпускника;
моделирование компетенций при соблюдении технологизации «цель – деятельность – компетенция»;
отбор методик, технологий оценки образовательных результатов, адекватных формируемым компетентностям.
Слайд 8Формула компетентности
по М.А. Чошанову:
«мобильные знания»
+
«гибкий метод»
+
«критическое мышление»
Слайд 9Формула компетентности
по М.А. Чошанову:
- мобильные знания – это знания,
которые способны не только сохраняться и воспроизводиться, но и обладают способностью накапливаться и совершенствоваться, обеспечивая человеку, ими обладающему, способность решать практические задачи;
Слайд 10Формула компетентности
по М.А. Чошанову:
- гибкость метода – обеспечивает применение
знаний для решения практических задач в изменившейся жизненной ситуации, новых условиях профессиональной деятельности;
Слайд 11Формула компетентности
по М.А. Чошанову:
- критичность мышления – предполагает наличие
опыта и способности анализировать ситуацию, выявлять возникающие проблемы, осуществлять поиск альтернативных решений, отличать продуктивные пути решения проблем от неэффективных, отказываться от ложных путей, просто сомневаться.
Слайд 12Компетентностная модель выпускника школы
подразумевает выбор ключевых компетенций путём выявления наиболее значимых
из них и реализацию управленческих решений по развитию этих компетенций.
три ключевые компетенции:
- коммуникативная,
- информационная,
- учебно-познавательная
компетенция
Слайд 13Коммуникативная компетенция
подразумевает владение учеником средствами коммуникации:
- владение устной (монолог, диалог,
умение задавать вопросы, защищать свою точку зрения, дискуссия, доклады, презентации, защита проектов, публичное выступление и др.);
- письменной (чтение, создание различного рода текстов, владение стилевыми приемами оформления текста, умение работы с текстом и др.);
- продуктивной коммуникации (умение работать в группе, владение различными социальными ролями в коллективе).
Слайд 14Информационная компетенция
обеспечивает навыки деятельности ученика с информацией при помощи реальных объектов
(телевизор, принтер, магнитофон, компьютер, книга, журнал и др.) и информационных технологий (аудио-видео запись, электронная почта, СМИ, Интернет и др.).
Формируются умения самостоятельно искать, анализировать и собирать необходимую информацию, преобразовывать, сохранять, передавать и критически осмысливать её.
Слайд 15Учебно-познавательная
совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической,
методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами.
Представляет собой совокупность учебных ситуаций, в которых ученик выступает как субъект и объект процесса обучения одновременно, т.е. в данном случае речь идет о самообучении.
Под учебно-познавательной компетенцией понимаем способность учащегося приобретать новые знания для решения учебных задач на основе использования методов познания конкретных предметов.
Слайд 16
Ключевые компетенции
и выбор способов оценивания,
форм и методов обучения, педагогических
технологий
Слайд 17
Соотнесение аспектов ключевых компетенций и способов их оценивания
Слайд 18
Соотнесение аспектов
ключевых компетенций и форм урока
Слайд 19
Соотнесение аспектов ключевых компетенций и методов обучения
Слайд 20
Соотнесение аспектов ключевых компетенций и методов обучения
Слайд 21
Соотнесение аспектов ключевых компетенций и методов обучения
Слайд 22Основные методы обучения:
- методы активного обучения (деловые игры, ролевые игры, дискуссии
и т.д.);
- метод проблемного обучения (беседа, проблемная лекция, проблемный семинар);
- методы активизации творческого мышления, например мозговой штурм;
- методы взаимообучения (коллективного, группового и парного обучения).
Слайд 23
Соотнесение аспектов ключевых компетенций и приёмов формирования
Слайд 24
Соотнесение аспектов ключевых компетенций и современных образовательных технологий
Слайд 25
Критерии выбора современных педагогических технологий:
1) соответствие целям и задачам, стоящим перед
ОУ и перед учебным предметом в частности;
2) соответствие целям и задачам поставленными перед кафедрой или МО;
3) учёт специфики предмета (гуманитарный, естественно-научный и т.д.);
4) учёт специфики содержания обучения (учебного материала);
5) технологическая оснащённость учебного кабинета по предмету;
6) состав учащихся: учёт возрастных особенностей, физического состояния, уровня подготовки, количество обучающихся и т.д.
Слайд 26
Алгоритм выбора современных педагогических технологий:
1) выявить проблему в организации учебного процесса
на основе анализа работы за год, задач, поставленных перед ОУ, кафедрой (низкое качество, низкая мотивация учащихся и т.д.);
2) обозначить круг технологий, направленных на решение поставленной проблемы;
3) изучить теоретические основы выбранных технологий, направленных на решение поставленных задач;
4) сопоставить, соотнести изученные технологии с целевыми и результативными показателями с обозначенной проблемой;
5) выбрать одну или несколько современных педагогических технологий, направленных на решение поставленных задач.
Слайд 27Этап рефлексии
В Компетентностном подходе рефлексия рассматривается как один из важных механизмов,
обеспечивающих адаптивность человека к новым условиям.
Рефлексия (от позднелатинского – reflexio – обращение назад, отражение) – форма теоретической деятельности человека, направленная на осмысление своих собственных действий и их законов; размышление, самонаблюдение, самоанализ.
Виды рефлексии:
Коммуникационная (обмен мнениями о новой информации)
Информационная (приобретение нового знания)
Мотивационная (побуждение к дальнейшему расширению информационного поля)
Оценочная (соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции, оценка процесса)
Слайд 28 Презентация содержит теоретический материал для самостоятельного изучения, подготовленный
Пашкевичем
А.В.
Сайт:
Образовательный портал "Школа" ОмГПУ
Курс:
Телекоммуникационный проект-конкурс «Компетентностно-ориентированный урок»
Книга:
ПРОЕКТИРУЕМ КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ УРОК