Слайд 1Класс: 9
Тема: Аммиак
Тип урока: формирование знаний.
Вид урока: урок-проект
Слайд 2Цель урока:
Образовательная: изучить строение, свойства, получение и применение аммиака, донорно-акцепторный
механизм образования ковалентной связи на примере иона аммония.
Развивающая: углублять знания о ковалентной полярной связи, развивать навыки вести наблюдения, анализировать , выделять главное в тексте, обобщать и делать самостоятельные выводы.
Воспитательная: формирование логического, эвристического мышления, самостоятельности, ответственного отношения к природной среде и собственному здоровью.
Слайд 3Задачи:
Образовательные:
Учащиеся должны знать:
строение аммиака и иона аммония;
механизм образования связи по
донорно-акцепторному механизму;
лабораторные способы получения аммиака;
особенности химических реакций, протекающие с аммиаком;
влияние аммиака на организм и окружающую среду
Слайд 4Задачи:
Развивающие:
Учащиеся должны уметь:
составлять электронную, структурную формулы аммиака и иона аммония;
составлять уравнения
химических реакций, характеризующие химические свойства и способы получения;
объяснять физиологическое воздействие аммиака на организм человека.
Слайд 5Задачи:
Воспитательные:
Совершенствовать навыки:
самостоятельной работы с текстом учебника;
обозначать проблему и намечать пути ее
решения;
прогнозировать результаты эксперимента, наблюдать и делать выводы;
понимание ценности природы и каждого человека.
Слайд 6Методы и методические приемы:
Словесный: рассказ, беседа, защита проекта, обмен мнениями.
Практический: работа
с учебником, заполнение таблиц, составление схем, уравнений реакций, моделирование приборов.
Исследовательский: прогнозирование химических реакций и процессов, целенаправленное наблюдение , выявление взаимосвязей строения, свойств, получения , обнаружения вещества.
Образовательный продукт: опорный конспект.
Слайд 8ПЛАН УРОКА:
организационный этап
мотивация учебной деятельности обучающихся
актуализация знаний
введение новых знаний
закрепление
анализ
и оценка итогов работы
объяснение и разъяснение домашнего задания
Слайд 9 ХОД УРОКА
Организационный этап
подготовить учащихся к работе на уроке
Мотивация учебной
деятельности обучающихся
сообщение темы, цели, задач урока, практическая значимость урока, постановка учебной проблемы
Слайд 10
Актуализация знаний
воспроизведение прежних знаний в новой ситуации
организовать и целенапавить
познавательную активность обучающихся
Мини проект
Постановка проблемы
Выбор способов решения
Аргументация ее решения
Формулирование выводов
Анализ выводов и обобщение – защита проекта
Слайд 11Смоделируйте строение молекулы аммиака, если известно, что в состав молекулы аммиака
входят атом азота и водорода.
(фронтально обсудить план решения проблемы, работа в группах по 4)
строение атома азота
строение атома водорода
обменный механизм ковалентной полярной связи
обсуждение результатов проекта (защита проекта)
Просмотр домашних презентаций «Реклама водорода»,
« Реклама азота» (слайды ,,электронное строение атома,,)
Слайд 12Строение атома
+7N ) )
2 5
электронная формула
валентные возможности
III,
IV
+1H
)
1
I
неметалл
неметалл
азот
водород
N
••
•
•
•
•
H
Три неспаренных электрона.
До завершения слоя недостает
3е. Возможно взаимодействие с
тремя атомами водорода.
Один неспаренный
электрон
Слайд 13•
Ковалентная связь
N
••
•
•
•
+
H
•
H
H
•
•
=
•
N
H
H
H
•
•
••
•
•
Три неспаренных электрона внешнего уровня атома азота образуют общие электронные
пары с электронами атомов водорода. Общие электронные пары смещены к электроотрицательному атому азота. Образуется ковалентная полярная связь.
Слайд 14Аргументация решения
Атом азота образует с атомами водорода
3 ковалентные полярные связи
(т.к. электроотрицательность азота больше, чем у водорода) за счет своих трех неспареных электронов;
Три общие электронные пары смещены в сторону более электроотрицательного атома азота, возникает диполь, т. е. система с двумя полюсами.
Слайд 15NH3 –
молекулярная формула
H δ+ →Nδ−← H δ+
↑
H δ+
Структурная формула
Пространственное строение
молекулы аммиака
∙ ∙
H *∙ N ∙* H
∙ *
H
Электронная формула
Слайд 16Постановка проблемы учителем
Вопрос учителя:
- как ведут себя разноименно заряженные частицы? (ДО
притяжение магнитов разными полюсами). Возможно ли притяжение между молекулами аммиака?
Обобщающий вывод учителя: для полярных молекул аммиака характерно связывание их между собой. Особый вид межмолекулярной связи называется водородной связью.
Слайд 17Теоретическая исследовательская работа
Выясните, в каких случаях возникает водородная связь?
Как графически изображается
водородная связь?
Будет ли влиять водородная связь на физические свойства вещества?
Для каких веществ характерна водородная связь?
С. 112 – 113 учебника
Слайд 18Водородная связь
Связь между атомами водорода и атомами сильно электроотрицательных элементов (фтора,
кислорода, азота).
водородная связь NH3
Образование ассоциатов
Приводит к повышению плотности вещества, температур плавления, кипения.
Характерна для воды, белков, нуклеиновых кислот.
Слайд 19Механизм
донорно-акцепторной связи
H3N: + H+ = [NH4]+ образуется ион
аммония
Неподеленная электронная пара атома азота способна участвовать в образовании четвертой ковалентной связи по донорно-акцепторному механизму с атомами, имеющими вакантную орбиталь.
NH3 +HCl = NH4 Cl
хлорид аммония
Слайд 21Физические свойства
Пользуясь текстом и рисунком-схемой учебника заполните первые две колонки таблицы:
физические свойства аммиака и соответствующие области применения, биологическое значение.
Обсудить результаты работы, коррекция записей.
Как можно убедиться в точности этих утверждений?
Демонстрация соответствующих опытов, заполнение третьей колонки таблицы.
Слайд 23Получение аммиака:
Промышленный способ:
синтез аммиака
из водорода и азота:
N2 + 3H2
2NH3 + Q
Лабораторный способ:
Действием твердой щелочи на твердые соли аммония:
t
2NH4Cl + Ca(OH)2 =
ТВ. ТВ.
=2NH3↑ +CaCl2 + 2H2O
Слайд 24Постановка проблемы
Моделирование прибора для получения и собирания аммиака
Как обнаружить газ?
Какие правила
ТБ необходимо соблюдать при работе?
Зарисовать прибор, записать уравнение реакции, наблюдения
Как получить аммиак?
Д.О.
Слайд 25Химические свойства
(+H2O, HCl, O2 ):
окисление аммиака кислородом воздуха в присутствии
катализатора(Pt, Rh):
4NH3 + 5O2 → 4NO + 6H2O
в–ль ок–ль
Д.О. «Дым без огня» (на диске)
Слайд 26
Закрепление
1. Задание: составьте уравнения следующих реакций и назовите продукты:
NH3 + H2SO4
→
NH3 + H3PO4 →
Ответ:
2NH3 + H2SO4 →(NH4)2SO4
сульфат аммония
3NH3 + H3PO4 →(NH4)3РO4
фосфат аммония
Объясните механизм образования донорно-акцепторной связи.
Укажите плюсы и минусы влияния аммиака на организм и окружающую среду.
Слайд 27
Анализ и оценка итогов работы
домашнее задание:
Как работал класс, кто
работал особенно старательно, подведение результатов, комментарии отметок.
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
Изучить §24, ответить на вопросы №1 – 6,с.115
Творческие задания: проект «Влияние водородных связей на воду. Аномалии воды» , «Значение водородных связей в белках, нуклеиновых кислотах», «Характеристика аммиака»
Выпустить информационный бюллетень «Аммиак и здоровье человека» .
«Влияние аммиака на окружающую среду».
«Первая помощь при отравлении аммиаком». «Поведение в экстренной ситуации»