Слайд 1Системно-деятельностный подход в преподавании химии
Слайд 2Целью современного образования является воспитание внутренне свободного, активного, творческого человека с
проектно-ориентированным интеллектом, способного к самоосуществлению в культуре и социуме.
Слайд 3Основные задачи образования
Не просто вооружить выпускника фиксированным набором знаний, а сформировать
у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, способность к самоизменению и саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации.
Слайд 4Что значит «деятельность»?
Целеустремленная система, нацеленная на результат
обратная связь (коррекция, обратная
ориентация ).
психолого-возрастные и индивид. особенности развития личности ребенка
Слайд 5СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД
Позиция учителя: к классу не с ответом (готовые знания, умения,
навыки), а с вопросом.
Позиция ученика: за познанием мира, (в специально организованных для этого условиях).
Слайд 6СИСТЕМНО – ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД
Основной результат – развитие личности ребенка на основе
образовательной деятельности.
Основная педагогическая задача – создание и организация условий, инициирующих детское действие.
Вектор смещения акцентов ФГОС ООО
Чему учить?
Обновление содержания
Ради чего учить?
Ценности образования
Как учить?
Обновление средств обучения
Формирование универсальных способов действий
Слайд 7РЕАЛИЗАЦИЯ ТЕХНОЛОГИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО МЕТОДА В ПРАКТИЧЕСКОМ ПРЕПОДАВАНИИ ОБЕСПЕЧИВАЕТСЯ СЛЕДУЮЩЕЙ СИСТЕМОЙ ДИДАКТИЧЕСКИХ
ПРИНЦИПОВ:
1) Принцип деятельности;
2) Принцип непрерывности;
3) Принцип целостности;
4) Принцип минимакса;
5) Принцип психологической комфортности;
6) Принцип вариативности;
7) Принцип творчества.
Слайд 8НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ – ИЗМЕНЕНИЕ СТРУКТУРЫ УРОКА
Типология
уроков
Урок усвоения новых знаний.
Урок комплексного применения знаний и умений.
Урок актуализации знаний и умений.
Урок систематизации и обобщения знаний и умений.
Урок контроля знаний и умений.
Урок коррекции знаний умений и навыков.
Слайд 9МОДЕЛИРОВАНИЕ УРОКА С ПОЗИЦИИ СИСТЕМНО – ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА
Самоопределение к деятельности начинается
с мотивации.
Актуализация, фиксация затруднений и определение проблемного поля
Совместная с учащимися постановка цели.
Постановка проекта выхода (совместный поиск путей решения проблемы).
Закрепление во внешней речи (с монологическим и диалогическим оформлением решения).
Самостоятельная работа с самопроверкой, самооценкой и взаимооценкой.
Включение в систему знаний и повторение (неоднократность познавательных действий, практическое закрепление опыта).
Рефлексия
Слайд 10МОДЕЛИРОВАНИЕ УРОКА С ПОЗИЦИИ СИСТЕМНО – ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА
Слайд 11
СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД В ПРЕПОДАВАНИИ ХИМИИ.
Формирования следующих видов деятельности:
познавательной деятельности;
информационно-коммуникативной
деятельности;
рефлексивной деятельности;
Слайд 12СТРУКТУРА КОНСПЕКТА УРОКА ХИМИИ
Тема урока ________________
Цели урока:
1. Деятельностная ______________________________________________
2. Предметно-дидактическая _____________________________________
Планируемые
образовательные результаты
1. Личностные _________________________________________________
2. Метапредметные _____________________________________________
3. Предметные _________________________________________________
Тип урока
1. …
Методы обучения ______________________________________________
Средства обучения _____________________________________________
Технологическая карта.
Слайд 13КАК ПОСТРОИТЬ УРОК?
Первый этап- постановка проблемы и актуализация знаний, необходимых для
изучения новой темы.
Второй этап урока посвящен совместному «открытию» знаний, т.е. изучению правил и законов, которые вывели ученые, и знакомству с избранными примерами их применения.
Третий этап урока посвящен практикуму по самостоятельному применению и использованию полученных знаний.
Последний этап урока посвящен подведению итогов работы.
Слайд 14 1 ЭТАП. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ, ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ.
Метод достижения цели: словесно-логический.
Способ достижения целей: поисковая
беседа.
Игра «Третий лишний». Найдите лишнее, вычеркните и объясните свой выбор.
Приём «Вставь пропущенное слово»;
Составление кластера;
Обсуждение видеофрагмента, рисунков;
Обсуждение текста, стихотворения…
Слайд 15ТЕМА УРОКА: МЕТАЛЛЫ - ПРОСТЫЕ ВЕЩЕСТВА.
Учащиеся самостоятельно определяют цели урока.
Пример:
1.
Повторить особенности строения атомов металлов и металлическую химическую связь.
2. Познакомиться с общими физическими свойствами металлов.
Слайд 16АКТУАЛИЗАЦИЯ РАНЕЕ ИЗУЧЕННЫХ ЗНАНИЙ
Слайд 17
2 ЭТАП. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА.
Цель деятельности учителя: Создать условия
для открытия учащимися физических свойств металлов , положения в таблице Д. И. Менделеева, особенности электронного строения.
Цель деятельности ученика: Вспомню: положение металлов в таблице Д. И. Менделеева; особенности их электронного строения.
Узнаю: физические свойства металлов
Метод достижения цели: наглядный.
Способы достижения целей:
- поиск информации в учебнике по «Карточке-инструкции для учацихся»;
- практическая работа «Физические свойства металлов».
Слайд 18 ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Внимательно смотрите на экран, на нем будут появляться названия
химических элементов. Если на экране – металл, вы должны встать, если нет – продолжаем сидеть (Сингапурская структура «Тейк оф тач даун»). Внимание на экран!
Цепочка из слайдов:
Натри – Фтор – Иод – Золото – Серебро – Сера – Кислород – Кальций – Водород и т.д.
Слайд 193 ЭТАП. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ.
Цель деятельности учителя: Создать условия для
закрепления изученной информации физических свойствах металлов.
Метод достижения цели: тестовый контроль усвоения знаний
Способ достижения целей:
- Выполнение тестового задания;
- Закончите предложения;
- Разгадай кроcсворд.
Слайд 20Закончите предложения.
1. У металлов на внешнем энергетическом уровне ……1-3….электрона.
2. У всех металлов имеется ………………………….блеск.
3. Все металлы по агрегатному состоянию……………….., за исключением…………
4. Все металлы……………………………цвета, за исключением металлов ……………...
5. Все металлы проводят……………………………….
6. Общность физических свойств металлов объясняется наличием у них………………связи.
7. Определите тип химической связи: Н2, Na, KCl, HCl
Взаимопроверка , оценивание работы одноклассника.
Слайд 21РЕФЛЕКСИЯ
1. «Вырази своё отношение к полученным знаниям».
2. «Задай вопрос, который остался
невыясненным в ходе изучения нового материала».
3. «Тест «Я знаю (умею) / Я не знаю (не умею)».
Слайд 22Например:
Продолжите фразу:
Сегодня на уроке я узнал……
Было интересно, потому что…..
Такой урок
интересен тем ……
Слайд 23Хотя учитель – это массовая профессия…по существу, учительский труд является творческим
трудом. Он не поддается никаким правилам или ограничениями своей сути, но вместе с тем учителя, как и большие художники, наряду с творчеством, и хорошие ремесленники. Нужно владеть основами ремесла, чтоб затем становиться большими художниками.
В.В. Давыдов