Слайд 1Учитель химии и биологии
МОБУ СОШ с. Бакалдинское
Т. И.
Гребенникова
Системно-деятельностный подход при
обучении химии
Слайд 2Любая деятельность может быть либо технологией, либо искусством. Искусство основано на
интуиции, технология на науке. С искусства все начинается, технологией - заканчивается, чтобы затем все началось сначала.
Слайд 3Правильно гласит китайская народная мудрость:
«Я слышу – я забываю,
я
вижу – я запоминаю,
я делаю – я усваиваю».
Слайд 4«Школа не должна научить на всю жизнь, школа должна научить учиться
всю жизнь»
Восточная мудрость
Слайд 5«Сведений науки не следует сообщать учащемуся, но его надо привести к
тому, чтобы он сам их находил, самодеятельно ими овладевал. Такой метод обучения наилучший, самый трудный, самый редкий. Трудностью объясняется редкость его применения. Изложение, считывание, диктовка против него детская забава…» - немецкий педагог-демократ XIX в. Адольф Дистервег
Слайд 6Какие качества необходимы современному выпускнику?
Глубокие и прочные знания? Воспитанность?
Основные
задачи образования-
не просто вооружить выпускника набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде .
Слайд 7Чему должен научиться ребенок?
Чему должен научиться ребёнок???
ОВЛАДЕТЬ УНИВЕРСАЛЬНЫМИ УЧЕБНЫМИ
ДЕЙСТВИЯМИ ( УУД)
В ДЕЙСТВИИ ПОРОЖДАЕТСЯ ЗНАНИЕ!.
«Настоящий учитель показывает своему ученику не готовое задание, над которым положены тысячелетия труда, но ведет его к разрабатыванию строительного материала, возводит здание с ним вместе, учит его строительству…»
Слайд 8Человека нельзя “сделать”, “ произвести”, “вылепить” как вещь, как продукт, как
пассивный результат воздействия извне, но можно только обусловить его включение в деятельность, вызвать его собственную активность и исключительно через механизм этой его собственной (совместно с другими людьми) деятельности он формируется в то, что делает его эта деятельность.
Г.С.Батищев
Сущность деятельностной теории учения
Конечной целью обучения является формирование способа действий
Способ действий может быть сформирован только в результате деятельности
Механизмом обучения является не передача знаний, а управление учебной деятельностью
Слайд 9СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД
Позиция учителя: к классу не с ответом (готовые знания, умения,
навыки), а с вопросом.Позиция ученика: за познанием мира, (в специально организованных для этого условиях).
СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД
“Надо учиться в школе, но ещё гораздо больше надо учиться по выходе из школы, и это второе учение по своим последствиям, по своему влиянию на человека и на общество неизмеримо важнее первого”. Д.Писарев
Слайд 10НОВЫЙ РЕЗУЛЬТАТ - …
Умение оценивать свои и чужие поступки,
стремление к созидательной деятельности
Умение добывать, преобразовывать и представлять информацию
Умение донести свою позицию, понять других, договориться, чтобы сделать что-то сообща
Умение организовывать свои дела: ставить цель, планировать, получать и оценивать результат
ДЕЙСТВИЯ
«деятель», а не «знайка»
ЛИЧНОСТНЫЕ
РЕГУЛЯТИВНЫЕ
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ
КОММУНИКАТИВНЫЕ
Слайд 11Образовательные технологии
в современной школе
На основе
активизации
деятельности учащихся
Технология проблемного обучения
Технология проведения учебной
дискуссии
Технология интенсификации обучения на основе применения схемных и знаковых моделей
Технология игрового обучения
На основе
индивидуализации
обучения
Технология проектного обучения
Технология модульного обучения
Технология проблемного обучения
Информационная технология обучения
Технология развития критического мышления
Слайд 12 ИЗМЕНЕНИЕ СТРУКТУРЫ УРОКА
Типология уроков А.К. Дусавицкого.Тип урока определяет формирование того
или иного учебного действия в структуре учебной деятельности.
Урок постановки учебной задачи.
Урок решения учебной задачи.
Урок моделирования и преобразования модели.
Урок решения частных задач
Урок контроля и оценки.
Уроки «открытия» нового знания;Уроки рефлексии;
Уроки общеметодологической направленности
Уроки развивающего контроля.
Слайд 13Основные результаты применения системно-деятельностного подхода:
- осознание учащимися ценности совместного труда;
- овладение
умением организовываться и сплачиваться;
- вместе анализировать результаты изучения темы;
- в процессе обучения создаётся атмосфера учения, в которой учащиеся активно работают, размышляют над процессом обучения, что-то подтверждают или опровергают, расширяют круг знаний, знакомятся с новыми идеями.
ИТОГ ОДИН:
Обретают правильные представления об окружающем мире!!!!!!
Слайд 14Системно - деятельностный подход
Основной результат – развитие личности ребенка на основе
учебной деятельности
Основная педагогическая задача- создание и организация условий,
Инициирующих действие учащегося.
Чему учить?
Обновление содержания
Ради чего учить?
Ценности образования
Как учить?
Обновление средств обучения
Формирование универсальных способов деятельности
Слайд 15Деятельностный подход ломает многие привычные стереотипы подготовки и проведения уроков, меняет
саму систему взаимодействия « учитель – ученик»
Слайд 16Какой должна быть структура урока?
Как его подготовить?
Как добиться того, чтобы дети
включились в деятельность, а не ждали, пока учитель им все расскажет?
Слайд 17Используя основные принципы развивающего обучения, нужно по-другому
выстраивать урок.
На уроке выделяют
следующие этапы:
1 Вызов
собственно вызов
актуализация знаний
Осмысление
постановка учебной задачи
открытие нового знания
составление алгоритма
первичное закрепление
3 Рефлексия
самостоятельная работа- самоконтроль
собственно рефлексия
Слайд 18Компоненты системно-деятельностного подхода
«Деятельность – личность!»
«Вне деятельности нет личности!»
«Какова деятельность,
такова
и личность!»
Слайд 19Такая модель урока имеет ряд позитивных моментов:
использование различных способов деятельности
реализация всех дидактических принципов Р.О.
использование многих современных технологий, в том числе ИКТ.
составление алгоритма действий
Большая накопляемость оценок
Зрелищные формы проведения урока
Слайд 20Деятельностный подход позволяет учителю изучать с учащимися основную часть нового материала
на уроке.
Технология деятельностного подхода оптимально сочетается с информационно-коммуникационными технологиями, на уроке можно использовать компьютерные программы и учебные электронные пособия:
Уроки химии кирилла и мефодия (8-11 классы)
« Химия 8 – 11 классы» виртуальная лаборатория (2004 г)
« химия 10 « , « химия 11» видеодемонстрации опытов.
« 1с: Репетитор» – химия
собственные презентации.
На уроке с применением деятельностного подхода высока активность учащихся. Я добиваюсь этого благодаря системе оценочной деятельности, которая включает в себя поурочный балл на разных этапах урока, а также самооценку приобретенных знаний учащимися – рефлексию.
Применение деятельностного подхода совместно с компьютерными технологиями способствует повышению интереса к изучению химии и помогает добиться лучших результатов.
Слайд 21В методике данного подхода предполагается, что тему урока учитель не сообщает,
а используя различные методы и приемы, добивается от учащихся формулировки темы и проблемы.
Это основная задача этапа урока «Вызов»
Какими же методами и приемами можно воспользоваться?
И здесь нам помогут компьютерные технологии.
Например, можно
Показать картинку…..
Слайд 22Какие ассоциации вызывает у вас эта картинка?
Почему лимон кислый?
Попробуйте назвать тему
нашего сегодняшнего урока.
КИСЛОТЫ
Слайд 23Рассмотрите формулы кислот и найдите сходство между ними. Дайте определение кислот.
HClO4
HCl HClO4
HCl
HClO4
HF
H2SO4
H3PO4
H2CO3
HNO3
HBr
Кислоты – это сложные вещества, состоящие из атомов водорода и кислотных остатков.
Слайд 25 Рассмотрите формулы кислот и ответьте на вопрос: как можно
разделить кислоты по составу?
Обратите внимание на то, сколько атомов водорода может быть в кислоте. составьте схему классификации кислот по этим двум признакам.
Слайд 26Сравните схему с той, которую составили вы сами:
Кислоты
По наличию атомов кислорода
По
количеству атомов водорода
кислородные
бескислородные
трехосновные
двухосновные
одноосновные
Слайд 27Кислоты – это сложные вещества, молекулы которых состоят из атомов водорода
и кислотных остатков.
Кислородосодержащие кислоты: Бескислородные
Азотная кислота – HNO3 Соляная кислота - HCl
Азотистая кислота – HNO2 Сероводородная – H2S
Серная кислота – H2SO4 Бромоводородная - HBr
Сернистая кислота – H2SO3
Угольная кислота – H2CO3
Фосфорная кислота – H3PO4
Кислоты
Слайд 29Как вы думаете, можно ли отличить кислоты от других веществ, например,
от щелочей?
Какие индикаторы вы знаете ?
Как они изменяют окраску в растворах щелочей ?
Подумайте, будут ли изменять окраску индикаторы в растворах кислот ?
Слайд 30Проведем небольшое исследование.
Какова его цель?
-
Проверить, как изменяют окраску индикаторы в
растворах кислот.
Слайд 31Заполните таблицу:
Сделайте вывод:
Независимо от вида кислоты, индикаторы изменяют свой цвет одинаково,
а это означает, что все кислоты обладают сходными свойствами.
Слайд 32Завершает урок рефлексия. Формы проведения рефлексии могут быть различными, например:
Вырази свое
отношение к полученным знаниям.
Задай вопрос , который остался невыясненным в ходе изучения нового материала.
Тест. Я знаю ( умею), я не знаю ( не умею).
Составление кластера.
Слайд 33Составление кластера:
кислоты
Классификация
кислот
По составу
кислородные
бескислородные
По количеству атомов водорода
одноосновные
двухосновные
трехосновные
применение
В медицине
В пищевой промышленности
Приготовление силоса
для животных
Нахождение в природе
В организме животных
В организме человека
В растениях
Что такое кислота
Слайд 34Сегодня на уроке я:
-Научился…………
-Мне показалось важным…….
-Я понял, что………..
-Я почувствовал, что…….
Своей работой
на уроке я…
-Доволен…..
-Не совсем доволен….
-Я не доволен потому, что…..
Слайд 35Синквейн- способ творческой рефлексии в виде «стихотворения», написанного по определенным правилам:
1
строка – одно существительное;
2 строка – два прилагательных;
3 строка – три глагола;
4 строка – крылатая фраза;
5 строка – одно существительное, которое выражает суть.
Например:
1 – кислота;
2 – бесцветная,прозрачная;
3 – реагирует, окисляет,удивляет;
4 – изменяет окраску индикаторов;
5 – жидкость.
Далее следует взаимоопрос. Учащимся предлагается сформулировать по теме 3 «тонких» и 3 «толстых» вопроса. Затем они опрашивают друг друга.
Слайд 36«Фишбоун»
Технология развития критического мышления
На верхней "косточке" записывается формулировка проблемы, а на
нижней - факты, подтверждающие, что данная проблема существует.
Приём наиболее эффективен при работе с текстом проблемного содержания/ при постановке проблемы для решения проблемной задачи урока
Слайд 37Изменения, вносимые в образовательный процесс оказывают огромное влияние на ученика:
повышается
интерес к предмету;
растет успеваемость;
учащиеся могут проявить себя в новой роли;
вырабатывается устойчивый навык к самостоятельной деятельности;
создается ситуация успеха;
урок работает на конкретного ученика, так как он работает в темпе, который оптимален для него.
Слайд 38провести несколько опытов (взаимодействие гидроксида калия с сульфатом меди, взаимодействие карбоната натрия
с соляной кислотой) и сделать выводы о трех случаях реакций Тема: «Реакции ионного обмена». Когда говорим об условиях протекания обменных реакций, то ученикам предлагается ионного обмена, идущих до конца.
Слайд 39Вставьте в текст пропущенные слова:
1 Элемент находится в 3 периоде, 7
группе, главной подгруппе.
2 Этот элемент хлор.
3 Порядковый номер хлора № 17.
4 В атоме хлора 17 протонов и 17 электронов.
5 На внешнем уровне у атома хлора 7 электронов
6 Из строения атома следует, что элемент хлор типичный неметалл.
7 Атом хлора образует простое вещество с формулой Cl 2
8 Вещество хлор по физическим свойствам – газ желто- зеленого цвета, ядовит.
9 По химическим свойствам хлор активно окисляет многие металлы и неметаллы, реагирует со сложными веществами
10 Хлор и его соединения применяют для дезинфекции помещений.
Из вставленных вами слов сформулируйте тему урока.
Тема урока: Хлор; строение атома, физические и химические свойства, применение.
Слайд 40Тема: «Амфотерные оксиды и гидроксиды». В ходе химического эксперимента учащиеся формируют проблемную ситуацию.
Убедившись в видимых признаках течения химических реакций (гидроксид цинка плюс соляная кислота, гидроксид цинка плюс гидроксид натрия) учащиеся делают вывод, о способности гидроксидов некоторых металлов проявлять двойственные свойства — и основные и кислотные в зависимости от сореагента.
Слайд 41Доказательство амфотерности:
1.Взаимодействие с кислотами
В одну пробирку с осадком прилейте
раствор соляной кислоты.
2.Взаимодействие со щелочами
В другую пробирку с осадком прилейте избыток раствора щелочи
Лабораторная работа
Слайд 42Что наблюдали?
Осадки гидроксида алюминия в обеих пробирках растворяются.
Вывод: гидроксид алюминия
проявляет свойства оснований, взаимодействуя с кислотой, но он также ведет себя и как нерастворимая кислота, взаимодействуя со щелочью. Он проявляет амфотерные свойства.
Слайд 43Гидроксид алюминия можно записать как основание и как кислоту
Al(OH)3
=
H3AlO3
AlO3H3
=
=
Кислота
Основание
Слайд 44
Al(OH)3 + 3HCl = AlCl3 +3H2O
H3AlO3 + 3NaOH = Na3AlO3+3H2O
Хлорид алюминия
Алюминат
натрия
Запишите уравнения реакций:
Слайд 45Можно поставить проблему с помощью эксперимента:
Опыт №1
Железо+ нитрат меди=
Действие:
Наблюдение
Опыт №2
Цинк+ нитрат меди=
Действие: Наблюдение:
Что объединяет эти два опыта?
Тема урока: « Взаимодействие металлов с растворами солей»
Слайд 46Хотя учитель – это массовая профессия…по существу, учительский труд является творческим
трудом. Он не поддается никаким правилам или ограничениями своей сути, но вместе с тем учителя, как и большие художники, наряду с творчеством, и хорошие ремесленники. Нужно владеть основами ремесла, чтоб затем становиться большими художниками. В.В. Давыдов