Слайд 1 «Система оценки качества знаний в условиях перехода к ФГОС»
Подготовила:
Кравцова С.В.,
учитель химии и биологии
Слайд 2Актуальность темы.
Существующая система оценки и контроля работы учащихся в
школе не может, в полной мере, удовлетворять современным требованиям. Имеющиеся тенденции перехода к новым типам обучения, передовым технологиям требуют перехода к новым, более объективным и стимулирующим формам контроля и оценки.
Слайд 3 Из истории оценки знаний.
1738 г. Киевская духовная семинария:
Хорощие успехи
- изрядные (преизрядные), надежные (благонадежные, добронадежные), добрые, честные, хорошие, похвальные.
Средние успехи - учения среднего, посредственного, умерительного; нехудой, неслабый, не всегда худой.
Хуже средних - учения слабого, подлого, прехудого, худенного, малонадежного, безнадежного, ленивого.
Слайд 4Баллы (с 1848г.) (граф С.С.Уваров)
отлично хороший успех: ученик твердо знает все
пройденное весьма основательно, отвечает идею ясно, опровергает все возражения (12)
весьма хороший успех: знает пройденное основательно, отвечает определительно, важнейшие вопросы разрешает, выражается ясно и связно (11-10)
хороший успех: знает пройденное хорошо, но идеи развивает не совсем точно, вопросы разрешает иногда не свободно, говорит не довольно плавно, повторяется (9-8)
успех удовлетворительный: понимает и знает все пройденное довольно хорошо, отвечает неточно, но пропущенное вспоминает легко, при вопросах затрудняется, выражается неточно и неясно (7)
посредственный успех: знает посредственно, понимает многое неясно, сбивчиво, отвечает с ошибками и говорит заученное наизусть (6-5)
худой успех:- много не знает или ошибочно понимает; впрочем, оставшись в классе в будущем году, курсу следовать может (4-3)
весьма худой успех: так мало знает, или так худо понимает, что курсу и в будущем году следовать не может и должен быть переведен на низший класс (2-1)
Слайд 5В 1935 году – дифференцированная пятибалльная система оценок через словесные отметки
(«отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «плохо», «очень плохо»).
В 1944 году словесные отметки были заменены цифровой пятибалльной системой оценок.
В 1990-е переход от пятибалльной на многобалльную систему (от 100 до 1000) - модульно-рейтинговую
(каждое задание в зависимости от сложности, нестандартности, креативности оценивалось по определенной, пропорционально увеличивающейся шкале).
В конце 90-х гг. стали применяться подходы к оцениванию знаний распространенные в США. Такая система получила название учебное портфолио.
Слайд 6 Оценка и отметка.
Оценка – это процесс, действие (деятельность) оценивания, которое
осуществляется человеком.
Отметка выступает как результат этого процесса (результат действия), как его условно формальное выражение.
Отметка служит количественным выражением оценки. Отметка фиксируется в документах, отражая уровень достижений учащегося.
Слайд 7Оценивание – это процесс измерения обученности, отметка – это результат обученности.
Функции отметки:
контролирующая;
стимулирующая
констатирующая;
уведомляющая;
карательная;
регулирующая.
Слайд 8Выставляя отметку не надо думать, как я буду выглядеть в глазах
коллег, администрации, а думать о том, что ребенок будет делать сегодня, завтра после этой отметки: возьмется ли за книгу, станет трудолюбивее или эта отметка не будет стимулировать его к работе, оставит равнодушным.
Сегодня, наверное, именно в этом заключается объективность и справедливость отметки.
Слайд 9 Проблемы оценивания.
Тенденциозность. Отметки зависят от отношения учителя к ученику.
Жесткость оценки.
Учителя занижают оценки учащихся, у, них трудно получить высокие оценки и отметки.
Ошибки великодушия. Педагоги завышают оценки.
Ошибки центральной тенденции. Педагог не решается ставить крайних отметок, особенно учащимся, которых не совсем хорошо знает.
Слайд 10«Счетоводный подход». Отметка выставляется в зависимости от того, сколько заданий из
заданного количества выполнил ученик.
Среднеарифметический подход. Вызывает возражение среднеарифметический подход к выставлению четвертной и годовой отметки. Двойка в начале четверти может существенно повлиять на итоговую отметку за четверть.
Взаимоотношения родителей и учащихся. Плохие отметки ухудшают отношения родителей с детьми. Дети не сообщают своих отметок, стараясь избежать наказаний.
Слайд 11Логические ошибки. Преподаватель оценивает ответ в соответствии со своей логикой. Если
логика ответа учащегося правильная, но расходится с логикой преподавателя, то оценивается ниже.
Отсроченность отметки. Отметки выставляются в дневник отсрочено. Это может быть в конце недели или даже через месяц.
Объявление оценок. Объявление отрицательных отметок пред всем классом унижает достоинство детей, формирует отрицательное отношение как учащихся к отвечающему, так и самого отвечающего к классу.
Слайд 12Критерии оценки. Нет однозначности, конкретности и четкости в их перечне и
их использовании.
Прогностические возможности. Оценивание не может оценить способности учащихся. Поэтому рассогласование между отметкой в школе и успешностью карьеры человека обусловлено не совершенством оценивания, а тем, что успешность жизнедеятельности зависит еще от многих других факторов.
Слайд 13 Критерии оценивания.
Объем
Понимание
Старательность
Оформление работы.
Слайд 14Критерии оценивания
1. Полнота
2. Глубина
3. Систематичность
4. Системность
5. Оперативность
6. Гибкость
7. Конкретность
8. Обобщённость
9. Развёрнутость
10. Свёрнутость
11. Осознанность
12. Прочность
Слайд 15 Значение контроля и оценки знаний обучающихся в условиях модернизации образования.
Контроль знаний и умений обучающихся - один из важнейших элементов учебного процесса. Обучение не может быть полноценным без регулярной и объективной информации о том, как усваивается обучающимися материал, как они применяют полученные знания для решения практических задач. Причем, контроль знаний и умений конкретного ученика предусматривает оценку этих знаний и умений только по результатам его личной учебной деятельности.
Слайд 16Контроль – соотношение достигнутых результатов с запланированными целями обучения.
Основная цель контроля
знаний и умений состоит в обнаружении достижений, успехов учащихся, в указании путей совершенствования, углубления знаний и умений, с тем чтобы учащийся включался в активную творческую деятельность.
Слайд 17Правила:
1 правило: ЧТО ОЦЕНИВАЕМ
2 правило: КТО ОЦЕНИВАЕТ
3 правило: СКОЛЬКО СТАВИТЬ ОТМЕТОК
4
правило: ГДЕ НАКАПЛИВАТЬ ОЦЕНКИ
Слайд 19Правила
5 правило: КОГДА СТАВИТЬ ОТМЕТКИ
6 правило: ПО КАКИМ КРИТЕРИЯМ
ОЦЕНИВАТЬ
7 правило: КАК ОПРЕДЕЛЯТЬ ИТОГОВЫЕ ОЦЕНКИ