Слайд 4Познакомиться с растворением как физико-химическим процессом
2. Показать зависимость растворимости от
внешних факторов.
Дать классификацию растворов по содержанию растворенного вещества.
Слайд 5Где используются растворы?
Велика роль растворов в возникновении и развитии жизни
на Земле. Одной из теорий возникновения организмов является теория зарождения жизни в первичном океане, который представлял собой воду с растворенными в ней веществами. Из этого раствора организмы получали необходимые для роста и развития ионы и молекулы.
В организме человека находятся физиологически важные растворы. Какие? (кровь, желудочный сок и др.)
Различные процессы, происходящие в организме, протекают в растворах. Например, усвоение пищи связано с переводом питательных веществ в раствор.
В природе водные растворы участвуют в процессах почвообразования и снабжают растения питательными веществами.
В технике такие процессы, как получение соды, удобрений, бумаги, также протекают в растворах.
Слайд 6Применение растворов
в быту и медицине
Слайд 7Применение растворов
в промышленности
Слайд 8Применение растворов в сельском хозяйстве
Слайд 9Применение растворов в полиграфии
Слайд 10Распространение воды в природе
Вода занимает 3/4 поверхности Земного шара
В организме
человека воды около 70 %
В арбузе воды около 90%
Слайд 11Какие ассоциации у вас возникают со словом раствор?
Раствор
Слайд 12Ситуативная задача
Вы торопитесь в колледж, но еще не пили чай. Перед
вами проблема: или пить горячий чай, но сладкий, или холодный, но не сладкий.
Слайд 13Является ли чай раствором?
Вспомните, что такое раствор? Давайте определим состав
данного раствора.
Где быстрее растворяются кусочки сахара?
От чего будет зависеть растворение твердых веществ? Выскажите свои гипотезы.
Обратите внимание на состав раствора.
Слайд 14Химик-органик Н.Н. Семенов писал: «Химия – это наука экспериментальная, а не
волшебная, и лучше в этой науке быть в безопасности, чем потом сожалеть»
Слайд 15Задание 1
Наблюдение влияния природы растворенного вещества на процесс растворения.
Порядок выполнения:
В пробирки с веществами прилейте 10мл воды и хорошо встряхните для лучшего растворения вещества.
№1 Хлорид кальция, №2 гидроксид кальция, №3 карбонат кальция
Какое из предложенных веществ хорошо растворяется в воде? Какое не растворяется?
Сделайте вывод о классификации веществ в зависимости от способности веществ растворяться в воде.
Слайд 16Растворимость -
Способность вещества образовывать с другими веществами (растворителями) однородные системы –
растворы
- величина, которая показывает максимальную массу растворённого вещества в 100г воды
Слайд 17По растворимости выделяют
Хорошо растворимые вещества (в 100г воды растворяется > 1г
вещества)
Малорастворимые (в 100г воды растворяется < 1г вещества)
Нерастворимые (в 100г воды растворяется < 0,01г вещества).
Найдите в таблице растворимости хорошо растворимые вещества, малорастворимые и нерастворимые, запишите примеры
Растворимость зависит от…
Слайд 18Задание 2
Наблюдение влияния температуры на растворимость веществ.
Видео опыт: “Влияние температуры
на растворимость веществ”
Сделайте вывод о влиянии температуры на растворимость веществ.
Слайд 19Задание 3
Наблюдение влияния природы растворителя на процесс растворения веществ.
Порядок выполнения:
В пробирки с медным купоросом прилейте в 10мл спирта (№1) и 10мл воды (№2), закройте пробкой и хорошо встряхните для лучшего растворения вещества.
Какой из предложенных растворителей хорошо растворяет медный купорос?
Сделайте вывод о влиянии природы растворителя на процесс растворения и способности веществ растворяться в разных растворителях.
Слайд 20Задание 4.
Классификация растворов.
Использование мобильных телефонов для поиска информации.
Сделайте вывод о
типах растворов.
Агрегатные состояния:
Жидкость
Газ
Твёрдое вещество
Слайд 22Классификация растворов
по признаку агрегатного состояния
Слайд 23Растворы и растворение
РАСТВОРЫ
однородная устойчивая система, состоящая из частиц растворенного вещества, растворителя
и продуктов их взаимодействия
РАСТВОРЕНИЕ
физико-химический процесс, включающий в себя разрушение кристаллической решетки вещества и взаимодействие образовавшихся частиц с молекулами растворителя
Слайд 24Физическая теория.
Вант-Гофф, Оствальд, Аррениус.
Растворение –это процесс диффузии.
Растворы – это однородные
смеси.
Признаки физического процесса: диффузия.
Слайд 25Признаки химического взаимодействия при растворении
Тепловые явления при растворении
Изменение окраски:
Химическая теория.
Менделеев, Каблуков,
Кистяковский.
Растворение – это процесс химического взаимодействия растворяемого вещества с водой – гидратация.
Растворы – продукты взаимодействия вещества с водой –гидраты.
Слайд 26Заполните таблицу « теория растворов»
Слайд 271 теория. Доказать, что растворение – это физическое явление, выявить признаки
физического явления при растворении.
ОПЫТ: растворение перманганата калия. Возьмем стакан с водой и осторожно опустим на дно кристалл марганцовки.
2 теория. Доказать, что растворение – это химическое явление, выявить признаки химического явления при растворении.
ОПЫТ: в один стакан прибавьте немного серной кислоты, а в другой – кристаллы аммиачной селитры NH4NO3. Поглощается или выделяется тепло?
Слайд 28Растворение
Физический процесс –заключающийся в перемешивании молекул растворенного вещества и растворителя, результат
диффузии веществ.
Химический процесс –заключающийся во взаимодействии молекул растворенного вещества и растворителя и образование гидратов.
Слайд 29Растворение?
Современная теория
Раствор – это однородная устойчивая
система, состоящая из частиц растворенного вещества, растворителя и
– это физико-химический процесс, включающий в себя разрушение кристаллической решетки вещества (диссоциацию) и взаимодействие образовавшихся частиц с молекулами растворителя (сольватацию)
продуктов их взаимодействия
…
Слайд 30Классификация растворов по содержанию растворенного вещества
Ненасыщенный раствор: при данной температуре находится
меньше растворяемого вещества, чем в его насыщенном растворе
Насыщенный раствор: при данной температуре вещество больше не растворяется
Пересыщенный раствор: в растворенном состоянии больше вещества, чем его в насыщенном растворе
Слайд 321. Однородность – характерный признак растворов.
2.Раствор – это однородная, гетерогенная система,
состоящая из молекул растворителя и частиц растворенного вещества.
3.Между компонентами раствора происходят только физические взаимодействия.
4.При смешивании глины с водой, образуется мутная смесь, которая называется взвесь.
5.Растворимость веществ различна, поэтому их делят на три группы: хорошо растворимые, малорастворимые и практически нерастворимые.
6.В 1 литре воды растворили 1000 грамм сахара, такой раствор называется насыщенным.
7. Растворы, суспензии, эмульсии с течением времени отстаиваются.
Слайд 34Ответы
1. А,Б,Г
2. В
3. Б
4. А
5. А
6. В
Слайд 35Домашнее задание
§ 30, задание 2.
По желанию сообщение «Растворы в моей
профессии» или презентацию «Растворы в нашей жизни».
Слайд 38ЗАДАЧА
В организме человека в среднем содержится 5 л крови, плотность которой
составляет 1,05 г/мл. Сколько граммов железа и гемоглобина содержится в крови, если массовая доля гемоглобина составляет 12%, а массовая доля железа в гемоглобине – 5%?
Слайд 39ОТВЕТ: m(гем.) = 630 г
m(Fe) = 31,5 г.