Слайд 1Эпиграф урока:
Элементы и атомы,
В менделеевский взятые круг,
Сделали химию самой богатой
И самой
творческой из наук.
Г.Санников
Слайд 2Загадка
Очень древний я металл,
Счёт столетьям потерял.
Был нескромным я не
в меру,
Тысячи лет до нашей эры.
А за блеск, мерцавший холодом,
Люди там платили золотом!
Я давно в названии века,
В организме человека.
Называют мной характер,
Из меня почти весь трактор.
Очень в яблоке полезно,
И зовут меня …
Одна легенда гласит: “Водяной царь сидит на троне, вокруг него танцуют русалки.
Вдруг забрасываются сети, русалки уплывают, а царя рыбаки вытаскивают на берег.
Взмолился царь, чтоб отпустили его обратно в озеро, а он за это предложил выкуп:
либо золота на один год, либо серебра на десять лет, либо железа на вечные времена.
Как вы думаете, что выбрали местные жители?
Слайд 4
Тема урока:
«Железо.
Физические и химические свойства»
Девиз урока:
«Железо
не только основа всего мира, самый главный металл окружающей нас природы, оно — основа культуры и промышленности, оно орудие войны и мирного труда. И трудно во всей таблице Менделеева найти другой элемент, который был бы так связан с прошлыми, настоящими и будущими судьбами человечества»
(А.Е.Ферсман).
Слайд 5«Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом»
Анатоль Франс
Наши задачи:
Продолжить
учиться давать характеристику химическому элементу, как представителю металлов побочных подгрупп, на примере железа.
Изучить физические и химические свойства железа. Научиться записывать уравнения, характеризующие химические свойства железа.
Выяснить значение железа и его соединений в жизни человека.
Развивать умения составлять электронный баланс и уравнения, соответствующие цепочке превращений.
Слайд 6Почему наш век называют железным?
Слайд 7Происхождение названия
«Железо»
произошло от санскритских слов
«джальжа» -
металл, руда или
«жель»
блистать, пылать
«Ferrum»
от латинского
«fers»
- быть твердым,
что в свою очередь происходит от санскритского
«меч»
Слайд 8 Охарактеризуйте положение железа в периодической таблице химических элементов Д.
И. Менделеева:
Назовите координаты железа в ПСХЭ.
Изобразите строение атома железа.
Определите число протонов, нейтронов и электронов в атоме железа
Слайд 9Положение в Периодической системе
Слайд 10Строение атома
С. О. : +2, +3,
Иногда +6
Слайд 11Состав атома
Протонов = 26
Электронов = 26
Нейтронов =56 – 26 =30
Слайд 12Кристаллическая решетка железа - металлическая
Объемно центрированная кубическая решетка
Слайд 13Самостоятельная работа
Определите степени окисления железа в соединениях:
1 ученик: FеСl3, FеSО4, Fе(ОН)2,
2 ученик: Fе(ОН)3, Fе2(SО4)3, FеВr2
Слайд 14Проверь себя!
1 ученик: FеСl3 (+3), FеSО4 (+2), Fе(ОН)2, (+2)
2 ученик:
Fе(ОН)3 (+3), Fе2(SО4)3 (+3), FеВr2 (+2)
Слайд 16 Пользуясь учебником Габриеляна О.С. Химия 9 класса и выданными образцами
железа изучите, и опишите физические свойства железа по плану:
Агрегатное состояние;
Цвет;
Запах;
Растворимость в воде;
Температура плавления;
Температура кипения;
Электрическая проводимость.
Слайд 17Физические свойства железа
Твердое
Серо-серебристое
Блестящее
Хорошо проводит тепло и электрический ток
Достаточно ковкое и пластичное
Обладает
магнитными свойствами
Плотность – 7,87 г/см3
Температура плавления – 1539˚С
Температура кипения - 2740˚С
Слайд 18Нахождение в природе
В каком состоянии железо встречается в природе?
Назовите важнейшие
природные соединения железа.
Слайд 19Нахождение в природе
В земной коре железа – 5,1 %,
(это 2 место среди металлов
после алюминия
и 4 место среди элементов)
Магнитный железняк (магнетит) - Fе3О4 - до 72% (Южный Урал – Магнитогорск, Курская магнитная аномалия)
Красный железняк (гематит) - Fе2О3 – до 65% (Украина - Кривой Рог)
Бурый железняк (лимонит) - 2Fе2О3∙3Н2О – до 60% (Крым - Керчь)
Железный колчедан (пирит) - FеS2 – до 47 % (Урал)
Сидерит - FеСО3 (Братск) – до 10 %
Гидрокарбонат железа(ΙΙ) – Fе(НСО3) (Железноводск)
В свободном виде встречается только в метеоритах
Слайд 20Химические свойства
Вспомните общие свойства металлов и предположите, с какими веществами будет
взаимодействовать железо?
Восстановителем или окислителем является железо в этих реакциях?
Слайд 21Химические свойства железа
Напишите уравнения реакций согласно схеме
Металл
средней
активности
Слайд 22Химические свойства железа
3Fe + 2O2 = Fe3O4
2Fe + 3Cl2 = 2FeCl3
Fe
+ 2HCl = FeCl2 + H2
Fe + S = FeS
Fe + CuSO4 = FeSO4 + Cu
Разобрать уравнение с окислительно-восстановительной точки зрения
Fe + O2 + H2O = Fe(OH)3
Слайд 23Биологическая роль железа
Какова биологическая роль железа и его соединений?
В каких продуктах
больше всего железа?
Слайд 24Биологическая роль железа и его соединений
Железо –
биогенный элемент. Входит в состав гемоглобина, миоглобина, ферментов и других сложных железо-белковых комплексов, которые находятся в печени и селезенке.
В организме взрослого человека имеется 4-5 г.железа, из них 65 % - в крови.
Слайд 25Основные источники железа
Морская капуста - 16 мг
Печень говяжья – 8,4 мг
Фасоль
– 6,4 мг
Петрушка – 6,0 мг
Овсянка – 4,5 мг
Изюм – 2,7 мг
Земляника – 2,7 мг
Яблоки, груши – 2, 6 мг
Макароны – 2,2 мг
Телятина – 1,5 мг
Свекла – 1,1 мг
Смородина – 1,0 мг
Курица – 0, 7 мг
Рыба – 0,5 мг
Слайд 26Содержание железа в продуктах растительного происхождения
Слайд 27Содержание железа в продуктах животного происхождения
Слайд 28Порядок ли у вас с железом?
Часто ли вы чувствуете усталость и
подавленность?
Произошли ли у вас в последнее время изменения кожи, волос и ногтей?
Теряли вы в последнее время много крови?
Занимаетесь ли вы профессиональным спортом?
Вы редко или совсем не едите мясо?
Выпиваете ли вы более трех чашек чая или кофе в день?
Вы едите мало овощей?
Слайд 29Промышленное значение железа
Каково промышленное значение железа и где
оно используется?
Слайд 31Проверь себя!
Выберите правильные ответы
1. Железо – это активный щелочной металл.
2. Железо
легко куется.
3. Железо взаимодействует с разбавленными кислотами.
4. Железо не подвергается коррозии.
5. Температура плавления железа – 1539 градусов.
6. Железо взаимодействует с концентрированными кислотами H2SO4 и HNO3 при нагревании.
7. Атомы железа проявляют окислительные свойства.
8. Железо не обладает способностью намагничиваться.
9. Чистое железо не подвергается коррозии.
Слайд 32Составьте уравнения реакций,
с помощью которых можно осуществить следующие превращения:
Fe ?
FeCl2 ? Fe(OH)2 ? FeO
Fe ? FeCl3 ? Fe(OH)3 ? Fe2O3
Слайд 33Составьте электронный баланс:
FeCl3 + H2S ? FeCl2 + S +
HCl
Слайд 34Meталл я редкий в чистом виде,
Пластичный и блестящий я,
Богата рудами моими
магнитогорская земля.
Я при реакциях активный,
Но вытесняет из солей
Меня активный алюминий,
Да и из окиси моей.
В прекрасных сплавах с углеродом
Я приобрел большой почет,
Служу я фабрикам, заводам,
Мне благодарен весь народ.
Среди металлов самый славный
Важнейший, древний элемент,
В тяжелой индустрии главный,
Знаком с ним школьник и студент.
Родился в огненной стихии,
Расплав его течет рекой.
Важнее нет в металлургии,
Он нужен всей стране родной
Слайд 35Рефлексия
Задание: Написать вывод урока по образцу, закончив предложения:
Сегодня я понял
(а), что…
Главным на уроке для меня было…
Больше всего мне запомнилось…
Слайд 36Домашнее задание
Изучить 14, упражнение на стр. 68 № 4.
Сделать подборку текстовых
материалов о соединениях железа из Интернет - источников.