Слайд 1Организация самостоятельной деятельности учащихся в условиях перехода на ФГОС
Министерство образования
и науки РБ
Государственное бюджетное образовательное учреждение
«Республиканский центр психолого-медико-социальной помощи»
(Центр дистанционного обучения детей с ОВЗ)
Слайд 2С 2015-2016 учебного года новый стандарт пришел в основную школу. В
связи с этим необходимо организовать подготовку к переходу на стандарты нового поколения. В основе стандарта лежит системно- деятельностный подход, который обеспечивает:
-формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
-проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;
-активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
-построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся .
Слайд 3 Это означает, что учебный процесс на каждом своем этапе –
от планирования курса, отдельного его раздела или темы – до этапа итогового контроля – должен ориентироваться на развитие личности обучающихся. Деятельностный подход меняет саму систему взаимоотношений «учитель – ученик».
Возникают вопросы:
- Какой должна быть структура урока?
- Как его подготовить?
-Как добиться того, чтобы дети включились в деятельность, а не ждали, пока учитель им сам все расскажет.
ФГОС второго поколения четко обозначил требования к результатам обучения:
Слайд 4—личностные (готовность и способность к саморазвитию, сформированности мотивации к обучению и
познанию, личностные качества)
—метапредметные (умение учиться)
— предметные умения.
Одно из главных требований общества к выпускникам школ – способность учиться самостоятельно. Становление детской самостоятельности, инициативности и ответственности, в первую очередь воспитание умения учиться, понимается сейчас как ведущая ценность и цель образования .
Слайд 5 Научить учащихся учиться, самостоятельно получать и применять знания, самостоятельно трудиться
– одна из главных задач. От ее решения во многом зависит эффективность учебно-воспитательного процесса на уроке. Самостоятельная работа принадлежит к общепризнанным средствам активизации учебной деятельности школьников по овладению знаниями и умениями.
Важнейшим показателем продуктивности умения служит сформированность познавательной активности и самостоятельности учащихся.
Слайд 6Самостоятельную работу надо организовать так, чтобы каждый учащийся постоянно преодолевал посильные
трудности, но чтобы уровень требований, предъявляемых ученику, не был ниже уровня его умственных способностей. Узловым вопросом в подготовительной работе к очередным урокам является отбор целесообразных заданий для самостоятельной работы. При выборе заданий учитывать, прежде всего, возрастные и индивидуальные особенности учащихся.
Слайд 7 .
Условно выделяется четыре уровня самостоятельной деятельности учащихся в соответствии с
их учебными возможностями:
1.копирующие действия (по образцу)- что является подготовительной работой к самостоятельной деятельности;
2.репродуктивная деятельность-воспроизведение информации об объекте и его свойствах, не выходящая за пределы памяти;
3.продуктивная деятельность - есть выход за пределы образца, требует самостоятельных выводов; 4.собственно самостоятельная деятельность - новая ситуация, выработка гипотетических аналогов мышления.
Слайд 8-
В практике можно выделить следующие виды самостоятельной работы:
Работа с
книгой: рисунок, график, поиск ответа на вопрос, конспектирование, пересказ, план ответа, обобщение по нескольким параграфам, работа с первоисточниками.
Упражнения: ответы на вопросы, рецензии ответов, тренировочные упражнения
Индивидуальные и групповые задания при наблюдениях и экскурсиях
Доклады и рефераты, работа с икт
Проверочные, самостоятельные работы:Решение задач и практические, лабораторные работы.
Индивидуальные и групповые задания при наблюдениях и экскурсиях
Домашние лабораторные опыты и наблюдения
Слайд 9Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных
содействовать развитию творческих способностей учащихся, формированию навыков саморазвития и самообразования. Одним из таких видов современных технологий является проектная деятельность обучающихся.
Слайд 10В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков и умений самостоятельно
конструировать свои знания. Метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся. Он всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, а с другой – интегрирование знаний, умений, науки. Результаты этой работы должны быть «осязаемыми» - заканчиваться конкретным результатом.
Слайд 11Большую помощь в организации самостоятельной работы на уроках оказывают информационно-коммуникационные технологии.
Применение ИКТ в учебном процессе позволяет совместить игровую и учебную деятельности. Этим обеспечивается плавная смена деятельностей, обучение становится интересным.
Слайд 12Модульная технология
Предлагаемая модульная система организации учебно-воспитательного процесса разрешает многие противоречия и
проблемы современной школы за счет создания гибкой технологии с диагностируемыми целями, целостной структуры. В качестве конечных результатов учебно-воспитательного процесса модульная программа предполагает развитие познавательных, социальных, коммуникативных и профессионально направленных способностей личности, формирование у каждого обучающегося необходимых умений и навыков к самообразованию. Использование в преподавании технологии модульного обучения позволило повысить интерес к изучаемому предмету, ликвидировать перегрузку обучающихся, сформировать умения и навыки самообразования, повысить результативность обучения.
Слайд 13Обучение химии -процесс длительный и достаточно сложный. За первые 2 года
обучения учащийся должен усвоить десятки новых терминов, понятий, законов и научиться свободно ими оперировать. Возможно ли это? Да, но, как правило, ценой огромных перегрузок. По данным психологов, только 30% школьников способны освоить программу химии в полном объеме. Согласно медицинской статистике, у многих школьников наблюдаются неврозы, у 60% учащихся повышенное чувство тревожности, почти 1/3 страдает сердечно- сосудистыми, желудочно-кишечными заболеваниями, у половины плохое зрение. Как предотвратить ухудшение состояния здоровья школьников?
Слайд 14 ПРИЗНАКИ УРОКА, ПОСТРОЕННОГО С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ:
– рациональная плотность урока
(время, затраченное школьниками на учебную работу) должна составлять не менее 60% и не более 75-80%;
– в содержательной части урока должны быть вопросы, связанные со здоровьем учащихся, способствующие формированию у обучающихся ценностей здорового образа жизни и потребностей в нём;
– количество видов учебной деятельности должно быть несколько;
– в урок необходимо включать виды деятельности, способствующие развитию памяти, логического и критического мышления;
– необходимо формировать внешнюю и внутреннюю мотивацию деятельности учащихся;
Слайд 15– необходимо для увеличения работоспособности и подавления утомляемости включать в урок
физминутки.
-применение игровых ситуаций на различных этапах урока (химическое лото при изучении химических элементов и классов веществ, химическое домино при закреплении знаний об углеводах, морской бой при решении задач) позволяет вывести обучающихся на такой этап, когда они готовы принять нетрадиционную форму повторительно-обобщающего урока.
Важное значение имеет эмоциональный климат на уроке:
– эмоциональная мотивация в начале урока;
– создание ситуации успеха;
- наличие на уроке эмоциональных разрядок: шуток, улыбок, афоризмов с комментариями и т.д.
Обстановка и гигиенические условия на уроке:
-оптимальная температура и свежесть воздуха;
--отсутствие звуковых раздражителей и т.д.
Слайд 16 Алгоритмы особенно эффективны для выработки для прочных умений решения задач,
составления химических формул или уравнений реакций, они приучают школьников к построению логичных ответов, способствующих развитию навыков самостоятельной работы с оборудованием и веществами. План ( алгоритм) устного ответа записываем на карточке, плакате или слайде презентации.
Слайд 17Жизнь постоянно ставит нас перед фактом: объем необходимых знаний быстро растет
и уже невозможно делать ставку лишь на усвоение определенной суммы положений и фактов. И только умение школьников самостоятельно получать новые знания, ориентироваться в стремительном потоке научной, да и другой информации, способствует успеху. Очень важно научить ученика учиться!