СКОРОСТЬ ХИМИЧЕСКИХ
РЕАКЦИЙ
Слайд 2 Цели урока
-изучить
влияние температуры, катализатора, концентрации, природы вещества, площади поверхности реагирующих веществ, как факторов на изменение скорости протекания химических реакций;
-формировать умение пользоваться исследовательской картой как алгоритмом поисково-самостоятельной деятельности учащихся на основе памятки - задания;
-осуществить интегрированный подход в формировании информационного поля изучения темы на основе межпредметных связей с физикой, математикой и биологией;
-уметь анализировать, делать выводы, осуществлять самоконтроль.
Слайд 3
«ЗНАНИЯ НЕ ПРОВЕРЕННЫЕ ОПЫТОМ
БЕСПЛОДНЫ И ПОЛНЫ ОШИБОК»
Леонардо да Винчи.
Слайд 4 ОХРАНА ТРУДА
вспомним правила техники безопасности:
1) химические
реакции проводить на расстоянии вытянутой руки;
2) при нагревании пробирки использовать держатель, нагревать равномерно, отверстие пробирки направлять в сторону от сидящих;
3) опыт выполнять строго по инструкции.
Слайд 5 ОПЫТ№1
К растворам
сульфата меди(II) (пробирки № 1 и № 2) разной концентрации приливаем раствор гидроксида натрия.
Слайд 6 ВЫВОД
В пробирке
№2 выпадает осадок синего цвета
быстрее, чем в пробирке №1: на скорость реакции влияет концентрация сульфата меди(II) .
исследования фактора, влияющего на скорость реакции в гетерогенной среде, прильём раствор соляной кислоты к гранулам и порошку алюминия и нагреем пробирки.
Слайд 8 ВЫВОД
В пробирке
№1 выделения газа происходит быстрее,
чем в пробирке №2, следовательно скорость
реакции в гетерогенной среде, зависит от степени
измельчения, т.е. от площади соприкосновения
реагирующих веществ.
К металлам: медь, железо, магний прильём раствор разбавленной соляной кислоты.
Слайд 10 ВЫВОД
По скорости
выделения пузырьков газа судят о скорости реакции. В пробирке №5 магний реагирует быстрее, чем железо, а медь вообще не реагирует. Скорость реакций зависит от природы реагирующего вещества.
К оксиду меди (II) в двух пробирках прильём раствор разбавленной серной кислоты. Одну пробирку нагреем. О быстроте появления раствора синего цвета (сульфата меди (II)) при комнатной температуре и нагревании судят о скорости протекания реакции.
пробирке №2 появился раствор синего цвета быстрее, чем в пробирке № 1
Скорость реакции зависит от температуры.
Зависимость скорости реакции от температуры исследовал голландский учёный лауреат Нобелевской премии Я. Вант-Гофф: при повышении температуры на каждые 10° скорость химической реакции увеличивается в 2-4 раза.
Провести реакцию взаимодействия цинка с серной кислотой без катализатора и в присутствии катализатора сульфата меди (II).
Слайд 14 ВЫВОД
В пробирке
№7 выделение газа происходит интенсивнее, следовательно скорость реакции зависит от катализатора.
Русский учёный химик Н.Д. Зелинский любил говорить: « Неосуществимых реакций нет, а если реакция не идёт, то ещё не найден катализатор»
Слайд 15 САМОКОНТРОЛЬ
5 баллов, если все ваши выводы совпали
с результатами общей исследовательской карты и вы получаете оценку «отлично», 4 балла – «хорошо», 3 балла – «удовлетворительно»
А теперь давайте убедимся, что благодаря полученным знаниям сегодня на уроке, вы можете объяснить многие явления из реальной жизни.
Известно, что для полного гниения брошенной в лесу газеты потребуется год. Для ржавления консервной банки 10 лет. А стекло и пластик практически не разрушается в течении столетий. Какой фактор влияет на скорость названных химических процессов? Задумайтесь, ребята, можно ли оставлять мусор в лесу?
Почему продукты питания хранят в холодильниках?
Слайд 17 ЗАКРЕПЛЕНИЕ
Что горит быстрее: лучинка, зажженная
снизу, или лучинка, зажженная сверху?
Что горит быстрее: деревянная дощечка
или пучок древесных лучинок?
От чего зависит скорость горения веществ в чистом кислороде и на воздухе?
Слайд 18 Домашнее задание
Продолжите эксперимент по
влиянию фактора на скорость химической реакции в домашних условиях:
Внесите в пламя газовой горелки кусочек сахара. Он будет плавиться, но не гореть. Тогда посыпьте сахар пеплом сгоревшей бумажной салфетки и снова внесите в пламя. Сахар будет гореть. Какой фактор влияет на характер скорости горения данного органического вещества? §12 с.52-55 задачи №1 с.63.
Слайд 19 Подведение итогов
Ребята, вы сегодня все
работали на уроке в роли исследователей. Я вижу, что вы усвоили тему урока, а это было самое главное в нашей с вами совместной работе.
Спасибо вам за урок.