Слайд 1Здоровьесберегающие технологии
на уроках химии
Из опыта работы учителя химии МБОУ СОШ
№6 г.Озеры Московской области
Гвоздевой Татьяны Львовны
Слайд 2Здоровьесберегающие технологии
Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным сделайте его
крепким и здоровым.
Жан Жак Руссо
Слайд 3Здоровьесберегающие технологии
Почему и для чего? - однозначное и строгое определение целей
обучения.
Что? – отбор и структура содержания.
Как? – оптимальная организация учебного процесса.
Слайд 4Здоровьесберегающие технологии
С помощь чего? – методы, приемы и средства обучения.
Кто? –
реальный уровень квалификации учителя.
Так ли это? – объективные методы оценки результатов обучения.
Слайд 5Принципы здоровьесбережения
“Не навреди!”
Приоритет заботы о здоровье учителя и учащегося
Непрерывность и преемственность
Субъект-субъективные взаимоотношения
Соответствие содержания и организации возрастным особенностям учащихся
Комплексный, междисциплинарный подход
Успех порождает успех
Активность
Ответственность за свое здоровье
Слайд 6Использование здоровьесберегающих технологий при изучении химии
(из опыта работы).
Слайд 71. Здоровьесберегающие уроки
Слайд 81. Здоровьесберегающие уроки
Воспитывают
стимулируют у детей желание жить, быть здоровыми
учат
их ощущать радость от каждого прожитого дня
показывают им, что жизнь - это прекрасно
вызывают у них позитивную самооценку.
Слайд 91. Здоровьесберегающие уроки
Отличительные особенности здоровьесберегающих образовательных технологий:
отсутствие назидательности и авторитарности
элементы
индивидуализации обучения
наличие мотивации на здоровый образ жизни учителя и учеников
интерес к учебе, желание идти в школу
наличие физкультминуток
наличие гигиенического контроля
Слайд 101. Здоровьесберегающие уроки
Основой здоровьесберегающей технологии является соблюдение следующих принципов:
учет возрастно-половых
особенностей;
учет состояния здоровья ученика и его индивидуальных психофизических особенностей при выборе форм, методов и средств обучения;
структурирование урока на три части в зависимости от уровня умственной работоспособности учащихся;
использование здоровьесберегающих действий:
оптимальной плотности урока ;
чередования видов учебной деятельности.
Слайд 111. Здоровьесберегающие уроки
Оздоровительные моменты на уроке:
физкультминутки, динамические паузы;
минутки релаксации;
дыхательная гимнастика;
гимнастика для
глаз;
массаж активных точек.
Наличие эмоциональных разрядок:
поговорка;
высказывание;
веселое четверостишие;
юмористическая или поучительная картинка.
Слайд 121. Здоровьесберегающие уроки
ВАЖНО!
Правильная поза ученика во время занятий за столом;
Правильная рабочая
поза при письме.
Положительные эмоции:
Создание у детей положительной эмоциональной настроенности является обязательным условием правильно организованного учебного процесса;
Положительные эмоции способны полностью снимать последствия отрицательных.
Слайд 132. Использование проектного метода обучения.
Слайд 142. Использование проектного метода обучения
дает возможность :
раскрыть особую
роль химической науки в борьбе с такими вредными привычками как курение, алкоголь, наркомания, токсикомания;
ответить на многие вопросы, интересующие учащихся (например, каков химический состав пищи? Что такое «химические добавки»? Диеты – это вредно или полезно? Как правильно подбирать косметику и как правильно ею пользоваться?);
привлечь школьников к исследовательской работе по изучению состояния здоровья современных подростков и, в частности, учащихся своей школы, своих одноклассников;
воспитать у учащихся чувство личной ответственности за сохранение своего здоровья и здоровья окружающих их людей.
Слайд 15Проекты учащихся по здоровьесбережению
1. «Красота и сила волос»;
2. «Все о шоколаде»;
3.
«Необычное в обычном (о воде и ее свойствах)»;
4. «За дымовой завесой»;
5. «Алкоголь. Влияние на организм»;
6. «Химия, красота и здоровье»;
7. «Пища и здоровье человека»;
8. «Мир запахов»;
9. «Белки – основа жизни».
Слайд 163. Использование ИКТ на уроках химии.
Слайд 173. Использование ИКТ на уроках химии.
Использование компьютерных технологий позволяет повысить заинтересованность
учащихся, а также улучшить качество восприятия материала.
Использование компьютера, интерактивной доски на уроках химии дает возможность отдохнуть от шариковой ручки и размять пальцы рук.
Этот метод обучения весьма привлекателен и для учителей: помогает им лучше оценить способности и знания ребенка, понять его, побуждает искать новые, нетрадиционные формы и методы обучения.
Слайд 183. Использование ИКТ на уроках химии.
Мои ученики готовят к урокам
химии презентации по заданным темам, в том числе по вопросам здоровьесбережения, формирования у учащихся здорового образа жизни.
Например, учащимися 9 -11 классов созданы презентации по темам: «Витамины», «Ферменты», «Гормоны», «Лекарства», «Наркотики и молодежь», «Химия и экология», «Химия в повседневной жизни человека», «Осторожно: угарный газ!», «Этанол – друг или враг?» и др.
Разработка компьютерных презентаций для уроков, помогает оптимизировать учебный процесс, сделать его более наглядным, доступным и понятным учащимся.
Слайд 194. Исследовательская деятельность учащихся на уроках.
Слайд 204. Исследовательская деятельность учащихся на уроках.
Элементы исследования включаю во все уроки,
содержащие практические и лабораторные работы, постоянно предлагаю алгоритмы решения задач, составления уравнений, изучения веществ. Тематическое планирование уроков, факультативных занятий, программ элективных курсов строю так, чтобы включать фрагменты исследования. На занятиях элективных курсов не просто обучаю алгоритму научного исследования, но и практически выполняю с детьми конкретные исследования, результаты которых затем оформляются в виде рефератов, проектов для конференций и конкурсов.
Слайд 214. Исследовательская деятельность учащихся на уроках.
Лимонад, жевательная резинка, чипсы…… На уроках
химии ребята узнают о полезных и вредных продуктах питания.
У них воспитывается убежденность в необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде. Дети учатся применять полученные знания и умения для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Слайд 225. Использование здоровьесберегающих ткехнологий во внеклассной и воспитательной работе.
Волонтерство
Слайд 235. Использование здоровьесберегающих ткехнологий во внеклассной и воспитательной работе.
Изготовление буклетов по
здоровьесбережению (о вреде курения, наркотиков, алкоголя, токсикомании, реклама здорового образа жизни);
Предметные недели по химии (конкурсы рисунков, плакатов, газет, рефераты, сообщения и др.)
Слайд 246. Создание благоприятного эмоционально – психологического климата на уроках химии.
Использование игровых
ситуаций (химическое лото при изучении алканов и алкенов, химическое домино при закреплении знаний об углеводах, морской бой при решении задач и т.д.);
Включение школьников в творческий процесс, в процесс поиска решения;
Демонстрация химического эксперимента с обязательным привлечением учащихся в качестве добровольных помощников;
Решение занимательных задач и упражнений;
Эмоциональная мотивация в начале урока;
Создание ситуации успеха;
Наличие на уроке эмоциональных разрядок: шуток, улыбок, афоризмов с комментариями и т.д.
Все это способствует развитию коммуникативных навыков, двигательной активности, воображения, познавательных способностей, снижает психоэмоциональное напряжение, повышает интерес к урокам.
Слайд 257.Социализация личности обучающихся.
В содержательной части урока обязательно есть вопросы, связанные со
здоровьем и здоровым образом жизни (например, в темах курса химии 8 класса «Кислород», «Вода», «Кислоты», «Галогены»; в темах курса химии 9 класса «Азот и его соединения», «Сера и ее соединения», «Кремний и его соединения», «Металлы», «Жесткость воды и способы ее устранения»; в темах курса органической химии (10-11 кл) «Спирты», «Карбоновые кислоты», «Фенолы», «Сложные эфиры. Жиры», «Углеводы», «Аминокислоты. Белки», «Нуклеиновые кислоты» и др.)
формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности;
выработка понимания сущности здорового образа жизни;
формирование потребности в здоровом образе жизни;
- выработка индивидуального способа безопасного поведения, сообщение обучающимся знаний о возможных последствиях выбора поведения и т.д.
Слайд 268. Личный пример учителя.
Забота о здоровье учеников неотделима от заботы учителя
о своем собственном здоровье. Педагог подает пример своим образом жизни и своим здоровьем. Собственный пример лучше всяких слов познакомит детей с правилами здорового образа.
Слайд 28Хочешь быть счастлив один день – сходи в гости,
Хочешь быть счастлив
неделю – женись,
Хочешь быть счастлив месяц – купи себе машину,
Хочешь быть счастлив всю жизнь – будь здоров!
Слайд 29МАСТЕР - КЛАСС
Учителя химии МБОУ СОШ №6
Гвоздевой Татьяны Львовны
Слайд 30Тема занятия
«Исследовательская работа учащихся на уроке химии с элементами здоровьесберегающих
технологий»
Слайд 31Цели:
Показать использование здоровьесберегающих технологий на уроках или занятиях элективных курсов
по химии.
Задачи:
Образовательные:
Формирование умения применять знания о свойствах веществ для практических целей;
Сформировать представление об этапах и методах исследовательской работы;
Формировать понятие о свойствах и значении пищевых добавок для организма человека;
Формирование навыков поиска информации в сети Интернет, умения её обрабатывать и применять.
Слайд 32Развивающие:
Развитие умения применять знания, полученные на различных предметах, для решения
конкретных задач;
Развитие потребности в получении новых знаний для саморазвития и самосовершенствования;
Развитие умения работать в коллективе, находить совместно правильное решение и отстаивать своё мнение;
Развитие навыков работы с компьютерными программами.
Воспитательные:
Воспитание бережного отношения к своему здоровью, потребности в ведении здорового образа жизни;
Воспитание коммуникативной культуры, культуры выступления перед коллективом.
Слайд 33Оборудование:
Компьютер, мультимедиа, презентация в программе Power Point;
Мед разных
сортов;
Газированные напитки разных видов и различных производителей;
Соки разных сортов и производителей;
Одноразовые стаканчики;
Лабораторное оборудование для учащихся (комплекты для 4 групп):
- пробирки, спиртовки, спички, асбестовые сетки, пробиркодержатели, стеклянные палочки, медицинский бинт, фильтровальная бумага, маленькие химические стаканчики, шпатели, баночка для мусора
- раствор гидроксида натрия, раствор сульфата меди (II), заранее приготовленный аммиачный раствор оксида серебра (I).
Слайд 34Этапы исследовательской работы
Краткое пояснение этапов исследовательской работы
Мотивация
Актуализация
Гипотеза
или постановка проблемы
Исследование
Обобщение
Рефлексия
Применение
Постановка новых вопросов
Слайд 35Фрагмент урока органической химии в 10 классе.
Тема «Глюкоза, ее строение
и свойства»
Слайд 36МОТИВАЦИЯ
Беседа с аудиторией по вопросам:
Считаете ли вы себя современными людьми? Почему?
Какого человека можно считать современным?
Попробуйте построить модель выпускника школы с точки зрения воспитания современного человека.
Слайд 37БАЗОВЫЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ
Федеральном государственный образовательный стандарт: современный выпускник – это
человек, у которого сформированы базовые компетентности:
Информационная (умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем);
Коммуникативная (умение эффективно сотрудничать с другими людьми);
Самоорганизации (умение ставить цели, планировать, ответственно относиться к здоровью, полноценно использовать личностные ресурсы);
Самообразования (готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая успешность и конкурентоспособность).
Слайд 38АКТУАЛИЗАЦИЯ
Рассмотрим одну из компетенций – ответственное отношение к своему здоровью.
-
Какого человека можно считать здоровым?
- Из каких слагаемых состоит здоровье?
- Что имеют ввиду биологи, медики, психологи, представители других профессий, говоря о здоровье?
Слайд 39КОМПОНЕНТЫ ЗДОРОВЬЯ
Физическое здоровье (функционирование всех систем органов)
Психическое здоровье (адекватная
реакция, регулирование поведения)
Психологическое здоровье (состояние чувственно-эмоциональной сферы)
Социальное здоровье (учёба, труд, активность, воспитание детей)
Нравственное здоровье (система ценностей, жизненных установок)
Интеллектуальное здоровье (уровень развития интеллекта)
Слайд 40ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ЗДОРОВЬЕ
От каких факторов зависит здоровье?
Что оказывает существенное
влияние на здоровье?
Данные Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ):
Образ жизни – 50%
Окружающая среда – 20 %
Наследственность – 20 %
Медицина – 10%
Слайд 41здоровье
питание
Вредные привычки
Окружающая среда
Физическая активность
ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ЗДОРОВЬЕ
Слайд 42ВАЖНОСТЬ ВЕДЕНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ!
В большей степени здоровье зависит от образа
жизни.
Слайд 44ГИПОТЕЗА или ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ
Что значит вести здоровый образ жизни?
Представим ситуацию: Вы
пришли в магазин выбрать напитки для праздничного стола, каков будет Ваш выбор – соки или газированные напитки?
Прежде, чем Вы сделаете свой выбор, попробуем его обосновать.
Для этого понадобятся не только новые знания, но и проведение эксперимента, исследования.
Слайд 45Что вы знаете о лимонаде?
Лимонад:
пить или не пить?
Слайд 46ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Чем отличаются соки и газированные напитки? Прежде всего своим происхождением!
Одни продукты имеют натуральное происхождение, а другие – искусственное. Признаком натуральности продукта является глюкоза. Наличие её в продукте определяется с помощью качественных реакций.
Слайд 47СТРОЕНИЕ ГЛЮКОЗЫ
Кристаллическая глюкоза состоит из линейных
(альдегидных молекул) , а
в растворе существуют
молекулы циклического строения.
С6Н12О6
Слайд 48ИССЛЕДОВАНИЕ.
Аудитория разбивается на 4 группы. Каждая группа получает задание и время
для его решения (6–7 минут). А затем представитель каждой группы выступает с результатами работы, обобщением и выводами.
Слайд 49«Е» – ХАРАКТЕРИСТИКА ПИЩЕВЫХ ДОБАВОК.
100-182. Красители.
900-999. Пеногасители.
200-299. Консерванты.
300-399. Антиокислители.
400-499. Стабилизаторы.
500-599. Эмульгаторы.
600-699. Усилители вкуса и аромата.
Слайд 50Запрещенные: Е – 103, 105, 111, 121(краситель цитрусовый красный 2), 123(красный
амарант), 125, 126, 130, 152, 240 (консервант формальдегид),
Опасные: Е-102, 110, 120, 124 (понсо 4R), 127
Вызывающие злокачественные опухоли: Е – 103, 105, 121, 123, 125, 126, 130, 131, 142, 152, 210, 211(бензоат натрия), 213-217, 240, 330(лимонная кислота), 447
Вызывающие заболевания желудочно-кишечного тракта: Е- 221-226, 320-322, 338-341, 407, 450, 461-466Аллергены: Е -230, 231, 232, 239, 311-331
Вызывающие болезни печени и почек: Е –171-173, 320-322
Вредные для кожи: Е-230-232
Вызывающие расстройство желудка: Е-338-341, 407, 450, 461-466
Повышающие холестерин: Е-320, 321
Особенно опасен эмульгатор Е 330!
Слайд 51ХАРАКТЕРИСТИКА ПИЩЕВЫХ ДОБАВОК.
аспартам,
бензоат натрия,
бензойная кислота,
лимонная кислота,
цикламат натрия,
углекислый газ,
ацесульфам калия
Слайд 52ОБОБЩЕНИЕ
Каждая группа выступает с результатами своей работы, громко, чётко, эмоционально, другие
внимательно слушают и записывают.
Слайд 54Химический состав
газировки
вода
Углекислый
газ
консерванты
ароматизаторы
загустители
красители
сахар
Слайд 55«Газировка»
Камни в почках
Вызывает аллергию
Хрупкие кости
Больные зубы
Вызывает рак
Каллории
Вся правда
о сладком лимонаде
Слайд 56РЕФЛЕКСИЯ
Предлагаем учащимся сделать выбор, поставив перед ними соки, газированные напитки, одноразовые
стаканчики.
По количеству выбранных напитков можно сделать вывод о приоритетах в выборе образа жизни (здорового или нет).
Слайд 57ВЫВОД:
Ешьте фрукты и пейте натуральные соки!