Презентация, доклад по химии Развивающий урок по химии

Содержание

Выготский Лев Семенович (1896-1934) – виднейший русский советский психолог, дефектолог, автор теории развивающего обучения 1930г

Слайд 1Развивающий урок по химии

Развивающий урок по химии

Слайд 2Выготский Лев Семенович (1896-1934) – виднейший русский советский психолог, дефектолог, автор

теории развивающего обучения 1930г

Выготский Лев Семенович (1896-1934) – виднейший русский советский психолог, дефектолог, автор теории развивающего обучения 1930г

Слайд 3Развивающее обучение это:

формирование у учащихся приемов умственной деятельности (Д.Н.Богоявленский)

развитие познавательных процессов (памяти, речи, внимания, воображения, мышления детей в процессе обучения) (Л.В.Занков)

формирование творческого мышления (З.И.Калмыкова)

Развивающее обучение это: формирование у учащихся приемов умственной деятельности (Д.Н.Богоявленский) развитие познавательных процессов (памяти, речи, внимания, воображения,

Слайд 4Развивающий урок – это урок, вызывающий изменения во внутренних структурах личности,

способствующих ее духовному, психическому, физиологическому или физическому росту и развитию, обеспечивающий социальное становление через нравственное, эстетическое, интеллектуальное и трудовое воспитание.(В.С.Безрукова)
Развивающий урок – это урок, вызывающий изменения во внутренних структурах личности, способствующих ее духовному, психическому, физиологическому или

Слайд 5Минимум целостных знаний по химии, необходим каждому человеку, живущему в мире

прогрессивного увеличения веществ и материалов для разумного их потребления, для безопасности жизни в вещественном мире. Исходя из этого – химия это обязательный предмет общего образования, необходимая составная часть общей культуры человека.
Минимум целостных знаний по химии, необходим каждому человеку, живущему в мире прогрессивного увеличения веществ и материалов для

Слайд 6Учебный предмет химия обладает большим развивающим потенциалом. что обусловлено характером самой

науки, основы которой составляют ядро и основной объѐм содержания учебного предмета. Фундаментальная диалектичная по своей природе наука тесно связанная с практикой, с жизнью.
В еѐ арсенале фундаментальные теории и понятийный аппарат, экспериментальные и теоретические методы познания и исследования веществ, специфический язык, удобно и однозначно описывающий результаты еѐ познания.
Учебный предмет химия обладает большим развивающим потенциалом. что обусловлено характером самой науки, основы которой составляют ядро и

Слайд 7Овладение и функциональное оперирование теориями, законами, понятиями, языком химии, реализация их

объяснительных, прогностических, эвристических функций существенно развивает
интеллект
познавательные способности
научное мышление
ключевые компетенции обучаемых
Овладение и функциональное оперирование теориями, законами, понятиями, языком химии, реализация их объяснительных, прогностических, эвристических функций существенно развивает

Слайд 9Доминанты современного процесса обучения химии

Гуманистическая парадигма развивающего обучения химии.
Деятельностный подход и

решение проблем – ядро развивающего обучения.

Экологизация химического образования.

Повышение интеграции, системности и функциональности химического содержания.

Развитие интеллекта, мотивации и других сфер и качеств личности ученика

Доминанты современного процесса обучения химииГуманистическая парадигма развивающего обучения химии.Деятельностный подход и решение проблем – ядро развивающего обучения.

Слайд 10Принципы развивающего обучения химии
1.Ведущая роль теории и методологии в учебном курсе

и обучении.
2. Обучение с ориентацией на трудную цель, быстрый темп, решение проблем с учетом возможностей и интересов учащихся.
3. Блочное изучение материала.
4. Рационализация и технологизация процесса развивающего обучения.
5. Включение учащихся в разнохарактерную и разноуровневую познавательную деятельность с целью ее развития, выработки обобщенных умений, опыта творчества, оценки и рефлексии действий.

Принципы развивающего обучения химии1.Ведущая роль теории и методологии в учебном курсе и обучении. 2. Обучение с ориентацией

Слайд 11Принципы развивающего обучения химии
6. Связь получаемых знаний и действий с жизненным

опытом учащихся.
7. Обучение общению, сотрудничеству.
8. Повышение при изучении химии интегративности, обобщенности, системности, функциональности теоретических знаний.
9.Взаимосвязь в обучении теории и практики, усиление практической направленности знаний по химии.
10.Комфортность учения, активность учеников в их совместной деятельности, создание условий для саморазвития и самореали-
зации.
Принципы развивающего обучения химии6. Связь получаемых знаний и действий с жизненным опытом учащихся. 7. Обучение общению, сотрудничеству.8.

Слайд 12заменить репродуктивную вопросно-ответную систему урока и типы заданий на более сложные,

выполнение которых задействует самые разнообразные психические качества (память, внимание, мышление, речь и др.). Этому способствуют проблемные вопросы, поисковые задания, задания на наблюдения, решение практических задач, выполнение исследовательских заданий и др.;
изменить характер изложения нового материала и превратить его в проблемное, эвристическое, стимулирующее учащихся к поиску;
вовлечь учащихся в самоуправление и саморегуляцию познавательных процессов на уроке, привлекая их к постановке задач урока, разработке плана его проведения, контролю и самоконтролю, к оцениванию, самооцениванию и взаимооцениванию результатов деятельности.

Для того чтобы урок сделать развивающим, необходимо:

заменить репродуктивную вопросно-ответную систему урока и типы заданий на более сложные, выполнение которых задействует самые разнообразные психические

Слайд 13Пять типов заданий
Задания, требующие воспроизведения данных.
Задания, требующие применения

мыслительных операций.

Задания, требующие применения мыслительных действий.

Задания, требующие сообщения данных.

Задания, требующие творческой мыслительной деятельности.

Пять типов заданий Задания, требующие воспроизведения данных. Задания, требующие применения мыслительных операций. Задания, требующие применения мыслительных действий.

Слайд 14Необходимо учить учащихся замечать все наиболее типичное, характерное, мысленно отвечая на

вопросы: что особенного в …?, чем отличается данный объект от…?
При изучении химических реакций и процессов учитель постоянно должен приучать учащихся замечать все, что в них изменилось с момента их протекания (агрегатное состояние, цвет, растворимость, образование осадков или газов, выделение тепла, света, запаха…)
Приучать учащихся выполнять сразу несколько дел, что ведет к развитию внимания, особенно к развитию таких его свойств, как переключение и сосредоточение

4. При чтении химических текстов учащиеся должны охватывать своим вниманием большую часть текста, улавливая смысл прочитанного (использование приема ИНСЕРТ)

Внимание – состояние психологической концентрации, сосредоточенности на каком-либо объекте

Приемы, направленные на развитие внимания

Необходимо учить учащихся замечать все наиболее типичное, характерное, мысленно отвечая на вопросы: что особенного в …?, чем

Слайд 15Задания на развитие внимания учащихся
На пропуски элементов
А. Вставьте пропущенные формулы веществ

в уравнения реакций.
Где возможно укажите окислитель и восстановитель.
1) 2HNO3 + ...→Cu(NO3)2 + H2O
2) 4HNO3(p-p) + 3Ag → 3AgNO3 + ... + 2H2O
3) 2HNO3 + ...→ 2NaNO3 + CO2 + H2O




Б. «Химический лабиринт» — определить отсутствующие формулы и коэффициенты.

Задания на развитие внимания учащихсяНа пропуски элементовА. Вставьте пропущенные формулы веществ в уравнения реакций.Где возможно укажите окислитель

Слайд 16Б) задание «Третий - лишний»
Представлены формулы веществ, написанные в три
столбика.Предлагается

в каждой строчке вычеркнуть формулу
вещества, которое принадлежит к другому классу соединений.

2. На лишние данные
А) задание «Исключите лишнее»
а) углерод, алмаз, карбид, графит, карбин
б) известняк, мел, мрамор, малахит
в) O, Po, S, Se, Te, I
г) S03,H2S04 , Na2S04, MgSO4,H2S03;
д) S° →S+6, S° → S +4, S -2 → S°, S° → S -2;
е) CaO, Al, ZnCl2, NaOH, H2S04, CO2.
ж) NaHSO4, KHSO3, Na2HPO4, KHSO4.


Б) задание «Третий - лишний»Представлены формулы веществ, написанные в три столбика.Предлагается в каждой строчке вычеркнуть формулувещества, которое

Слайд 173. На исправление ошибок.
В предложенной схеме прибора для получения водорода найдите ошибки и

предложите правильное решение.
Экспериментально соберите прибор для получения водорода и докажите его наличие.
Ошибки:
1.  При взаимодействии серебра и азотной кислоты водород не образуется. Металл следует взять до водорода в ряду напряжений металлов
2.  Кислоту лучше взять соляную.
3.  Вторую пробирку не закрывать, так как система должна быть открытой, и перевернуть ее вверх дном, так как водород легче воздуха.


3. На исправление ошибок.В предложенной схеме прибора для получения водорода найдите ошибки и предложите правильное решение.Экспериментально соберите прибор для

Слайд 181.  Учитель должен помочь учащимся представлять по мере возможности увиденный химический

объект и закреплять его в памяти в виде образа.
2.  В процессе химического образования учителю следует учить учащихся изображать химические объекты или информацию о них в виде рисунков, символов, схем, условных обозначений, привнося в соответствующие изображения как можно больше творческой фантазии.
3.  Учитель может научить учащихся изображать объемные модели и макеты, используемые при изучении химии, в различных проекциях или научить мысленно представлять тот или иной химический объект, например, химический прибор в оригинале.
4.  С целью формирования воображения можно использовать химические сочинения и сказки, конструирование и моделирование некоторых химических объектов:

Воображение – способность представлять отсутствующий или реально не существующий объект, удерживать его в сознании и мысленно манипулировать им

Приемы, направленные на развитие воображения

1.  Учитель должен помочь учащимся представлять по мере возможности увиденный химический объект и закреплять его в памяти

Слайд 19Страшная история о том, как химическая реакция не захотела идти, и как был

нарушен один из законов математики
Два ученика - Коля и Толя - получали гидроксид хрома (III) из хлорида хрома (III).
Коля налил в пробирку раствор гидроксида калия и добавил раствор хлорида хрома (III).
Он очень удивился, увидев абсолютно прозрачный раствор без малейших признаков осадка.
Толя поступил иначе. Он налил в пробирку раствор соли и добавлял к ней по каплям раствор щелочи. И хотя Коля убеждал его, что все равно ничего не получится (ведь от перемены мест слагаемых сумма не меняется), в пробирке появился осадок гидроксида хрома (III).
Пришла Оля и добавила в пробирку Коли немного соляной кислоты; в пробирке появился такой же осадок, как и у Толи. Тут уж удивились и Коля, и Толя: всем известно, что кислота с собственной солью не может образовать осадок. Пришлось Оле объяснять друзьям, в чем тут дело. А чтобы было понятнее, она даже написала уравнения реакций. Попробуйте и Вы написать уравнения реакций, которые провели Коля, Толя и Оля.

Страшная история о том, как химическая реакция не захотела идти, и как был нарушен один из законов математикиДва ученика

Слайд 20а) К раствору гидроксида калия приливают раствор хлорида хрома (III), «ничего

не получается»:_________________________.
б) К этому же раствору Оля приливает немного соляной кислоты, выпадает осадок: ________________________________________.
в) К раствору хлорида хрома (III) приливают раствор гидроксида калия, выпадает осадок:__________________________________.
Почему в данном случае «от перемены мест слагаемых сумма изменилась»?

а) 6КОН+ CrCL3 = К3[Сr(ОН)6]+ 3KCl

в) СrСl3 +3КОН = Сr(ОН)3↓ + 3КСl

б) К3[Сr(ОН)6]+ 3HCL = Сr(ОН)3↓ + 3КСl + 3H2O

а) К раствору гидроксида калия приливают раствор хлорида хрома (III), «ничего не получается»:_________________________.б) К этому же раствору

Слайд 21Память – это процессы запоминания, сохранения, воспроизводства и переработки человеком разнообразной

информации

Приемы, направленные на развитие памяти

Запоминание без записей. (факты, имена, новые термины, названия и т.д.). Направлено на развитие монологической речи.
Запоминание путем повторения информации.
Мнемоническое запоминание – система приемов, облегчающих запоминание путем образования искусственных ассоциаций. «Окисление» – «отдача» электронов, «восстановление» - «взятие» электронов.

Задание «Подбери антонимы»: а) диссоциация... б) катион…
в) металл… г) анод… д) акцептор… е) окислитель … ж)основные свойства…з) продукты реакции… и т.д.


Память – это процессы запоминания, сохранения, воспроизводства и переработки человеком разнообразной информации

Слайд 224. Установление связей между запоминаемым объектом и конкретными символами, буквами, графическими

или схематическими изображениями. (использование опорных конспектов, логико-структурных схем, памяток).

5. Осмысленное запоминание – система приемов, основанная на осмысленном восприятии, образном представлении и ассоциировании с известными химическими фактами, понятиями, теоретическими положениями.

6. Эмоциональное запоминание – использование интересного и необычного химического учебного материала, способного вызвать яркую эмоциональную реакцию учащихся
Например, стихотворные приемы запоминания:
        стихотворение о гидроксиде:

«У меня есть два названья:
Я гидроксид и основание.
Имею очень важный вид,
Ведь впереди металл стоит,
А позади стоит «о-аш».
Встречайте, нынче гость я ваш!»

4. Установление связей между запоминаемым объектом и конкретными символами, буквами, графическими или схематическими изображениями. (использование опорных конспектов,

Слайд 23Мышление – это психический процесс отражения действительности, высшая форма творческой активности

человека.

ФОРМЫ МЫШЛЕНИЯ

Продуктивное (творческое)

Практическое

Репродуктивное (нетворческое)

Наглядно-действенное

Наглядно-образное

Теоретическое

Словестно-логическое

Мышление – это психический процесс отражения действительности, высшая форма творческой активности человека.ФОРМЫ МЫШЛЕНИЯПродуктивное (творческое)ПрактическоеРепродуктивное (нетворческое)Наглядно-действенноеНаглядно-образноеТеоретическоеСловестно-логическое

Слайд 24А. Задания на выполнение мыслительных операций
Задание на соответствие.
Подберите к цифре названия вещества

соответствующую букву формулы, заполните таблицу.

1) Угольная кислота                       A.   HgO
2) Оксид ртути (II)                         Б.   Мn2О7
 3) Гидроксид цинка                     В.   Ва(ОН)2
4) Азотная кислота                    Г.   Н2СО3
5) Оксид марганца (VII)                  Д.  Zn(OH)2
6) Фтороводородная кислота         Е.  HF
7) Оксид фосфора (V)                   Ж.  Р2О5
8) Гидроксид бария                   3.   HNO3

Задания на развитие мышления учащихся.

А. Задания на выполнение мыслительных операцийЗадание на соответствие.Подберите к цифре названия вещества соответствующую букву формулы, заполните таблицу.1) Угольная

Слайд 25А. Установите признак, объединяющий указанные объекты:
1) Кислород — озон, сера — кристаллическая,

пластическая;
2) H2S, Na2S,AI2S3, MgS;
3) S03, H2S04, Na2 S04, MgS04;
4) HCI, HNO3, H2S04, H3P04;
5) Стекло, цемент, кирпич, бетон;
6) Is22s22p63s1, Is22s1, 1s22s22p63s2, 1s22s32p63s23p64s2;
7) Na° →Na+,   Mg° → Mg2+ , K° → K+, Ag° →Ag+;
8) Li, N, K, Rb, Cs;
9) Mg, Ca, Sr, Ba, Ra.
10) KNO3, NaNO3, Ca(NO3)2, NH4NO3.
11) (NH4)2C03) (NH4)2SO4, NH4C1, NH4NO3.

Б. Продолжите ряд веществ, установив закономерность в последовательности их формул:
AgCl, Cu(OH)2, BaSO4, Zn(OH)2,...
Na2S04, CaCO3J MgS04, BaCO3,...
H2SO4, NaOH, KC1, HC1, KOH, AgNO3,...

Задания на поиск закономерностей.

А. Установите признак, объединяющий указанные объекты:1) Кислород — озон, сера — кристаллическая, пластическая;2) H2S, Na2S,AI2S3, MgS;3) S03, H2S04,

Слайд 26А. Сравните металлическую связь с ионной и ковалентной по предложенному плану:
Частицы, участвующие

в образовании связи.
Механизм образования связи.
Частицы в узлах кристаллических решеток.
Б. Сравните строение и свойства атомов химических элементов Li, Na, используя план:
Схема распределения электронов.
Электронная формула.
Электронно-графическая формула.
Сделайте вывод о сходстве и различии в строении и свойствах атомов,

Задание на классификацию.

Из перечня соединений азота:
HNO3, HNO2, NH3, N2O, N2, NO3, Mg3N2 выпишите:
а)        вещества, проявляющие свойства только окислителей;
б)        вещества, проявляющие свойства только восстановителей.

Задания на сравнение.

А. Сравните металлическую связь с ионной и ковалентной по предложенному плану:Частицы, участвующие в образовании связи.Механизм образования связи.Частицы в

Слайд 27Логическая задача.
Элементы А, Б, С, Д образуют соединение состава АБСД3. Элемент

А содержит в составе ядра атома 11 протонов. Элемент Б образует двухатомный газ с наименьшей молекулярной массой. Элемент С имеет два энергетических уровня, причем на внешнем уровне у него столько же электронов, сколько не хватает до завершения. Элемент Д входит в состав всех оксидов и с элементом С образует соединение СД2, широко используемого в процессе фотосинтеза.
Определите формулу соединения состава АБСД3. Укажите его систематическое название.

Задания на выполнение мыслительных действий.

Логическая задача.Элементы А, Б, С, Д образуют соединение состава АБСД3. Элемент А содержит в составе ядра атома

Слайд 28А. Обоснуйте следующие утверждения, используя существенные признаки понятия «электролит».
NaCl, HNO3, Ва(ОН)2 являются электролитами,

так как....
Сахар, спирт, глицерин не являются электролитами, так как....
Только одна из двух кислот - H3SO4, H2SiO3 - в водном растворе является электролитом, так как....
Только одно из двух соединений — NaOH, АI(ОН)3 — в водном растворе является электролитом, так как....
Б. Обоснуйте оптимальные условия промышленного синтеза аммиака,
в основе которого лежит термохимическое уравнение реакции
ЗН2 + N2 ↔2NН3 + 91,8кДж,
учитывая, что при очень низких температурах скорость прямой реакции очень мала.

Задания на обоснование.

А. Обоснуйте следующие утверждения, используя существенные признаки понятия «электролит».NaCl, HNO3, Ва(ОН)2 являются электролитами, так как....Сахар, спирт, глицерин не являются

Слайд 29A. Предложите способ очистки поваренной соли от содержащейся в ней примеси хлорида

аммония. Составьте уравнения реакции.
Б. Предложите способ разделения газообразной смеси, состоящей из кислорода и аммиака, используя знания о химических свойствах этих веществ. Составьте уравнения реакций.

Задания на доказательство.

А. Докажите возможность существования семивалентного хлора. Почему фтор не может быть семивалентным?
Б. Докажите опытным путем, что канцелярский силикатный клей содержит силикаты натрия и калия.

Задания на развитие творческого мышления.

A. Предложите способ очистки поваренной соли от содержащейся в ней примеси хлорида аммония. Составьте уравнения реакции.Б. Предложите способ разделения

Слайд 30Спасибо за внимание !!!

Спасибо за внимание !!!

Слайд 31Концепция З. И. Калмыковой. 
Основными показателями такого мышления являются:
- оригинальность мысли,

возможность получения ответов, далеко отклоняющихся от привычных;
- быстрота и плавность возникновения необычных ассоциативных связей;
- «восприимчивость» к проблеме, ее непривычное решение;
- беглость мысли как количество ассоциаций, идей, возникающих в единицу времени в соответствии с некоторым требованием;
- способность найти новые непривычные функции объекта или его части.

Специфика творческого (продуктивного) мышления заключается в использовании эвристических приемов:
конкретизация,
абстрагирование,
варьирование,
аналогия.
Поскольку эти приемы самостоятельно формируются лишь у очень немногих учащихся, то им надо специально обучать.

Концепция З. И. Калмыковой.  Основными показателями такого мышления являются:- оригинальность мысли, возможность получения ответов, далеко отклоняющихся от

Слайд 32обучение на высоком уровне трудности,
быстрый темп в изучении программного материала,
ведущая роль

теоретических знаний,
осознание школьниками процесса учения,
целенаправленная и систематическая работа по развитию всех учащихся, включая и наиболее слабых.

Основу системы обучения, по Л.В.Занкову, составляют следующие взаимосвязанные принципы:

обучение на высоком уровне трудности,быстрый темп в изучении программного материала,ведущая роль теоретических знаний,осознание школьниками процесса учения,целенаправленная и

Слайд 33Опорный конспект по теме «ВОДОРОД»

Опорный конспект по теме «ВОДОРОД»

Слайд 34Чтение с пометками

Прием «INSERT» представляет собой особую маркировку текста при его

прочтени
I – interactive – самоактивизирующая
N – noting – маркирующая
S – system – система
E – (for) effective – для эффективного
R – reading and – чтения и
T – thinking – размышления
На работу с текстом отводится 10 – 15 минут, обучающемуся предлагается внимательно прочитать текст и на полях сделать особые карандашные пометки (интерактивная система разметки текста) и выписать отмеченную информацию в маркировочную таблицу, состоящую из пяти столбцов
Чтение с пометкамиПрием «INSERT» представляет собой особую маркировку текста при его прочтени  I – interactive –

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть