Слайд 1Проектно-исследовательская работа на уроках химии
и во внеурочное время
Слайд 2 Примеры использования проектировочной деятельности в работе позволили выделить значимые для
педагогики положительные стороны этой деятельности:
– направленность на индивидуализацию обучения;
– активизацию учения;
– стимулирование инициативы и роста творческих возможностей.
слабые стороны этого метода:
– недостаточность формирования теоретического мышления учащихся;
– сведение роли учителя только консультативной.
Слайд 3
Алгоритм выполнения проекта
Проект в готовом виде представляет собой законченное самостоятельное
исследование определенной актуальной проблемы, с применением эксперимента, наблюдения и выводов (рекомендации). Обязательным условием метода является публичная защита. В общем виде можно выделить несколько этапов работы над проектом.
1. Определение (нахождение) проблемы (выбор темы исследования, уточнение цели, обсуждение задания).
2. Обсуждение и поиск способов решения проблемы (анализ проблемы, определение источников информации, уточнение планов деятельности, распределение ролей в команде, сбор и уточнение информации).
3. Решение проблемы (учащиеся выполняют исследование).
4. Оформление результатов (описание цели, задач, хода работы над проектом, результаты).
5. Защита проекта (подготовка доклада, презентация, объяснение полученных результатов, коллективная защита проекта).
6. Оценка и самооценка результатов (оценивание результатов проведенной работы).
Слайд 4Структура проектов, реализуемых на уроке
Чтобы задействовать всех учащихся класса, необходимо назначить
ответственных за каждый пункт выполнения темы (по 1-3 ученика). Учитель заранее объявляет тему урока и выдает каждому ученику индивидуальное задание, помогает им в подборе необходимой литературы, изготовлении схем, таблиц, презентаций и экспериментов.
Индивидуальные задания учащимся при изучении химического элемента или вещества
1. Историческая справка (в 8-9 классах рассматривается «кто открыл?», «когда открыл?», «откуда название?»; в 10-11 классах открытия рассматриваются в связи с общественной обстановкой того времени);
2. Нахождение в природе:
а) общее содержание элемента в природе;
б) содержание элемента или его соединений по сферам Земли (литосфера, гидросфера, атмосфера, биосфера);
Слайд 53. Физические свойства:
а) агрегатное состояние (газ, жидкость, твердое вещество);
б) внешние признаки
(цвет, запах, вкус, тактильные ощущения, звук при ударе, при разламывании);
в) физические константы (температуры кипения, плавления, плотность, электропроводность, теплопроводность);
4. Строение атома (если изучается элемент), молекулы (если изучается вещество);
5. Нахождение в общей классификации элементов или веществ. Номенклатура. Изомерия (если органическое вещество);
6. Химические свойства (с демонстрацией основных свойств):
7. Применение по отраслям: в промышленности, медицине, транспорте, строительстве, сельском хозяйстве, быту и т.д..
Слайд 68. Получение (с демонстрацией опытов):
а) в лаборатории;
б) в промышленности.
9. Физиологические свойства
элемента или его соединений:
необходимы для человека и животных;
необходимы для растений;
безразличны;
токсичны (яды).
10. Краеведческий материал (схемы, карты и др.).
Слайд 7Типология проектов.
Доминирующий в проекте метод: исследовательский, творческий, практико-ориентированный и пр.
Доминирующий в
проекте содержательный аспект: естественно-научные исследования, экологические, географические, исторические исследования.
Характер координации проекта: непосредственный, жесткий, гибкий.
Характер контактов (среди участников одной школы, класса, города, региона, страны, разных стран мира).
Количество участников проекта (индивидуальные, парные, групповые).
По продолжительности проведения: краткосрочные, долгосрочные, эпизодические.
Слайд 8Типы проектов.
Исследовательские. Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры проекта, обозначенных целей,
актуальности проекта для всех участников, социальной значимости, продуманных методов, в том числе экспериментальных и опытных работ, методов обработки результатов.
Творческие. Не имеют детально проработанной структуры, она только намечается и далее развивается, подчиняясь логике и интересам участников проекта. В лучшем случае можно договориться о желаемых, планируемых результатах (совместной газеты, видеофильмы, экспедиции и пр.).
Информационные проекты. Этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-то объекте, ознакомление участников проекта с этой информацией, её анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты также как и исследовательские требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической коррекции по ходу работы над проектом.
Слайд 9От учителя требуется:
– умение увидеть и отобрать наиболее интересные и
практически значимые темы проектов;
– владение всем арсеналом исследовательских, поисковых методов, умение организовать исследовательскую, самостоятельную работу учащихся;
– переориентация всей учебно-воспитательной работы учащихся по своему предмету на приоритет разнообразных видов самостоятельной деятельности учащихся, индивидуальных, парных, групповых видов самостоятельной деятельности исследовательского, поискового, творческого плана. Это вовсе не означает, что следует полностью отказаться от традиционных видов работ, объяснительно-иллюстративного и репродуктивных методов, классно-урочной системы, фронтальных форм работы;
– владение искусством коммуникации;
– способность генерировать новые идеи, направить учащихся на поиск путей решения поставленных проблем;
– умение устанавливать и поддерживать в группе проекта устойчивый, положительный эмоциональный настрой;
– владение компьютерной грамотностью;
– умение интегрировать знания из различных областей для решения проблематики выбранных проектов.
Слайд 10От учащихся требуется:
– знание и владение основными исследовательскими методами (анализ литературы,
поиск источников информации, сбор и обработка данных, научное объяснение полученных результатов, выдвижение гипотез, методов их решения);
– владение компьютерной грамотностью;
– владение коммуникативными навыками;
– умение самостоятельно интегрировать полученные знания по разным учебным предметам для решения познавательных задач;
– в случае международного проекта – практическое владение языком партнера
Слайд 11Этапы выполнения проекта
1 Этап. Организационный. Создание группы учащихся для работы над
проектом.
2 Этап. Планирование разработки проекта. На этом этапе важно добиться чтобы участники проекта понимали: зачем нужно каждое действие, какова его цель и почему именно в такой последовательности эти действия нужно выполнять.
3 Этап. Определение желаемых результатов проекта. Задача – научиться оценивать цели.
4 Этап. Выдвижение и выбор идей достижения желаемых результатов. Задача – научиться оценивать и сравнивать идеи достижения целей (список идей, соотнесение идеи к каждой поставленной цели относительно сложности, полезности). Оценки заносятся в таблицу.
5 Этап. Работа над проектом. Тщательно разработанные задания для каждой группы учащихся и подобранный (если это необходимо) материал позволяют учителю выполнять роль консультанта. Предполагается интенсивный обмен информацией, мнениями, полученными результатами.
Слайд 138 Этап. Экспертиза проекта. Задача – закрепление умения оценивать проекты. Внутренняя
экспертиза (в профильной группе) готовых проектов. Внешняя экспертиза (учёными вузов).
9 Этап. Выполнение проекта.
10 Этап. Презентация проектов (на уроке, на стендах, на научно-практической конференции, на фестивале методических идей).
11 Этап. Рефлексия, анализ выполненной работы. Планирование на следующий год.