Слайд 1Современные педагогические технологии в обучении химии
Выполнила учитель МБОУ «СОШ с. Святославка»
в поселке Передовой
Бурминова И.Н.
Слайд 2Понятие «педагогическая технология»
Термин "технология (от греч. techne – искусство, мастерство и
logos – понятие, учение) первоначально использовался для раскрытия свода прикладных правил, операций, секретов производства нужных материалов.
Педагогическая технология – специальный набор форм, методов, способов, приёмов обучения и воспитательных средств, системно используемых в образовательном процессе на основе декларируемых психолого-педагогических установок
Слайд 3Педагогические технологии
В теории и методике обучения химии имеются дидактические работы,
посвященные актуальным вопросам разработки и использования различных технологий.
К ним относятся следующие технологии:
- интегративно-контекстные (А. Т. Муйтунова, М.С.Пак),
- интегративно-аксиологические (Г.Н.Фадеев),
- инновационные (Г. И. Якушева),
- алгоритмические (М.С. Пак, С.А. Герус),
- интерактивные (Ю.Ю.Гавронская),
Слайд 4Педагогические технологии
- интегративно-модульные (А. Н. Ласточкин, М. С. Пак, Т.Н.Литвинова),
-
адаптивные (Р.Г. Иванова, И.С.Иванова),
- интегративно-проектные (В.Н. Давыдов),
- интегративно-гуманитарные (А.Н. Лямин М.С. Пак,),
- интегративно-компетентностные (М.С. Пак, М.К.Толетова, А.Н. Лямин, А.Л. Зелезинский, И.А. Орлова),
- компьютеризированные информационные (Р. Гмох, Е.Ю. Зашивалова, Н.Е. Кузнецова, А.Н.Левкин),
- игровые (А. А. Тыльдсепп, Н. Е. Кузнецова, Т. К. Александрова, М.С. Пак),
* нетрадиционные, творческие (Н. Н. Суртаева, И. М. Титова) и др.
Слайд 5Педагогические технологии в предметном обучении
В широком смысле, педагогическая технология –
это прикладная педагогическая наука о многофакторных процессах по реализации системы средств (методов, процедур, техники) с целью получения гарантированного духовного продукта в соответствии с заданной целью.
В узком смысле, педагогическая технология – это сложный процесс по реализации системы средств (методов, процедур, техники) с целью получения духовного продукта с заданными свойствами.
Слайд 6Отличия педагогических технологий от других
Слайд 7Сущность педагогических технологий
заключается в научном обосновании многофакторных
процессов, реализующих такие средства (методы, процедуры, технику), которые с оптимальными затратами позволили бы достичь заданных результатов (целей).
Слайд 8 Функции педагогических технологий:
- социально-педагогическая (выполнение социального заказа общества
по формированию личности)
образовательная (обучающая, воспитывающая, развивающая),
организационно-управленческая,
результативно-оценочная,
оптимизационная (улучшение процесса развития личности).
Слайд 9Структурные компоненты образовательной технологии
Диагностика уровня усвоения учебного материала и отбор обучаемых
в группы с однородным уровнем уже имеющихся знаний и опыта
Мотивация и организация учебной деятельности учащихся. Основная задача учителя на этом этапе – привлечение учащихся к занятиям познавательной деятельностью и поддержка этого интереса.
Действие средств обучения. Этот этап и есть собственно процесс обучения, на котором происходит усвоение учебного материала учеником при взаимодействии со средствами обучения.
Слайд 10Основные принципы педагогических технологий
- целесообразности,
интеграции и дифференциации,
оптимизации,
комплексной безопасности,
гарантированности
результата.
Слайд 11Основные признаки педагогических технологий
Системность
Целостность
Концептуальность
Научность
Интегративность
Оптимальность затрат
Управляемость
Диагностичность
Воспроизводимость
Гарантированность результатов
Слайд 12Направленность любой образовательной технологии
- это гарантированное достижение заданных целей образования,
оптимизация образовательного процесса,
достижение учащимися запланированного уровня предметных компетенций, химических знаний, предметных умений/действий и опыта творчества, ценностных отношений, отвечающих требованиям ФГОС нового поколения.
Слайд 13Формы образовательных технологий
1)объяснительно-иллюстративная,
2) проблемно-поисковая,
3) интегративно-модульная,
4) алгоритмизированная,
5) личностно-ориентированная,
6) игровая,
7) рейтинговая,
8) инновационная,
9) интерактивная,
10) интегративно-дифференцированная,
11) информационно-коммуникативная,
12) лекционно-семинарская,
13) комбинированная,
14) диалоговая,
15) контрольно-корректирующая;
16) компенсационно-адаптированная,
17) естественного общения,
18) полного усвоения знаний,
19) рефлексивного,
20) дискуссионного обучения и др.
Слайд 14Современные технологии обучения химии
Технология проблемного обучения
Технология разноуровневого обучения
Технология игрового
обучения
Проектные технологии
Технологии интегративного обучения
Информационно-коммуникационные
Слайд 15Технология интегративного обучения химии
Под интегративным обучением химии понимается такой процесс обучения,
который базируется на объединении множества ранее разобщенных одно- и разнородных компонентов (целей, содержания, методов, форм, средств, технологий, условий) в целостное образование.
Слайд 16Интегративная образовательная технология
– это многофакторный процесс системной реализации компонентов современных
(традиционных и нетрадиционных) образовательных технологий (компонентов содержания, методов, форм, средств, процедур, механизмов, педагогических новшеств), базирующихся на закономерностях интеграционных процессов и обеспечивающих гарантированные результаты в соответствии с образовательными стандартами в форме новообразований в свойствах личности (системных знаний, обобщенных уме- ний/действий, ценностных отношений).
Слайд 17Специфические признаки интегративной образовательной технологии :
1. Комплексное определение ее целей.
Главной целью интегративной технологии является формирование широко образованной, профессионально компетентной, конкурентоспособной, духовно развитой личности, готовой к дальнейшему химическому образованию и само- образованию.
2. Интеграция и дифференциация, последующая реализация разных средств образовательных технологий. Таковыми выступают интегративное содержание, различные методы, процедуры, механизмы, педагогические инновации, разнообразные формы и условия реализации химического образования.
3. Многоуровневая и всесторонняя оценка качества гарантированной продукции – новообразований в свойствах личности (в форме компетенций, системных знаний, универсальных умений и позитивных ценностных отношений).
Слайд 18Дидактические закономерности интегративной образовательной технологии
системообразующая логика интегративного предмета химии;
материальное
единство веществ и материалов, созданных человеком и применяемых в технике и технологии;
взаимосвязь и зависимость между составом, строением, структурой, свойствами веществ (и материалов) и их применением в технике и материально- производственной технологии;
целостность изучения химических и других (физических, экологических и т.п.) объектов познания;
лидирующая роль теоретических (химических и других) знаний.
Слайд 19Особенности интегративно-модульного обучения химии
Модуль:
легко заменяемый блок содержания другим равноценным
блоком,
2) относительно самостоятельный раздел учебного предмета,
3) структурный или функциональный компонент какой-либо (педагогической, дидактической, методической) системы,
4) цикл родственных учебных дисциплин или предметов,
5) дидактически законченный информационно-функциональный узел и др.
Слайд 20Теоретическая модель ИМО химии (А.Н.Ласточкин)
.
Блок 1: Теоретические основы школьного курса
химии
Интегративно-модульная
технология (содержание,
методика и др. средства)
Интегративная цель
мо ти вы
Интегративный результат
Блок 3: Органическая химия
Блок 2: Химия элементов
Интегративно-модульная технология (содержание, методика и др. средства)
Интегративная цель
мо ти вы
Интегративный результат
Интегративная цель
Интегративно-модульная технология (содержание,
методика и др. средства)
мо ти вы
Интегративный результат
Блок 4: Химические задачи
Интегративно-модульная
технология (содержание,
методика и др. средства)
Интегративный результат
Интегративная цель
мо ти вы
Новообразования в свойствах личности: химическая грамотность, новые социально и познавательно значимые мотивы, до профессиональная компетентность, готовность к дальнейшему образованию и самообразованию.
Слайд 21Особенности технологии проблемного обучения химии
Проблемное обучение (ПО) – целенаправленный образовательный процесс,
строящийся на сотворчестве преподавателя и учащихся, характеризующемся инициированием и реализацией самостоятельной поисковой деятельности последних по решению учебных задач.
Слайд 22Взаимодействие субъектов в проблемном обучении
Слайд 23 Проблемная ситуация
Ситуация интеллектуального затруднения учащихся при решении
известными способами познавательной задачи с неизвестным, содержащим противоречие, которое вызывает интеллектуальную потребность в поиске новых знаний и способов деятельности, что создает оптимальные условия для мотивированного и легко управляемого учителем образовательного процесса.
Слайд 24Структура проблемной ситуации
1) неизвестное, которое должно содержать видимое или
осознаваемое противоречие, служащее движущей силой познавательного процесса;
2) познавательная потребность, порождающая мотив деятельности для разрешения противоречия;
3) интеллектуально-познавательные потребности учащихся (творческие способности, имеющийся жизненный опыт (А. М. Матюшкин).
Слайд 25Учебная проблема
Учебная проблема – это специфическая форма познавательной задачи с неизвестным,
содержащим противоречие, которое побуждает у учащихся познавательную потребность и мотивацию к поисковой творческой деятельности.
Проблема (знание о незнании) возникает в сознании учащихся в противоречивой ситуации.
Осознать учебную проблему – это значит выйти за пределы имеющихся знаний и находиться в ситуации осознания своего незнания.
Слайд 26Случаи возникновения проблемных ситуаций.
учащиеся побуждаются к поиску новых знаний;
возникает
необходимость с помощью известных теоретических положений объяснить наблюдаемые экспериментальные факты;
учащиеся с помощью учителя на основе известной теории делают предположения, правильность которых подтверждается экспериментом;
учащимся до обсуждения проблемы не все понятно и они высказывают неправильные суждения;
известны экспериментальные факты и конечный результат, но необходимо предложить способы решения задачи с выбором наиболее рациональных;
учащимся необходимо решить нестандартные творческие задачи.
Слайд 27 Специфические стадии проблемного обучения :
подготовка восприятия учащимися учебной
проблемы путем актуализации у них имеющихся знаний и умений;
создание проблемной ситуации (см. выше типичные случаи);
формулирование учебной проблемы в форме познавательной задачи;
выдвижение гипотезы и проектирование плана для ее проверки;
решение учебной проблемы путем подтверждения или опровержения выдвинутой гипотезы;
экспериментальное подтверждение правильности решения;
саморефлексия и самооценка деятельности.
Слайд 28Методы
Методы проблемного изложения – методы проблемного обучения, реализуемые учителем (монологическое
изложение, диалогическое изложение, показательное изложение).
Методы самостоятельной поисковой деятельности – это методы проблемного обучения, реализуемые учащимися (эвристическое изучение, исследо- вательские проекты, исследовательский химический эксперимент).
Слайд 29Особенность технологии проблемного обучения химии
направленность на целостное решение задач гуманизации,
на развитие интеллектуально-творческих возможностей, а также потребностно-мотивационной сферы учащихся и духовных качеств личности.
Слайд 30
Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)
Актуальность использования ИКТ в обучении:
даёт возможность
обучающимся идти в ногу со временем, позволяет повысить качество обучения за счет новизны деятельности и интереса к работе с компьютером.
Слайд 31Эффективность компьютеров и информационных технологий
Зависит от того, как мы их используем,
от способов и форм применения этих технологий.
Подача информации с помощью презентаций, слайд-шоу.
Компьютерное тестирование для обучающихся.
При закреплении материала совместное с обучающимися создание тестов.
Работа с электронными энциклопедиями.
Коллекции цифровых образовательных ресурсов.
Электронные учебники.
Слайд 32Заключение
Применение современных педагогических технологий повышает компетентность обучающихся, развивает творческую и
мыслительную деятельность, активизирует способности, повышает эффективность обучения предмету.