Слайд 1СОЛИ АММОНИЯ
Урок по неорганической химии в 9 классе.
Автор: Гвоздева Т.Л.,
учитель
химии МБОУ СОШ №6
г. Озеры Московской области
Слайд 2Цели урока:
сформировать знания о составе и характерных свойствах солей аммония, ознакомить
с представителями этих солей и их применением, развивать умения выделять главное, классифицировать, представлять результаты работы.
Слайд 3Задачи урока:
Образовательные:
Систематизировать знания учащихся о солях, изучить свойства, присущие
солям аммония, научиться распознавать эти соли, дать представление о применении солей аммония.
Совершенствовать умения составлять уравнения химических реакций
Развивающие:
Способствовать продолжению развития устойчивого интереса к химической науке и практике.
Совершенствовать навыки химического эксперимента.
Способствовать развитию исследовательских навыков
Совершенствовать умения обобщать и делать выводы.
Воспитательные:
Выработать у учащихся аккуратность при работе с химическими реактивами.
Способствовать у учащихся воспитанию умения работать в коллективе.
Слайд 6
Решите альтернативный тест – выбор правильного ответа из множества.
I вариант выбирает
правильные ответы для азота,
II вариант - для аммиака:
Слайд 71. Газообразный при обычных условиях.
2.Не имеет запаха.
3.Бесцветный.
4.Степень окисления азота
-3
5. Взаимодействует с кислотами с образованием солей
6. В молекуле между атомами ковалентная полярная связь
7. Взаимодействует с водородом в присутствии катализатора
8. Он является важнейшим биогенным элементом.
9. Он проявляет только восстановительные свойства
10. В атмосфере этого газа хранят рукописи
11. Жидкий … прекрасное азотное удобрение.
12. Легче воздуха.
13. Используют в медицине.
14. Хорошо растворим в воде.
15. Инертный газ.
Слайд 9III. Изучение нового материала.
Слайд 10 Девиз урока :
«Можно не любить химию, но прожить без
неё сегодня и завтра нельзя»
(О.М. Нефёдов)
«Просто знать – еще не все, знания нужно уметь использовать»
(И.В.Гете)
Слайд 11Первая мировая война.
Морское сражение немцев с англичанами.
Слайд 12Тема урока «Соли аммония»
Во время I мировой войны английский крейсер вел
преследование поврежденного в бою немецкого эсминца. Цель была почти достигнута, как вдруг между кораблями появилось плотное белое облако дыма. Экипаж крейсера почувствовал удушливый запах, раздражающий горло и легкие. Крейсер был вынужден дать задний ход и выйти из дымового облака. Уже после обнаружили, что пострадали не только люди, но и металлические части корабля.
Что это было за вещество?
Слайд 14Этимология – происхождение названия.
Название «аммоний» предложил в 1808 году знаменитый английский
химик Хэмфри Дэви. Латинское слово ammonium когда-то означало: соль из Аммонии. Аммония — область в Ливии. Там находился храм египетского бога Амона, по имени которого и называли всю область. В Аммонии издавна получали аммонийные соли (в первую очередь нашатырь), сжигая верблюжий навоз. При распаде солей получался газ, который сейчас называют аммиаком.
Слайд 151787 год - комиссия по химической номенклатуре дала этому газу имя
ammoniaque (аммониак).
1801 год - русский химик Я. Д. Захаров исключил из него две буквы. Так получился аммиак.
Слайд 16H
Строение
N
H
H
••
Есть возможность образовать
донорно – акцепторную связь
Молекула образована
ковалентной полярной связью
N
H
H
H
••
+
H+
N
H
H
H
••
H
+
АКЦЕПТОР
ДОНОР
Состав
Слайд 18Физические свойства солей аммония.
а) твёрдые вещества;
б) имеют кристаллическое
строение (ионные кристаллические решётки);
в) хорошо растворимые в воде.
Слайд 19Химические свойства солей аммония
Вспомните правила Т/Б!
Слайд 20Химические свойства солей аммония.
Взаимодействие с солями.
хлорид аммония +
нитрат серебра
NH4Cl + AgNO3 ? NH4NO3 + AgCl
NH4+ + Cl- + Ag+ + NO3- ? NH4+ + NO3- + AgCl
Cl- + Ag+ ? AgCl
Слайд 21Сульфат аммония + хлорид бария
(NH4)2SO4 + BaCl2 ? 2NH4Cl + BaSO4
2NH4
++SO42- + Ba2+ +2Cl - ? 2NH4 + +2Cl - + BaSO4
Ba2+ + SO42- ? BaSO4
Слайд 22
2. Взаимодействие с кислотами.
Карбонат аммония + соляная кислота
(NH4 )2СО3 + 2HCl
? 2NH4Cl + CO2 + H2O
2NH4 + + СО32- + 2H ++2Cl- ? 2NH4 + + 2Cl- + CO2 + H2O
СО32- + 2H + ? CO2 + H2O
Слайд 24Для разминки из-за парт
Поднимаемся. На старт!
Бег на месте. Веселей
И быстрей, быстрей,
быстрей!
Делаем вперёд наклоны –
Раз – два – три – четыре – пять.
Мельницу руками крутим,
Чтобы плечики размять.
Начинаем приседать -
Раз – два – три – четыре – пять.
А потом прыжки на месте,
Выше прыгаем все вместе.
Руки к солнышку потянем.
Руки в стороны растянем.
А теперь пора учиться.
Да прилежно, не лениться
Слайд 253. Взаимодействие с щелочами.
NH4Cl+ NaOH ? NH3 + H2O +
NaCl
Взаимодействие с щелочами – это качественная реакция на соли аммония (признак реакции: выделение газа с характерным запахом, окрашивающий влажную лакмусовую бумажку в синий цвет)
Слайд 26Получение аммиака в лаборатории
NH4Cl
Ca(OH)2
NH3
Слайд 27
4. Термическое разложение.
Все аммонийные соли при нагревании разлагаются.
(NH4)2CO3 = 2NH3
+ H2O + CO2
NH4NO2 = 2H2O + N2
NH4Cl NH3 + HCl
(NH4)2Cr2O7 = Cr2O3 + 4H2O + N2
соли летучих
кислот
соли
кислот
окислителей
Слайд 28Получение солей аммония
Получают их при взаимодействии NH3 или NH4 OH с
кислотами:
NH3 + HCl = NH4 Сl
NH3+HNO3→NH4 NO3
2NH4 OH+H2 SO4→(NH4)2 SO4+2Н2O
Слайд 30Русский химик Д.Н Прянишников
Соли аммония
Азотные удобрения
Слайд 31Аммиачная селитра
(нитрат аммония)
- прекрасное азотное удобрение.
NH4NO3
Слайд 32Аммиачная селитра
(нитрат аммония)
– взрывчатое вещество.
Слайд 33Смесь нитрата аммония с алюминием и углем - аммонал (взрывные работы,
в пиротехнике)
Слайд 34Нашатырь (хлорид аммония)
Паяние, лужение металлов
Изготовление гальванических элементов
Хлорид аммония NH4Cl используют при
паянии, так как он очищает поверхность металла от оксидной плёнки и к ней хорошо пристаёт припой.
Слайд 35Гидрокарбонат аммония NH4HCO3 и карбонат аммония (NH4)2CO3
применяют в кондитерском деле,
так как они легко разлагаются при нагревании и образуют газы, разрыхляющие тесто и делающие его пышным, например:
NH4HCO3 = NH3↑ + Н2O↑ + CO2↑
Слайд 36Роль азотистых соединений в природе и жизни человека
Слайд 37Знаете ли вы...
Теннисные мячи не надувают, а вводят в них «вздуватели»
- специальные вещества, которые при нагревании разлагаются с образованием газообразных продуктов. В теннисные мячи (заготовки которых в виде двух полусфер изготовлены предварительно и смазаны клеем) кладут таблетки, содержащие смесь нитрита натрия и хлорида аммония. Склеенные половинки мяча помещают в форму для вулканизации и нагревают. Выделившийся азот создает в мяче повышенное давление.
Слайд 38Задания на развитие творческого мышления
Предложите способ очистки поваренной соли от содержащейся
в ней примеси хлорида аммония.
Объясните, можно ли смешивать аммиачную селитру (нитрат аммония) с известью?
Слайд 40Повторим:
1.Выбрать и назвать соли аммония
2. Перечислите химические свойства солей аммония.
3.
Назовите физические свойства солей аммония.
Слайд 41V. Домашнее задание.
Выучить параграф 18.
Составить уравнения реакций, с помощью которых можно
осуществить превращения:
N2? NH3 ? (NH4)3РO4 ? NH4Cl ? NH4NO3
Составьте полное и краткое ионные уравнения для превращений 3 и 4.
Для превращения 1 (окислительно–восстановительная реакция) расставьте коэффициенты методом электронного баланса.
Слайд 43РЕФЛЕКСИЯ
1) Больше всего мне понравилось...
2) Самым интересным сегодня на уроке было...
3)
Сегодня на уроке я почувствовал…
4) Сегодня я понял...
5) Сегодня я научился...
6) Сегодня я задумался....
7) Я не узнал сегодня ничего нового
8) Мне сегодня было скучно на уроке