Слайд 1
Развитие регулятивных
УУД на уроках химии
Слайд 2Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим
самостоятельным процессом и давал для него материал.
К. Д. Ушинский
Слайд 4
умение организовывать деятельность
Слайд 5ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ-ПОСТАНОВКА УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ: СООТНЕСЕНИЕ ТОГО, ЧТО УЖЕ ИЗВЕСТНО И УСВОЕНО, И
ТОГО, ЧТО ЕЩЁ НЕИЗВЕСТНО
Так обучение детей целеполаганию, формулированию темы урока возможно с помощью различных методов (проблемные вопросы, диалоги и ситуации, стихотворения, загадки и т.д.)
Слайд 6ПРИМЕР
Посмотрите ребята, на доске отсутствует запись темы урока. И это не
случайно, т.к. тему вы сегодня назовете сами. Вы знаете, что сейчас мы изучаем тему «Неметаллы”,а вот о каком неметалле мы поговорим сегодня, вы должны определить сами, отгадав загадку:
Слайд 7Вы со мною уже встречались –
Я космический скиталец,
Элементов прародитель
И отважный предводитель.
Я
любитель кислорода,
Вместе с ним даю я воду.
Учитель корректирует ответ учащихся, на экране появляется слайд с правильным ответом.(Водород)
Учащиеся формулируют тему урока
Слайд 8СОЗДАНИЕ ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ
Вернемся к строкам эпиграфа нашего урока.
Я любитель кислорода,
Вместе с ним даю я воду.
О чем говорят эти строки?
Давайте попробуем сформулировать цель и задачи нашего урока.
Слайд 9Планирование-составление плана и последовательности действий
План урока выстраивается с помощью наводящих
вопросов.
Слайд 10ПРИМЕР
Давайте вспомним, по какому плану мы изучали химический элемент кислород?
Можно ли
использовать данный план для изучения химического элемента водорода?
Слайд 11Тема: Водород как простое вещество:
План:
1. Какая схема образования молекулы
2. Какой тип химической связи и кристаллической решетки
3. Какие физические свойства
4. Какие химические свойства
5. Получение
5. Нахождение в природе
Слайд 12Прогнозирование –
предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик
К этой
группе принадлежат задачи с недостающими и лишними данными, а также ответы на вопросы:
«Как думаешь, какой результат может получиться?»,
«Как думаешь, достаточно знать… для выполнения задания?»,
«Какие трудности могут возникнуть и почему?»
Слайд 13Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным
эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.
Задания типа:
«Проверь: прав ли он?»,
«Такой ли получен результат, как в образце?»,
«Правильно ли это делается?»;
«Сможешь доказать?..»,
«Поменяйтесь тетрадями, проверьте работу друг у друга»,
«Проверь по таблице…»,
«Проверь вывод по…»
Слайд 14Типовые задания:
«Помоги исправить ошибки»,
«Установи правильный порядок предложений в тексте»,
«Помоги восстановить правильный порядок событий …»
Коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;
Слайд 15 Оценка - направлены на осуществление адекватной полученному результату оценки и
самооценки деятельности, а также процесса выполнения задания.
Ученикам предлагается по уже готовым критериям или выработанным в совместной деятельности с учителем оценить результат деятельности или процесс его выполнения.
Слайд 16Это такие типовые вопросы, как
« Выполнили задание. Оцени работу...»,
«Правильно
ли оценил выполнение своего задания?..»,
«По каким критериям оценивали свою работу?»
Слайд 17 Саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к
волевому усилию - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.
Эти типовые задания основываются на познавательном интересе обучающихся (например, «Ты сможешь прочитать зашифрованное слово (дойти до вершины горы), выполнив ряд заданий»,
а также на тренинговых упражнениях психологического характера (например, установка «Раз, два, три – слушай и смотри! Три, два, раз – мы начнём сейчас!»),
дыхательной гимнастике.
Слайд 18
Регулятивные универсальные учебные действия формируются при выполнении лабораторных работ, при решении
экспериментальных задач, при решении качественных и количественных задач.
Слайд 19Для диагностики и формирования регулятивных
универсальных учебных действий возможны следующие виды заданий:
-
«преднамеренные ошибки»;
- поиск информации в предложенных источниках;
- диспут;
- взаимоконтроль;
- «ищу ошибки»
- КОНОП (контрольный опрос на определенную проблему).
Слайд 20Критериями сформированности у учащегося произвольной регуляции своего поведения и деятельности может
стать способность:
- Выбирать средства для организации своего поведения;
- Запоминать и удерживать правило, инструкцию во времени;
- Планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу, правилу, с использованием норм;
- Предвосхищать промежуточные и конечные результаты своих действий, а также возможные ошибки;
- Начинать и заканчивать действие в нужный момент;
-Тормозить ненужные реакции.
Слайд 21РЕЗУЛЬТАТ ФОРМИРОВАНИЯ РЕГУЛЯТИВНЫХ УУД:
УЧЕНИКИ СТАВЯТ ПЕРЕД СОБОЙ ЦЕЛЬ И ВЫДВИГАЮТ
ЗАДАЧИ, ФОРМИРУЮТ ГИПОТЕЗУ И ПРЕДЛАГАЮТ СОБСТВЕННЫЙ ПЛАН ИССЛЕДОВАНИЯ, РАБОТАЮТ В ГРУППАХ, ВЫПОЛНЯЮТ РАЗЛИЧНЫЕ РОЛИ. ТАКОЙ ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПОСОБСТВУЕТ ФОРМИРОВАНИЮ ТАКИХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ, КАК САМООБУЧЕНИЕ, САМООРГАНИЗАЦИЯ, САМООПРЕДЕЛЕНИЕ, РАБОТА В КОМАНДЕ.