Слайд 1Проектная деятельность учащихся
Слайд 2«Скажи мне - и я забуду, покажи мне - и я
запомню, вовлеки меня - и я научусь».
Слайд 3Ключевые моменты
ПРОЕКТ
роблема
азнообразные способы её решения
сновополагающий вопрос
динство целей и задач
онкретные результаты исследования
ворческий
подход
Слайд 4История возникновения и развития метода учебных
проектов
Метод
проектов зародился во второй половине 19 века в
сельскохозяйственных школах США и основывался на
теоретических концепциях «прагматической
педагогики», основоположником которой был
американский философ Джон Дьюи.
Слайд 5Характеристика технологии «метод проектов»
Метод проектов объединяет в себе несколько технологий:
1. Исследовательская (проблемно - поисковая) – характерной чертой технологии является реализация педагогом модели «обучение через открытие».
2. Коммуникативная (дискуссионная) – особенностью технологии является наличие
дискуссий, характеризующихся различными точками зрения по изучаемым вопросам, сопоставлением их, поиском, за счет обсуждения, истинной точки зрения.
3. Имитационного моделирования (игровая) - характерной чертой является моделирование жизненно важных профессиональных затруднений в образовательном пространстве и поиск путей их решения.
4. Психологическая (самоопределенческая) – характерной чертой технологии является самоопределение обучаемого к выполнению той или иной образовательной деятельности.
5. Деятельностная – характерная черта технологии проектирование учеником предстоящей деятельности, участие в ней в роли субъекта.
6. Рефлексивная – предусматривает осознание учеником своей деятельности: того как, каким способом получен результат, какие при этом встречались затруднения, как они были устранены, и что чувствовал ученик при этом.
Слайд 6Э т а п ы р а з р а
бот к и п р о е к т а
Подготовительный
Проектировочный
Практический
Аналитический
Контрольно – коррекционный
Заключительный
Слайд 7Правила и принципы успешной
проектной деятельности
Слайд 8Алгоритм проектировочной деятельности учителя
Слайд 10
проект
“ПРИРОДНЫЕ ИНДИКАТОРЫ- АНТОЦИАНЫ
В ЛАБОРАТОРИИ.”
2019 г.
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
школа №93
Пушкинского района Санкт-Петербурга
Выполнила Бредис Анна
ученица 5.3 класса
Руководитель Максимова Н.Е.
Консультант Долганов Сергей
ученик 11.1 класса
Слайд 11Содержание:
ВВЕДЕНИЕ
ИСТОРИЯ ИНДИКАТОРОВ
ПРИРОДНЫЕ И СИНТЕТИЧЕСКИЕ ИНДИКАТОРЫ
ВОДОРОДНЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ pH; СРЕДА РАСТВОРА
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Выводы
ИНДИКАТОРЫ
Слайд 12Введение:
В стихотворении известного английского поэта Р. Киплинга – “Синие розы”, есть
такие строки:
Как-то милой я принес
Целый ворох красных роз
Не взяла она – и в слезы
Синие найди ей розы
Зря изъездил я весь свет –
Синих роз под солнцем нет.
Слайд 13Введение:
В цилиндр налить концентрированный нашатырный спирт и поместить красный цветок. Через
несколько минут можно наблюдать изменения окраски.
Почему это произошло?
Как объяснить такие изменения у растений?
При взаимодействии с парами нашатырного спирта окраска красной розы становится фиолетовой. Следовательно, произошла химическая реакция.
Возможности науки необычайно широки, но свои первые шаги она начинала с изучением природных веществ.
Слайд 14Гипотеза:
Выделенный из природных окрашенных объектов пигмент антоциан
является
индикатором
Слайд 15Цель работы:
Исследование изменения цвета пигмента антоциана в различных средах
Слайд 16Задачи работы:
Изучить литературу об истории открытии индикаторов;
Познакомиться с методикой выделения
природных пигментов из некоторых окрашенных растительных объектов;
Провести экспериментальную работу по выделению пигмента антоциана из листьев краснокочанной капусты и ягод чёрной смородины;
Проверить экспериментально работу природного индикатора антоциана в разных средах;
Приготовить индикаторные антоциановые бумажки;
Определить среду некоторых бытовых растворов для природного индикатора антоциана.
Слайд 17Методы исследования:
Изучение литературы
Химический эксперимент
Анализ эксперимента
Слайд 18Объекты исследования:
Растительные объекты, содержащие пигменты: листья краснокочанной капусты
Бытовые растворы-разные виды
шампуней
Слайд 19История индикаторов
Выделенные из растений пигменты – красящие вещества – были известны
ещё в Древнем Египте и Древнем Риме. Что же касается начала использования органических веществ в качестве индикаторов, то оно относится к XVII в. И связано с именем известного английского учёного – физика и химика – Роберта Бойля (1627-1691 г.г).
Слайд 20История индикаторов
В лаборатории Р. Бойля на основе этого раствора была впервые
изготовлена лакмусовая бумажка. После некоторых раздумий Р. Бойль назвал индикаторами, что в переводе с латинского означало «указатели».
Слайд 21Индикаторы синтетические и природные
Индикаторы (от латинского indicator – указатель) – это
сложные органические вещества, которые меняют цвет в зависимости от того, попали они в кислую, щелочную или нейтральную среду. Бывают природного и синтетического происхождения. Больше всего распространены индикаторы: лакмус (добывают из лишайников), фенолфталеин и метиловый оранжевый (синтетические).
Слайд 22Природные индикаторы
Если нет настоящих химических индикаторов, то для определения среды растворов
можно успешно применять самодельные индикаторы из природного сырья. Природные Индикаторы содержат окрашенные вещества, способные менять свой цвет в ответ на то или иное воздействие. Попадая в кислую или щелочную среду, они наглядным образом сигнализируют об этом.
Главными отличиями растительных от синтетических индикаторов является то, что они не имеют чётких границ перехода, цвет меняется постепенно.
Слайд 24Водородный показатель pH
Водородный показатель, pH (лат. pondus hydrogeni – «вес водорода»)
– величина, характеризующая концентрацию ионов водорода в растворах, количественно выражает кислотность раствора.
Например: pH=5, это значит, что в каждом литре раствора находится 10-5 моль ионов водорода [H+], что соответствует среде слабых кислот. Чем меньше pH, тем больше концентрация ионов водорода, т.е. больше кислотность среды, и наоборот, чем больше pH, тем больше щёлочность среды.
Слайд 25Водородный показатель pH
pH < 7 – кислая среда;
pH = 7 –
нейтральная среда;
pH > 7 – щелочная среда.
Слайд 26Водородный показатель pH
Велика роль водородного показателя в самых различных явлениях и
процессах – в природе, в технике. Многие процессы протекают только при определённой реакции среды. Например: от реакции почвы зависит нормальное развитие различных культур в сельском хозяйстве. Во внутренней среде живых организмов важно постоянство pH:
Слайд 28Опыт №2.1. Определение среды растворов искусственными индикаторамиы
Слайд 29Опыт №2.2. Методика приготовления природных индикаторов. Выделение антоциана из краснокочанной капусты.
Ход
работы:
разрезать кочан на маленькие кусочки;
залить кипятком на 5-8 минут;
профильтровать.
Наблюдения:
получили раствор фиолетового цвета (среда нейтральная).
Слайд 30Опыт №2.3. Изготовление индикаторных антоциановых бумажек.
Ход работы:
в фарфоровую чашечку налить раствор
вытяжки из краснокочанной капусты;
пропитать раствором фильтрованную бумагу;
оставить сохнуть на 3 дня в тёмном месте;
нарезать полоски по 5 мм шириной.
Наблюдения:
Получили индикаторные антоциановые полоски светло-сиреневого цвета.
индикаторные полоски
Слайд 31Опыт №2.4. Определение среды растворов природными антоциановыми индикаторами. Проверка работы
антоциана в пробирках.
Ход работы:
Для изучения изменения окраски природных индикаторов в различных средах брали несколько капель серной кислоты, уксусной кислоты, угольной кислоты, карбоната натрия, раствора аммиака , гидроксида натрия , поочередно добавляли их к природным индикаторам в пробирки
Наблюдения:
При взаимодействии происходило изменение окраски растворов.
кислая среда
нейтральная среда
щелочная среда
Слайд 32Опыт №2.4. Определение среды растворов природными индикаторами антоциановыми бумажками (составление
шкалы из краснокочанной капусты)
Ход работы:
все выбранные нами объекты изменяют свою естественную окраску в зависимости от кислотности среды. Наблюдения:
Очень хорошо это наблюдается у краснокочанной капусты, отвар которой в кислой среде становятся розовыми-красными, в нейтральной- фиолетовыми, а в щелочной — жёлтыми- светлозелеными. добавим в вытяжку из краснокочанной капусты раствор щёлочи.
нейтральная среда
щелочная среда
Слайд 33Опыт №2.5. Определение среды моющих средств-шампуней.
Ход работы:
В химических стаканчиках приготовим
моющие средства: 1\Yves, 2\Можжевеловый шампунь-баня, 3\Schauma, 4\ Syoss color, 5\Syoss glossing;
Определим pH среды растворов с помощью универсального индикатора и антоцианового индикатора.
Слайд 34 Опыт №5. Определение среды моющих средств .
pH =
5,0
pH = 2,5
pH = 5,0
pH = 3,0
pH = 7.5
Слайд 35Краткие выводы
Из окрашенных растительных объектов можно выделить пигмент, являющийся индикатором;
Изготовленные вытяжки
антоциана из листьев краснокочанной капусты могут быть использованы для определения среды растворов;
Пропитанную антоцианом фильтрованную бумагу можно использовать для определения pH среды растворов, как в школьной лаборатории, так и в быту.
Слайд 36Заключение
1. Гипотеза о том, что растительный пигмент антоциан является индикатором
ПОДТВЕРДИЛАСЬ!
2.
Данный природный индикатор можно выделить в школьной лаборатории и домашних условиях и использовать для определения кислотности среды моющих средств.