Слайд 1Проблемный подход
к изучению химии
Выполнил: учитель химии высшей категории МБОУ «Бахтызинская средняя
общеобразовательная школа» Вознесенского района
Модина Татьяна Михайловна
Слайд 2То, что достигается
проблемным обучением,
не достижимо никакими
другими путями
(И.Я. Лернер)
В современной школе первостепенное значение отводится задаче развития у учащихся творческого общего и профессионального мышления , способности самостоятельно и быстро ориентироваться в проблемах науки, техники и производства. Проблемное обучение – один из методов развития у учащихся самостоятельного творческого мышления.
Слайд 3 Содержание презентации
Актуальность проблемного метода обучения
Сущность проблемного обучения
Задачи проблемного обучения
Методы
проблемного обучения
Проблемное обучение в преподавании химии
Результаты применения методов проблемного обучения
Результаты анкетирования
Слайд 4Небольшое количество учеников в школе;
Отсутствие параллелей классов;
Недостаточное оборудование кабинета химии;
объединение его с кабинетом биологии;
Кроме уроков химии учитель ведет уроки биологии (так как реальное число часов, отведенное на изучение химии, меньше необходимой нагрузки учителя);
Малая наполняемость классов (имеет положительные и отрицательные стороны);
Актуальность проблемного метода обучения
Особенности сельской школы
Слайд 5 Без проблемной составляющей урока личностно ориентированного образования не бывает
Проблемное обучение
– ядро развивающего обучения, гуманистического и личностно-ориентированного по своей сути
Проблемное обучение делает изложение материала более доказательным, способствует превращению знаний в убеждения и формированию научного мировоззрения
Проблемное обучение более эмоционально способствует повышению интереса к предмету, что обязательно для целенаправленного формирования эмоционально-мотивационной сферы учащегося и ее ориентировочных основ
Без проблемного обучения невозможно развитие творческих способностей школьников и интеллектуальных умений
При проблемном обучении учитель не дает готовые знания, но актуализирует – извлекает из сознания ученика , стимулирует глубоко спрятанную тенденцию к личностному росту, поощряет его исследовательскую активность, создает условия для совершенствования учения, для самостоятельного обнаружения и постановки познавательных проблем и задач
Слайд 6Сущность проблемного обучения
Под проблемным обучением В. Оконь понимает «совокупность таких
действий, как организация проблемных ситуаций, формирование проблем, оказание ученикам необходимой помощи, проверка этих решений, руководство процессом систематизации и закрепления приобретенных знаний».
И.Я. Лернер считает, что «с педагогической точки зрения это такое обучение, при котором учащиеся систематически включаются в процесс решения проблем и проблемных задач».
М.И. Махмутов считает, что проблемное обучение представляет собой «тип развивающего обучения, в котором сочетаются систематическая самостоятельная поисковая деятельность учащихся с усвоением ими готовых выводов науки <…> Оно обеспечивает прочное усвоение основ наук, развитие познавательной самостоятельности и творческих способностей учащихся».
Слайд 7Схема соподчиненности основных понятий проблемного обучения
Проблемное
обучение
Проблемная ситуация
Проблема
Формы выражения проблемы
Проблемный
вопрос
Проблемное
задание
Проблемная
задача
Слайд 8 Задачи проблемного обучения
Проблемное обучение призвано решать следующие задачи:
Учить мыслить логично,
научно, творчески
Делать учебный материал более доказательным и убедительным для учащихся, формировать не просто знания, а знания-убеждения, что служит основой для формирования научного мировоззрения
Содействовать формированию прочных знаний, так как сведения, самостоятельно добытые учащимися, прочно сохраняются в памяти
Слайд 9
Формировать и развивать положительное отношение, интерес, как к данному учебному
предмету, так и к учению вообще
Развивать профессиональное проблемное мышление
Способствовать воспитанию активной творческой личности учащегося, умеющего видеть, ставить и разрешать нестандартные проблемы
Формировать элементарные навыки поисковой и исследовательской деятельности
Слайд 10Методы проблемного обучения
Проблемное изложение
Поисковая беседа
Частично – поисковый
Самостоятельная поисковая и исследовательская деятельность
учащихся
Слайд 11Проблемное обучение в преподавании химии
Проблемная ситуация неопределенности
Проблемная ситуация как ситуация неопределенности:
возникает, когда учащимся предлагаются задания с данными, не достаточными или избыточными для получения однозначного ответа.
9 класс: при рассмотрении задач на избыток одного из реагирующих веществ;
11 класс: при изучении темы «Загрязнение атмосферы и борьба с ним» - проблемное задание на оценку санитарного состояния воздуха (по эффекту суммации);
8 класс: при демонстрации получения водорода – при вдыхании водорода можно получить сильное отравление (недостаток знаний для объяснения этого факта).
Слайд 12Проблемное изложение материала
Проблемное изложение материала: уместно в тех случаях, когда учащиеся
не обладают достаточным объемом знаний, впервые сталкиваются с тем или иным явлением. В этом случае поиск осуществляет сам учитель: он демонстрирует учащимся путь исследования, поиска и открытия новых знаний, готовя их тем самым к аналогичной самостоятельной деятельности.
9 класс: при изучении темы «Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева»;
8 класс: при изучении темы «Закон сохранения массы вещества. Химические уравнения».
Слайд 13Проблемная ситуация как ситуация конфликта
Проблемная ситуация как ситуация конфликта: возникает при
наличии противоречий разных типов: между практически достигнутым результатом или известным фактом и недостаточностью знаний для его теоретического обоснования; между жизненным опытом учащихся, их бытовыми понятиями и представлениями и научными знаниями.
8 класс: при изучении темы «Электролитическая диссоциация»;
8 класс: при изучении темы «Чистые вещества и смеси»;
9 класс: при изучении темы «Амфотерные оксиды и гидроксиды»;
9 класс: при изучении темы «Оксиды углерода»;
Слайд 14
9 класс: при изучении темы «Оксиды углерода»;
9 класс: при изучении темы
«Аммиак»;
10 класс: при изучении темы «Теория строения органических соединений А.М. Бутлерова. Изомерия»;
10 класс: при изучении темы «Аминокислоты».
11 класс: при изучении темы «Гидролиз неорганических соединений»;
Слайд 15Проблемно-поисковый метод
Проблемно-поисковый метод применяется, если учащиеся уже обладают минимумом знаний, необходимых
для активного участия в решении учебной проблемы. В процессе работы они под руководством учителя ищут и самостоятельно находят ответ на поставленный проблемный вопрос.
8 класс: при изучении темы «Химические реакции»;
9 класс: при изучении темы «Неметаллы: атомы и простые вещества. Кислород, озон, воздух»;
10 класс: при изучении темы «Полисахариды».
Слайд 16Построение гипотезы на известной теории и ее проверка
Такая ситуация создается, когда
требуется доказать справедливость какого-то предположения.
8 класс: при изучении темы «Кислоты»;
10 класс: при изучении темы «Карбоновые кислоты»;
10 класс: при изучении темы «Алкены»»
10 класс: при изучении темы «Углеводы».
Слайд 17Результаты применения методов проблемного обучения
Повышение эффективности урока;
Активизация познавательной активности учащихся;
Развитие навыков
исследовательской работы;
Поддерживается интерес к предмету;
Выбор учащимися химии в качестве выпускного экзамена;
Развитие умений доказывать свою точку зрения;
Активизация мыслительной деятельности учащихся
Слайд 18Результаты анкетирования
Какое место для Вас занимает химия среди других предметов:
а) одно
из первых – 38 %;
б) мне она в какой-то мере интересна – 59 %;
в) этот предмет мне совсем не интересен – 3%.
Слайд 19Интересный для Вас урок химии это урок:
а) где тема урока объясняется
учителем – 24 %;
б) где Вы совместно с учителем решаете учебную проблему – 22 %;
в) где Вы совместно с учителем или самостоятельно решаете учебную проблему, проводя эксперимент – 54 %.
Слайд 20Какими Вы видите уроки химии в дальнейшем:
а) уроки, на которых учитель
сообщает готовые выводы науки – 43 %;
б) уроки, на которых Вы самостоятельно или под руководством учителя добываете новые знания – 50 %;
в) Вам безразлично какими они будут – 7%.