Слайд 1
«Разум человеческий владеет тремя ключами, открывающими все: цифрой, буквой, звуком.
Знать, думать, мечтать».
Виктор Гюго
Доклад на РМО
«Применение ЦОР на уроках химии
в 10-11 классах»
Подготовила учитель химии
МБОУ «СОШ № 11» ИГОСК
Педашенко Г.В.
Слайд 2Развитие современного общества и системы образования предъявляют все более высокие требования
к качеству подготовки выпускников. Особую роль в повышении качества образовательного процесса играет широкое внедрение в практику цифровых образовательных ресурсов (ЦОР), направленных на интенсификацию процесса обучения, реализацию идей развивающего обучения, совершенствование форм и методов организации учебного процесса, обеспечивающих переход от механического усвоения фактологических знаний к овладению умением самостоятельно приобретать новые знания.
Слайд 3Уроки с применением ЦОР имеют коренное отличие от классической системы обучения.
Это отличие состоит в изменении роли учителя: он уже не основной источник знаний, его функции сводятся к консультативно-координирующей. Это происходит благодаря применению современных электронных учебников, виртуальных химических лабораторий, Интернета, ЦОР и новых средств обучения. Задача учителя подобрать эти средства в соответствии с содержанием учебного материала, возрастными и психологическими особенностями школьников, а также с умением учащихся использовать компьютер.
Использование ЦОР создает возможность доступа к современной актуальной информации, позволяет управлять познавательной деятельностью школьников, учитывать индивидуальные темпы усвоения знаний и умений, уровень сложности, интересы, повышать познавательную активность и мотивацию обучения школьников. ЦОР позволяют учителю работать с учеником дифференцированно и индивидуально, даёт возможность оперативно проконтролировать и оценить результаты обучения.
Слайд 4Современное образование испытывает существенную потребность
в качественных электронных образовательных ресурсах,
которые
на практике позволили бы:
*организовать разнообразные формы деятельности обучаемых
по самостоятельному извлечению и представлению знаний;
*применять весь спектр возможностей современных информационных и
телекоммуникационных технологий в процессе выполнения
разнообразных видов учебной деятельности, в том числе, таких как
регистрация, сбор, хранение, обработка информации,
интерактивный диалог, моделирование объектов, явлений, процессов,
функционирование лабораторий (виртуальных,
с удаленным доступом к реальному оборудованию) и др.;
*привнести в учебный процесс наряду с ассоциативной прямую информацию
за счет использования возможностей технологий мультимедиа, виртуальной
реальности, гипертекстовых и гипермедиа систем;
*создавать условия для осуществления индивидуальной
самостоятельной учебной деятельности обучаемых,
формировать навыки самообучения, саморазвития,
самосовершенствования, самообразования, самореализации.
Слайд 5Приоритетными видами электронных ресурсов, ориентированные на получение новых образовательных результатов будут
являться такие, которые реализуют, прежде всего, следующие дидактические функции:
обеспечение обучаемых новыми источниками знаний, расширение возможностей выбора и получения необходимой учебной информации;
учебная коммуникация;
анализ, изучение, преобразование моделей изучаемых процессов и объектов;
развитие мышления, исследовательских умений и навыков, творческих способностей обучаемых.
Слайд 6В настоящее время для педагогов и обучающихся разработаны федеральные порталы, содержащие
электронные образовательные ресурсы, отвечающие всем требованиям современного процесса образования:
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов – http://fcior.edu.ru;
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов –
http://school-collection.edu.ru.
Слайд 7
Все современные программно–педагогические средства можно классифицировать на:
1) ЭОР - «И» - для
получения информации;
2) ЭОР - «П» - для поддержки практической деятельности учащихся;
3) ЭОР - «К» - для аттестации и контроля знаний обучающихся
Слайд 8
Обучающиеся могут использовать ЦОР:
1) во время урока по заданию преподавателя
2)
вне уроков: дистанционные проекты и подготовка к аттестации;
3) дома: подготовка к урокам, олимпиадам. по предмету, к сдачи ЕГЭ (самостоятельно)
.
Слайд 9
:Использование ЦОРов в обучении химии даёт возможность
визуализировать изучаемые процессы, скрытые
от непосредственного наблюдения, предоставляя одновременно с этим возможность
осуществлять самоконтроль и самокоррекцию; многократного повторения;
индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения за счет возможности изучения с индивидуальной скоростью усвоения материала;
осуществлять контроль с обратной связью, с диагностикой ошибок и оценкой результатов учебной деятельности;
осуществлять тренировку в процессе усвоения учебного материала и самоподготовку обучающихся;
способствовать проявлению творчества детей;
способствовать формированию основ информационной культуры будущих специалистов.
Слайд 11Основные типы ЭОР по химии на портале ФЦИОР (http://fcior.edu.ru)
Информационные ЭОР:
Интерактивная лекция
(Химия как часть естествознания)
Интерактивные схемы (Химические свойства кислот).
Модули подобного типа визуализируют (демонстрируют) учебные материалы, позволяют в режиме самостоятельной работы обучаемого повторить материал, который был дан в классе, и выучить домашнее задание. Также модули этого типа можно использовать на уроке при объяснении нового материала (с помощью интерактивной доски), закрепления предыдущего.
Слайд 12Практические ЭОР:
Практические работы (Разделение смеси растворимых и нерастворимых веществ);
Слайд 13Конструкторы молекул Конструирование молекул простых веществ с ковалентными связями);
Слайд 14Конструкторы анимаций
(Донорно-акцепторный механизм образования иона аммония)
Слайд 15Тренажеры (Химические свойства кислот).
Электронные модули практического типа позволяют организовать интерактивный диалог
между обучаемым и компьютером с целью закрепления полученных знаний, отработки умений в составлении химических уравнений реакций, построению пространственных форм молекул и т.д. Такие ресурсы вызывают хорошую мотивацию у обучаемых и это приводит к повышению интереса к изучаемому предмету.
Слайд 16Контрольные ЭОР:
тесты разного типа (Скорость химических реакций. Химическое равновесие).
Рисунок 9. Тест
на соответствие
Слайд 18
Применение ЦОРов на уроках химии:
усиливает восприятие нового материала,
облегчает его
усвоение и запоминание, воздействует сразу на несколько информационных каналов обучающегося,
способствует повышению познавательного интереса к химии, развитию желания и умения учиться,
даёт возможность осуществлять индивидуальный подход в обучении.
Слайд 19Цифровые образовательные ресурсы в виде интерактивных заданий или тестов, применяются на
уроке для закрепления усвоенных знаний.
Можно использовать на уроках и модули для коллективной работы. Коллекция модулей включает модели, тесты и задачи. Ресурсы предназначены для одновременной работы нескольких учащихся. Они позволяют не только изучать материал, но и формировать навыки совместной деятельности в соответствии с новыми Федеральными государственными образовательными стандартами. Так, например, модуль «Классификация химических реакций» включат модели приборов и веществ, необходимых для взаимодействия цинка с серной кислотой, инструкцию, указывающую порядок действий. Ученику предлагается провести взаимодействие между цинком, и соляной кислотой, выпарить часть раствора, сфотографировать результаты, записать наблюдения в лабораторный журнал путем ввода с клавиатуры уравнения химической реакции, выводов.
Слайд 20Уроки контроля знаний уже немыслимы без тестирования, которое стало неотъемлемой формой
подготовки к ГИА и ЕГЭ. Тестирование может проводиться в системе on-line (проводится на компьютере в интерактивном режиме, результат оценивается автоматически системой) и в режиме off- line
(оценку результатов осуществляет преподаватель с комментариями, работой над ошибкой).
Слайд 21Творчество — высшая форма деятельности ученика. Поэтому, для проведения уроков с
использованием ЦОР необходимо давать ученикам опережающие задания: изучить тему и составить презентацию, содержащую таблицы, рисунки, фотографии, опыты, интерактивные задания, используя Единую Коллекцию цифровых образовательных ресурсов. Таким образом, учащиеся имеют возможность выбрать любую тему по программе и создать презентацию самостоятельно или в паре по изученному на уроках химии материалу.
«Химические свойства спиртов»- 10 класс;
«Органические полимеры»-11 класс и др.
Слайд 22«Десять ступеней биомолекулярной грамотности»
Инновационные учебные материалы.
«Химия. 8-11 классы. Виртуальная лаборатория»
Виртуальная
лаборатория позволяет моделировать механизмы химических реакций, образования различных видов химической связи, использовать лабораторное оборудование, которого нет в школе. Также она помогает подготовиться к практической работе заранее или выполнить ее индивидуально в случае пропусков уроков.
«Биохимия» - данный ресурс содержит 13 уроков с контрольными заданиями,итоговую контрольную работу по курсу, набор методических материалов, демострационную версию и полную версию курса «Биохимия».
«История научного эксперимента» - данный ресурс содержит 60 описаний опытов по физике,
биологии, химии с интерактивными моделями и видеофрагментами; а также биографии ученых,
демонстрационную и полную версии курса «История научного эксперимента».
Слайд 23Неорганическая химия. Видеоопыты. - коллекция представляется полезной и для использования на
уроке, и для самостоятельной работы учащихся. Содержит опыты, которые сложно проводить в рамках урока из-за труднодоступности реактивов, трудоемкости выполнения или ввиду плохой воспроизводимости эксперимента. Просмотр опытов оставляет ощущение присутствия и дает полную картину происходящего. Полезны также текстовые аннотации с уравнениями реакции, которые прилагаются к каждому видеоопыту.
Неорганическая химия. Видеоопыт
Слайд 24Органическая химия. Видеоопыты. – коллекция содержит опыты, которые сложно проводить в
рамках урока из-за труднодоступности реактивов, трудоемкости выполнения или ввиду плохой воспроизводимости эксперимента. Просмотр опытов оставляет ощущение присутствия и дает полную картину происходящего. Полезны также текстовые аннотации с уравнениями реакции, которые прилагаются к каждому видеоопыту.
Слайд 25Основные характеристики ЭОР представленных коллекций :
Доступность:
большой объем мультимедийных ресурсов
размещены в свободном доступе
необходимость дополнительного программного обеспечения
Интерактивность :(интерактивные модели, интерактивные анимации, интерактивные упражнения)
Мультимедийность: (тексты, видео, аудио-сопровождение, анимация)
Вариативность.
Слайд 26
Эффективное внедрение ЦОР в учебный процесс возможно при сочетании их с
традиционными методами преподавания. Использование цифровых образовательных ресурсов в учебном процессе повышает результативность деятельности не только обучающихся, но и учителя, помогает расширить кругозор, как педагогов, так и учеников, способствует обмену мнениями и опытом с коллегами.
Слайд 27Использование ЦОР в образовательном процессе позволяет осуществлять системно-деятельностный подход в обучении,
а также сформировать информационно-коммуникативные компетенции учащихся и компетентности в сфере самостоятельной, познавательной деятельности учащихся, а именно:
- сделать урок более интересным, наглядным;
-индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения за счёт возможности изучения с индивидуальной скоростью усвоения материала;
- вовлечь учащихся в активную познавательную и исследовательскую деятельность;
- способствует стремлению учащихся реализовывать себя, проявлять свои возможности;
- работать в интерактивном режиме;
- визуализировать учебную информацию;
- визуализировать микромир, в том числе скрытый в реальном мире;
- осуществлять контроль, самоконтроль и самокоррекцию;
- проводить лабораторные и практические работы в условиях имитации
Слайд 28Посредственный учитель излагает,
Хороший учитель объясняет,
Выдающийся учитель показывает,
Великий учитель вдохновляет.
И.А.Уорд