Презентация, доклад по химии на тему Номенклатура органических соединений

Содержание

Слово «номенклатура» употребляется в двух значениях:1) Означает совокупность или перечень названий, терминов, употребляющихся в какой-либо отрасли науки, техники, искусстве.2) Это слово употребляется для обозначения круга должностных лиц, назначение и утверждение которых, относится к компетенции какого-либо вышестоящего

Слайд 1ГАПОУ НСО «БАРАБИНСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

Номенклатура органических соединений


Автор: Дъячук Л.В.

ГАПОУ НСО «БАРАБИНСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»Номенклатура органических соединенийАвтор: Дъячук Л.В.

Слайд 2Слово «номенклатура» употребляется в двух значениях:
1) Означает совокупность или перечень названий,

терминов, употребляющихся в какой-либо отрасли науки, техники, искусстве.
2) Это слово употребляется для обозначения круга должностных лиц, назначение и утверждение которых, относится к компетенции какого-либо вышестоящего органа. В этом значении данное слово используется в средствах массовой информации.

Слово «номенклатура» употребляется в двух значениях:1) Означает совокупность или перечень названий, терминов, употребляющихся в какой-либо отрасли науки,

Слайд 3Тривиальная номенклатура
Первая номенклатура возникла в начале развития органической химии, когда не

существовало классификации и теории строения органических соединений.
Органическим соединениям давали случайные названия по источнику получения (щавелевая кислота, яблочная кислота, ванилин), цвету или запаху (ароматические соединения), реже — по химическим свойствам (парафины)
Тривиальная номенклатураПервая номенклатура возникла в начале развития органической химии, когда не существовало классификации и теории строения органических

Слайд 4Многие такие названия часто применяются до сих пор. Например: мочевина, толуол,

ксилол, индиго, уксусная кислота, масляная кислота, валериановая кислота, гликоль, аланин и многие другие.  
Химики и сейчас редко называют ацетилен этином, муравьиную кислоту – метановой.

Многие такие названия часто применяются до сих пор. Например: мочевина, толуол, ксилол, индиго, уксусная кислота, масляная кислота,

Слайд 5Рациональная номенклатура
С накоплением экспериментального материала выяснилось, что многие вещества обладают похожими

свойствами, т.е. принадлежат к одной группе соединений.
На все вещества данного класса стали распространять название вещества, открытого первым. Так появились классы парафинов, олефинов, алкоголей, гликолей.
Рациональная номенклатураС накоплением экспериментального материала выяснилось, что многие вещества обладают похожими свойствами, т.е. принадлежат к одной группе

Слайд 6Чтобы подчеркнуть родственные связи таких веществ, стали использовать рациональную номенклатуру, согласно

которой соединение рассматривалось как производное наиболее типичного представителя класса:

НС≡СН-СН3 метилацетилен

СН3-СН=СН-СН3 симметричный диметилэтилен

Н2N-CH2-COOH аминоуксусная кислота


Чтобы подчеркнуть родственные связи таких веществ, стали использовать рациональную номенклатуру, согласно которой соединение рассматривалось как производное наиболее

Слайд 8номенклатура ИЮПАК – систематическая номенклатура
В настоящее время наиболее употребляемой является номенклатура,

разработанная Международным союзом теоретической и прикладной химии, которая называется номенклатурой ИЮПАК – систематическая номенклатура.

Номенклатура ИЮПАК достаточно проста и лаконична.
номенклатура ИЮПАК – систематическая номенклатура В настоящее время наиболее употребляемой является номенклатура, разработанная Международным союзом теоретической и

Слайд 9Чтобы уметь назвать любое соединение, нужно знать совсем немного: названия первых

представителей класса алканов, несколько простейших алкильных заместителей и суффиксы, определяющие принадлежность вещества к тому или иному классу.
Названия радикалов (алкильных заместителей) приведены в таблице:
Чтобы уметь назвать любое соединение, нужно знать совсем немного: названия первых представителей класса алканов, несколько простейших алкильных

Слайд 10Правила ИЮПАК рекомендуют для образования названия несколько принципов, один из которых

принцип замещения, на основе этого разработана заместительная номенклатура, которая является наиболее универсальной.

Правила ИЮПАК рекомендуют для образования названия несколько принципов, один из которых принцип замещения, на основе этого разработана

Слайд 11Основные положения заместительной номенклатуры
1. В основе названия соединения лежит родоначальная структура

– главная цепь ациклической молекулы (самая длинная цепочка атомов углерода), от этой части названия, по определённым правилам, строится название соединения, оно составляет основу названия, корень слова.
Пример:
СН3-СН-СН2-СН-СООН
׀ ׀
СН3 NH2
В данном случае родоначальной структурой является цепь из пяти атомов углерода, связанных одинарными связями, таким образом, корень слова – пентан.

Основные положения заместительной номенклатуры1. В основе названия соединения лежит родоначальная структура – главная цепь ациклической молекулы (самая

Слайд 122. Характеристические группы и заместители (структурные элементы) обозначаются приставками и суффиксами.
В

качестве заместителей могут выступать любые атомы или группы атомов, замещающие в исходном соединении атомы водорода.
В качестве приставок выступают углеводородные радикалы и нестаршие характеристические группы. В качестве суффиксов выступает только старшая характеристическая группа.

2. Характеристические группы и заместители (структурные элементы) обозначаются приставками и суффиксами.В качестве заместителей могут выступать любые атомы

Слайд 13Понятие «характеристическая группа» равнозначно понятию «функциональная группа». Галогены, нитрогруппа обозначаются только

в качестве приставок.
Характеристические группы подразделяются по старшинству
Порядок старшинства основных характеристических групп

- СООН > - СОН > - СО > - ОН > - NH2

Понятие «характеристическая группа» равнозначно понятию «функциональная группа». Галогены, нитрогруппа обозначаются только в качестве приставок. Характеристические группы подразделяются

Слайд 14Выявляют старшую характеристическую группу, которую обозначают в суффиксе. Все остальные заместители

называют приставками в алфавитном порядке
В вышеприведённом примере, старшей характеристической группой является карбоксильная группа (СООН), следовательно, соединение относится к группе карбоновых кислот, поэтому к коренной части названия добавляют –- овая кислота (пентановая кислота)
Второй по старшинству группой является аминогруппа (NH2), которая обозначается приставкой – амино.
Кроме этого молекула содержит углеводородный заместитель – метил, таким образом, основой названия является аминопентановая кислота.

СН3-СН-СН2-СН-СООН
׀ ׀
СН3 NH2

Выявляют старшую характеристическую группу, которую обозначают в суффиксе. Все остальные заместители называют приставками в алфавитном порядке В

Слайд 154. Атомы родоначальной структуры нумеруют, нумерацию начинают с того конца углеродной

цепи, к которой ближе расположена старшая характеристическая группа:
5 4 3 2 1
СН3-СН-СН2-СН-СООН
׀ ׀
СН3 NH2
Нумерация начинается с углерода, входящего в состав карбоксильной группы, ему присваивается №1.
Таким образом, получилось название:
2-амино-4-метилпентановая кислота

4. Атомы родоначальной структуры нумеруют, нумерацию начинают с того конца углеродной цепи, к которой ближе расположена старшая

Слайд 16Функциональные группы и их обозначения в названиях органических веществ

Функциональные группы и их обозначения в названиях органических веществ

Слайд 17Построение названия можно представить в виде схемы:

Название соединения =
приставка +

название родоначальной структуры + суффиксы

Построение названия можно представить в виде схемы:Название соединения = приставка + название родоначальной структуры + суффиксы

Слайд 18Этапы составления названия:
1) Выбор родоначальной структуры
2) Выбор старшей характеристической группы и

заместителей
3) Обозначение кратных связей
4) Нумерация атомов родоначальной структуры
5) Написание названия

Этапы составления названия:1) Выбор родоначальной структуры2) Выбор старшей характеристической группы и заместителей3) Обозначение кратных связей4) Нумерация атомов

Слайд 19Пример:
7 6 5

4 3 2 1
СН3 – СН2 – СН – СН2 – СН2 –СН2 – СН2 – ОН
׀
СН3
1) Выбирают самую длинную цепь атомов углерода: 7 атомов - гептан
2) Выбирают старшую характеристическую группу и заместителей: старшая характеристическая группа – спиртовая, обозначается суффиксом – ол, следовательно, корень слова – гептанол; заместитель – СН3 – метил, обозначается приставкой – метилгептанол
3) Кратных связей нет
4) Нумерацию начинают от старшей характеристической группы – ОН
5) Заместитель – метил находится под номером 5, гидроксогруппа находится при первом атоме углерода, следовательно окончательное название вещества – 5-метилгептанол-1.

Пример:7     6    5    4

Слайд 20Номенклатура ИЮПАК очень удобна для наименования веществ. Она достаточно проста, но

главное – однозначна. Любому веществу соответствует только одно название, и, наоборот, по систематическому названию можно написать единственно возможную формулу веществ.

Номенклатура ИЮПАК очень удобна для наименования веществ. Она достаточно проста, но главное – однозначна. Любому веществу соответствует

Слайд 21Задание для закрепления знаний
Задание 1.
Ответьте на вопросы устно:
1) Какие типы номенклатуры

органических веществ были рассмотрены на занятии? (1 балл за правильный ответ).
2) Какая номенклатура использована в названиях веществ – уксусная кислота, глицерин? (1 балл за правильный ответ).
3) Какая номенклатура рассматривает вещества как производные первого представителя данного класса? (1 балл за правильный ответ).
4) В чём преимущество использования номенклатуры ИЮПАК? (1 балл за правильный ответ).

Задание для закрепления знанийЗадание 1.Ответьте на вопросы устно:1) Какие типы номенклатуры органических веществ были рассмотрены на занятии?

Слайд 22Эталон ответов
1)Тривиальная, рациональная, международная номенклатура ИЮПАК.
2) Тривиальная номенклатура.
3) Рациональная номенклатура.
4) Она

однозначна, любому веществу соответствует одно название и наоборот.
Эталон ответов1)Тривиальная, рациональная, международная номенклатура ИЮПАК.2) Тривиальная номенклатура.3) Рациональная номенклатура.4) Она однозначна, любому веществу соответствует одно название

Слайд 23Задание 2.
Назовите соединения, формулы которых:
1. СН3-СН2-СН2-СН3
2. СН3-СН-СН2-СН3

׀
Cl
3. СН3-С≡СН
4. СН3-СН-СН2-СН3
׀
СН3
5. СН3-СН=С=СН2
6. СН3-СН-СН2-СН3
׀
ОН

Задание 2.Назовите соединения, формулы которых:1. СН3-СН2-СН2-СН32. СН3-СН-СН2-СН3       ׀

Слайд 24Эталон ответов:
1. бутан;
2. 2-хлорбутан;
3. пропин;
4. 2-метилбутан;
5. бутадиен -1,2;
6. бутанол-2.
(За каждый правильный

ответ – 1 балл)

Эталон ответов:1. бутан;2. 2-хлорбутан;3. пропин;4. 2-метилбутан;5. бутадиен -1,2;6. бутанол-2.(За каждый правильный ответ – 1 балл)

Слайд 25Задание 3.
Напишите структурные формулы соединений, названия которых:
1. пропен;
2. пентин – 1;
3.

пропанол – 1;
4. пропаналь.

Задание 3.Напишите структурные формулы соединений, названия которых:1. пропен;2. пентин – 1;3. пропанол – 1;4. пропаналь.

Слайд 26Эталон ответов:
1. СН3-СН=СН2;
2. СН≡С-СН2-СН2-СН3;
3. НО-СН2-СН2-СН3;
4. СН3-СН2-СОН
(За каждый правильный ответ – 1

балл)

Эталон ответов:1. СН3-СН=СН2;2. СН≡С-СН2-СН2-СН3;3. НО-СН2-СН2-СН3;4. СН3-СН2-СОН(За каждый правильный ответ – 1 балл)

Слайд 27Задание 4.
Установите соответствие между названием и формулами веществ:
Названия веществ

Формулы
А) бутанол – 1 1) СН≡С-СН2-СН3
Б) этаналь 2) НСООСН3
В) 2,4-диметилпентан 3) СН3СОН
Г) бутин-1 4) НСООН
5) СН3-СН2-СН2-СН2-ОН
6) СН3-СН-СН2-СН-СН3
׀ ׀
СН3 СН3

Задание 4.Установите соответствие между названием и формулами веществ:Названия веществ

Слайд 28Эталон ответов:
А – 5
Б – 3
В – 6
Г - 1
(За каждый

правильный ответ – 1 балл)

Эталон ответов:А – 5Б – 3В – 6Г - 1(За каждый правильный ответ – 1 балл)

Слайд 29Предварительный контроль новых знаний

Задание: выберите один правильный ответ
1. Укажите название для

вещества, формула которого –
СН3-СН2-СН-СН2-СН3
׀
С2Н5
А) 2 - метилпентан
Б) 3 - метилпентан
В) 3 – этилпентан
Г) 3 – этилбутан

Предварительный контроль новых знанийЗадание: выберите один правильный ответ1. Укажите название для вещества, формула которого –СН3-СН2-СН-СН2-СН3

Слайд 302. Укажите название для вещества, формула которого –
СН2=СН-СН2-СН2-СН=СН-СН2
А) гексадиен -1,5
Б) гептадиен

– 2,6
В) гептадиен – 1,5
Г) гептин – 1,5
2. Укажите название для вещества, формула которого –СН2=СН-СН2-СН2-СН=СН-СН2А) гексадиен -1,5Б) гептадиен – 2,6В) гептадиен – 1,5Г) гептин

Слайд 313. По какой номенклатуре дано название веществу:
СН3-СН2-СН3 – диметилметан
А) тривиальной
Б) систематической
В)

рациональной

3. По какой номенклатуре дано название веществу:СН3-СН2-СН3 – диметилметанА) тривиальнойБ) систематическойВ) рациональной

Слайд 324. Укажите формулу 3-метилбутанола-1, назовите все остальные вещества по международной номенклатуре IUPAC 
А) НО-СН2 - СН

(СН3) – СН2 - СН3 
Б) СН3 - СН2 - СН (СН3) – СН3
В) СН3 - СН (СН3) – СНОН - СН3 
Г) СН3 - СН (СН3) – СН2- СН2 – ОН

4. Укажите формулу 3-метилбутанола-1, назовите все остальные вещества по международной номенклатуре IUPAC А) НО-СН2 - СН (СН3) – СН2 - СН3 Б) СН3 - СН2 - СН

Слайд 335. Название вещества СН3 – СНОН – СН (СН3)- СН2 – СН3
А) 3-мелилбутанон-2 
Б)

3-мелилпентанол-2 
В) 3-метилпентанол-4 
Г) 2-метилбутаналь

5. Название вещества СН3 – СНОН – СН (СН3)- СН2 – СН3А) 3-мелилбутанон-2 Б) 3-мелилпентанол-2 В) 3-метилпентанол-4 Г) 2-метилбутаналь

Слайд 34Эталоны ответов:



4Г: А) 2 – метилбутанол – 2;
Б) 2 –

метилбутан;
В) 3 – метилбутанол – 2


Эталоны ответов:1В2В3Б4Г: А) 2 – метилбутанол – 2; Б) 2 – метилбутан; В) 3 – метилбутанол –

Слайд 35Задание для самостоятельной работы
1. Назовите по систематической номенклатуре вещества:
А) СН3-СН2-СН2-СН-СН-СН3

׀ ׀
СН3 СН3
 
Б) СН3-СН-СН2-СН2-СН3
׀
ОН
 
В) СН2=СН-СН2-СН2-СН2-СН3
 
Г) СН3-СН2-СН-СН2-СООН
׀
СН3

Задание для самостоятельной работы1. Назовите по систематической номенклатуре вещества:А) СН3-СН2-СН2-СН-СН-СН3

Слайд 362. Составьте формулы веществ по названиям:
А) 2,2-диметилгексан
Б) 2,3-диметилпентанол-2
В) 3-метилпентаналь
Г) бутановая кислота

2. Составьте формулы веществ по названиям:А) 2,2-диметилгексанБ) 2,3-диметилпентанол-2В) 3-метилпентанальГ) бутановая кислота

Слайд 37Список использованных источников
1. Габриелян, О. С. Химия. 10 класс: Настольная книга

для учителя [Текст]: пособие для учителя / О. С. Габриелян, И. Г. Остроумов; под ред. Н. В. Губина. – М.: Дрофа, 2010. – 480 с.
2. Габриелян, О.С. Химия. 10 класс. Углубленный уровень [Текст]: учебник/ О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов, С.Ю. Пономарёв; под. ред. Т.Д. Гамбурцева. – 5-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2017. – 368 с.
3. Ерохин, Ю.М. Химия [Текст]: учеб. для сред. проф. учеб. заведений / Ю.М. Ерохин; под ред. В.Н.Николаева. – 8-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 384 с.
4. Радецкий, А.М., Горшкова, В.П., Кругликова, Л.Н. Дидактический материал по химии для 10-11 классов [Текст]: пособие для учителя / под ред. Е.К. Липкина. – М.: Просвещение, 2008. – 79 с.
5. Яндекс картинки https://yandex.ru/images/search?textD0%B8%D0%B7%D0%BD%D0%B8&stype=image&lr=65&noreask=1&parent-reqid=1475903999184409-13365433093687541860103608-sfront6-016&source=wiz

Список использованных источников1. Габриелян, О. С. Химия. 10 класс: Настольная книга для учителя [Текст]: пособие для учителя

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть