Презентация, доклад по химии на тему Металлы и их соединения (9 класс)

Содержание

Цели урока: 1. В игровой форме обобщить полученные знания о металлах главных и побочных подгрупп и их соединениях, физических и химических свойствах, способах получения.

Слайд 1МЕТАЛЛЫ И ИХ СОЕДИНЕНИЯ
Урок по неорганической химии в 9 классе.


Автор: Гвоздева

Т.Л.,
учитель химии МБОУ СОШ №6
г. Озеры Московской области
МЕТАЛЛЫ И ИХ СОЕДИНЕНИЯУрок по неорганической химии в 9 классе.Автор: Гвоздева Т.Л., учитель химии МБОУ СОШ №6

Слайд 2Цели урока:
1. В игровой форме обобщить полученные знания о металлах главных

и побочных подгрупп и их соединениях, физических и химических свойствах, способах получения.
2. Закрепить умения и навыки в составлении уравнений реакций, отражающих химические свойства металлов; в решении экспериментальных и расчетных задач различного типа.
3. Способствовать развитию способности работать в группах, принимать чужое мнение и аргументировать своё, коммуникативной компетентности учащихся.
4. Привить интерес к химии, расширить знания о биологическом значении металлов, показать связь изучаемой темы с жизнью.
Цели урока: 1. В игровой форме обобщить полученные знания о металлах главных и побочных подгрупп и их

Слайд 3Задачи урока:
Образовательные:
Систематизировать знания учащихся о металлах, повторить свойства, присущие

металлам и их соединениям, дать представление о применении и биологической роли металлов.
Совершенствовать умения составлять уравнения химических реакций
Развивающие:
Способствовать продолжению развития устойчивого интереса к химической науке и практике.
Совершенствовать навыки химического эксперимента.
Способствовать развитию исследовательских навыков
Совершенствовать умения обобщать и делать выводы.
Воспитательные:
Выработать у учащихся аккуратность при работе с химическими реактивами.
Способствовать у учащихся воспитанию умения работать в коллективе.
Задачи урока: Образовательные: Систематизировать знания учащихся о металлах, повторить свойства, присущие металлам и их соединениям, дать представление

Слайд 4 «Металлов много есть, но дело не в количестве: В команде

работящей металлической Такие мастера, такие личности! Преуменьшать нам вовсе не пристало Заслуги безусловные металлов Пред египтянином, китайцем, древним греком И каждым современным человеком».
«Металлов много есть, но дело не в количестве:  В команде работящей металлической  Такие мастера,

Слайд 5Тема урока «Металлы и их соединения»

Тема урока  «Металлы и их соединения»

Слайд 6Эпиграф урока:
«Учиться, а время от времени повторять изученное, разве это не

приятно»?
Конфуций
Эпиграф урока:«Учиться, а время от времени повторять изученное, разве это не приятно»? Конфуций

Слайд 7Эпиграф урока
«Просто знать – еще не все, знания нужно уметь использовать»

(И.В.Гете)

Эпиграф урока«Просто знать – еще не все, знания нужно уметь использовать»

Слайд 8Этап I. РАЗМИНКА
Решите альтернативный тест – выбор правильного ответа из множества.

I

вариант выбирает правильные ответы для натрия,
II вариант - для алюминия


Этап I. РАЗМИНКАРешите альтернативный тест – выбор правильного ответа из множества.I вариант выбирает правильные ответы для натрия,

Слайд 91.Активный щелочной металл.
2.Амфотерный металл.
3.Мягкий металл, режется ножом.
4.На внешнем электронном уровне этого

металла 3 электрона.
5. Проявляет степень окисления +1.
6. Активно реагирует с водой при комнатной температуре.
7. Вступает в реакции при комнатной температуре после снятия защитной пленки.
8. При взаимодействии с кислородом образует пероксид.
9. Этот металл используют для восстановления металлов из их оксидов.
10. При взаимодействии с кислородом образует оксид.
11. Получают из бокситов и нефелинов.
12. Этот металл получают электролизом расплава его солей.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
1.Активный щелочной металл.	2.Амфотерный металл.3.Мягкий металл, режется ножом.4.На внешнем электронном уровне этого металла 3 электрона.5. Проявляет степень окисления

Слайд 10Взаимопроверка

Взаимопроверка

Слайд 11Этап II. Положение металлов в ПСХЭ Д.И.Менделеева

Этап II.  Положение металлов в ПСХЭ Д.И.Менделеева

Слайд 12




ВСПОМНИТЕ:
Как расположены металлы в ПСХЭ Д.И.Менделеева? Почему? Чем отличается строение

атомов металлов от строения атомов неметаллов?
ВСПОМНИТЕ:Как расположены металлы в ПСХЭ Д.И.Менделеева? Почему? Чем отличается строение атомов металлов от строения атомов неметаллов?

Слайд 13Этап III.
Строение атомов металлов
Составьте схемы строения электронных оболочек следующих атомов:

1 команда: а) натрия, магния, алюминия

2 команда: б) лития, натрия, калия

Чем они отличаются? В чем особенности их строения?
Какой из металлов в каждой группе наиболее активен? Почему?
Этап III. Строение атомов металловСоставьте схемы строения электронных оболочек следующих атомов: 1 команда: а) натрия, магния, алюминия2

Слайд 14ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ:
Строение атомов металлов
в периоде
Строение атомов металлов
в группе

+11



2
8
1
Na








+12
2
8
2
Mg
Al
+13
2
8
3












+3
+11
+19
Li
Na
K
2
1
2
8
1
2
8
8
1

ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ:Строение атомов металлов в периодеСтроение атомов металлов в группе+11281Na+12282MgAl+13283+3+11+19LiNaK212812881

Слайд 15Общий вывод о строении атомов металлов:
Для атомов металлов характерно небольшое

количество электронов на внешнем уровне (как правило, 1-3) и относительно большие атомные радиусы.
Общий вывод о строении атомов металлов: Для атомов металлов характерно небольшое количество электронов на внешнем уровне (как

Слайд 16Этап IV. Физические свойства металлов

Этап IV. Физические свойства металлов

Слайд 17Вспомните:
Каковы общие физические свойства металлов? Поясните эти свойства, основываясь на представлениях

о металлической связи.
Вспомните:Каковы общие физические свойства металлов? Поясните эти свойства, основываясь на представлениях о металлической связи.

Слайд 19Этап V.
Химические свойства металлов и их соединений

Этап V. Химические свойства металлов и их соединений

Слайд 20Вспомните:
Все реакции с участием металлов являются окислительно – восстановительными. Какова роль

металлов в ОВР? Почему?

Каковы химические свойства металлов? Перечислите, с какими веществами они взаимодействуют?

Почему разные металлы с одним и тем же веществом взаимодействуют по-разному?

Вспомните:Все реакции с участием металлов являются окислительно – восстановительными. Какова роль металлов в ОВР? Почему?Каковы химические свойства

Слайд 21Положение металлов в электрохимическом ряду напряжений металлов

Положение металлов  в электрохимическом ряду напряжений металлов

Слайд 22Тест «Химические свойства металлов»
ВАРИАНТ 1
1. С водой с образованием растворимого гидроксида

взаимодействует:
а) К; б) Zn; в) Pb; г) Ag.
2. Какой из металлов энергичнее реагирует с кислородом:
а) Fe; б) Hg; в) Ag; г) Cu.
3. С соляной кислотой не будет взаимодействовать:
а) Fe; б) Al; в) Zn; г) Сu
4. С водным раствором хлорида меди (II) взаимодействует:
а) Ag; б) Au; в) Zn; г) Hg


ВАРИАНТ 2

1. При горении натрия на воздухе образуется:
а) Na2O; б) Na2O2; в) NaO2; г) NaОН.
2. С водным раствором сульфата железа (II) не взаимодействует :
а) Mg; б) Cu; в) Al; г) Zn
3. С соляной кислотой энергичнее всех будет взаимодействовать:
а) Al; б) Pb; в) Mg; г) Fe
4. С водным раствором гидроксида натрия взаимодействует:
а) Cu; б) Ca; в) Mg; г) Al.

Тест «Химические свойства металлов»ВАРИАНТ 11. С водой с образованием растворимого гидроксида взаимодействует:а) К; б) Zn; в) Pb;

Слайд 23Тест «Химические свойства металлов»

Тест «Химические свойства металлов»

Слайд 24ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Слайд 25СОСТАВЬТЕ И РЕШИТЕ ЦЕПОЧКУ ПРЕВРАЩЕНИЙ

СОСТАВЬТЕ И РЕШИТЕ ЦЕПОЧКУ ПРЕВРАЩЕНИЙ

Слайд 26Команда 1
Сu → CuO → CuSO4 → Cu(OH)2 → CuO →

Cu


Команда 2
Mg → MgCl2 → Mg(OH)2 → MgSO4 → MgCO3 → MgO

Для 5 реакции - расставьте коэффициенты методом электронного баланса, укажите окислитель и восстановитель. ( + еще 1 балл)
Для 3 реакции – запишите полное и сокращенное ионное уравнение реакции. (+ еще 1 балл)


Для 1 реакции - расставьте коэффициенты методом электронного баланса, укажите окислитель и восстановитель. ( + еще 1 балл)
Для 2 реакции – запишите полное и сокращенное ионное уравнение реакции. ( + еще 1 балл)

Команда 1Сu → CuO → CuSO4 → Cu(OH)2 → CuO → CuКоманда 2Mg → MgCl2 → Mg(OH)2

Слайд 27Проверьте себя:

Проверьте себя:

Слайд 28Проверьте себя:



Проверьте себя:

Слайд 29Этап VI.
Конкурс капитанов
«ОЧУМЕЛЫЕ РУЧКИ»

Этап VI. Конкурс капитанов«ОЧУМЕЛЫЕ РУЧКИ»

Слайд 30Задание проделайте химические реакции, подтверждающие качественный состав следующих соединений: Капитан команды 1

– хлорида железа (III) FeCl3 Капитан команды 2 – сульфата алюминия Al2(SO4)3 Запишите соответствующие уравнения реакций в молекулярном виде.
Задание  проделайте химические реакции, подтверждающие качественный состав следующих соединений:  Капитан команды 1 – хлорида железа

Слайд 31Химические свойства соединений металлов
Вспомните правила Т/Б!

Химические свойства соединений металловВспомните правила Т/Б!

Слайд 32Конкурс «Вопрос-ответ»

Конкурс  «Вопрос-ответ»

Слайд 33Вопрос 1. В какой металл упаковывают еду для космонавтов и

конфеты для сладкоежек?
Вопрос 1.  В какой металл упаковывают еду для космонавтов и конфеты для сладкоежек?

Слайд 34Вопрос 2. На долю этого металла приходится более 1,5% от массы

тела человека. 98% его содержится в костях скелета. Однако, он не только делает наши кости крепче, но и способствует работе нервной системы. Здоровый человек должен получать в день 1,5 г его. Что это за металл?
Вопрос 2. На долю этого металла приходится более 1,5% от массы тела человека. 98% его содержится в

Слайд 35Вопрос 3. Горькая или английская соль, в состав которой входит этот

металл, используется в медицине в качестве слабительного, содержится в морской воде и придает ей горький вкус. Что это за металл?
Вопрос 3. Горькая или английская соль, в состав которой входит этот металл, используется в медицине в качестве

Слайд 36Вопрос 4. Важнейшая соль, из которой многочисленные морские животные (моллюски,

раки, простейшие) строят покровы своего тела – разнообразные по форме, многоцветные по окраске раковины.
Вопрос 4.  Важнейшая соль, из которой многочисленные морские животные (моллюски, раки, простейшие) строят покровы своего тела

Слайд 37Вопрос 5. Академик А.Е.Ферсман писал, что при отсутствии этого металла «…

на улицах стоял бы ужас разрушения: ни рельсов, ни вагонов, и автомобилей, камни мостовой превращаются в труху, растения начинают чахнуть. Впрочем, человек бы этого не заметил, т.к., лишившись 3г этого металла, он бы моментально умер» Что это за металл?
Вопрос 5. Академик А.Е.Ферсман писал, что при отсутствии этого металла «… на улицах стоял бы ужас разрушения:

Слайд 38Вопрос 6. Этот металл входит в состав гипса, который используется в

медицине для наложения неподвижных гипсовых повязок и в зубоврачебной технике для получения слепков полости рта. О каком металле идет речь?
Вопрос 6. Этот металл входит в состав гипса, который используется в медицине для наложения неподвижных гипсовых повязок

Слайд 39Вопрос 7. Я не менее красивый металл, чем золото. Мой род

очень древний, ему примерно 7 тысяч лет. С моей помощью 5 тыс. лет назад соорудили 147 метровую пирамиду Хеопса. Из меня изготовили щит герою Троянской войны Ахиллу. Я очень музыкальный металл, у меня прекрасный голос. Я умею исцелять, без меня у человека развивается малокровие, слабость. Кто я?
Вопрос 7. Я не менее красивый металл, чем золото. Мой род очень древний, ему примерно 7 тысяч

Слайд 40Вопрос 8. При недостатке этого металла нарушается обмен веществ у растений

и животных, снижается интенсивность фотосинтеза растений, а это ведет к понижению содержания крахмала и сахара в зерне и корнеплодах. Поэтому его соли широко используются в сельском хозяйстве в качестве удобрений. Что это за металл?
Вопрос 8. При недостатке этого металла нарушается обмен веществ у растений и животных, снижается интенсивность фотосинтеза растений,

Слайд 41Вопрос 9. Этот металл входит в состав физиологического раствора и питьевой

соды, которые широко используются в медицине.
Вопрос 9. Этот металл входит в состав физиологического раствора и питьевой соды, которые широко используются в медицине.

Слайд 42Вопрос 10. Этот металл может исцелять. Если хранить воду в сосудах,

изготовленных из этого металла, или просто в контакте с изделиями, то мельчайшие частички этого металла переходят в раствор и убивают микроорганизмы и бактерии. Такая вода долго не портится и не "зацветает". О каком металле идет речь?
Вопрос 10. Этот металл может исцелять. Если хранить воду в сосудах, изготовленных из этого металла, или просто

Слайд 43Вопрос 11. Этот элемент является самым распространенным ионом плазмы – жидкой

части крови. На долю этого элемента приходится основная доля в создании осмотического давления плазмы.
Вопрос 11. Этот элемент является самым распространенным ионом плазмы – жидкой части крови. На долю этого элемента

Слайд 44Вопрос 12. Без хлорофилла не было бы жизни, а без этого

металла – хлорофилла, ведь в нем содержится 2% этого элемента. Общее количество этого металла в хлорофилле всех растений Земли составляет 100 млрд.т. Что это за металл?
Вопрос 12. Без хлорофилла не было бы жизни, а без этого металла – хлорофилла, ведь в нем

Слайд 45Вопрос 13. Соединение, представляющее собой сульфат металла, помогает обнаруживать детали конструктора

«Лего», если их проглатывают дети. Какой металл входит в состав соли?
Вопрос 13. Соединение, представляющее собой сульфат металла, помогает обнаруживать детали конструктора «Лего», если их проглатывают дети. Какой

Слайд 46Вопрос 14. Этот элемент входит в состав многих ферментов, оказывает стимулирующее

действие на процесс полового созревания, образования костей, распада жировой ткани. 

Вопрос 14. Этот элемент входит в состав многих ферментов, оказывает стимулирующее действие на процесс полового созревания, образования

Слайд 47ПРОВЕРИМ КАПИТАНОВ

ПРОВЕРИМ КАПИТАНОВ

Слайд 48реакции, подтверждающие наличие иона Al 3+ - взаимодействие сульфата алюминия с

водным раствором щелочи - сначала наблюдается выпадение серо-белого осадка гидроксида алюминия, а затем его растворение при дальнейшем добавлении избытка щелочи:
Al2(SO4)3 + 6NaOH = 2Al(OH)3 + 3Na2SO4

Al(OH)3 + NaOH = NaAlO2 + 2H2O
2) реакции, подтверждающие наличие иона SO42- - взаимодействие сульфата алюминия с водным раствором хлорида бария:

Al2(SO4)3 + 3BaCl2 = 2AlCl3 + 3BaSO4
(выпадение белого осадка)



реакции, подтверждающие наличие иона Al 3+ - взаимодействие сульфата алюминия с водным раствором щелочи - сначала наблюдается

Слайд 49реакции, подтверждающие наличие иона Fe 3+ - взаимодействие хлорида железа (III)

с роданидом калия KNCS или роданидом аммония NH4NCS:
FeCl3 + 3KNCS = Fe(NCS)3 + 3KCl
(Кроваво-красное окрашивание)
(можно вместо роданида калия или аммония взять желтую кровяную соль К4(Fe(CN)6):

3К4(Fe(CN)6) + 4 FeCl3 = Fe4(Fe(CN)6)3 +6KCl (темно-синий осадок – берлинская лазурь)

А можно – с водным раствором щелочи:

FeCl3 + 3NaOH = Fe(OH)3 + 3NaCl (Бурый осадок)



реакции, подтверждающие наличие иона Fe 3+ - взаимодействие хлорида железа (III) с роданидом калия KNCS или роданидом

Слайд 50
2) реакции, подтверждающие наличие иона Cl- - взаимодействие хлорида железа (III)

с водным раствором нитрата серебра AgNO3:

FeCl3 + 3AgNO3 = Fe(NO3)3 + 3AgCl

(белый творожистый осадок)


2) реакции, подтверждающие наличие иона Cl- - взаимодействие хлорида железа (III) с водным раствором нитрата серебра AgNO3:FeCl3

Слайд 51V. Домашнее задание.
Повторить параграфы 4- 13

V. Домашнее задание.Повторить параграфы 4- 13

Слайд 52Продолжи любую фразу:
1) Сегодня мне захотелось ...
2) Самым интересным на уроке было...
3)

Сегодня на уроке я почувствовал…
4) Сегодня я понял...
5) Теперь я могу ...
6) Сегодня я задумался....
7) Было трудно …
8) Меня удивило …
9) Я выполнял задания …

Продолжи любую фразу:1) Сегодня мне захотелось ...2) Самым интересным на уроке было...3) Сегодня на уроке я почувствовал…4) Сегодня

Слайд 53Подведение итогов. Уровень усвоения темы:
1) Легко справился с заданиями. К контрольной

работе готов!
2) Иногда испытывал затруднения. Необходимо повторить некоторые вопросы темы.
3) С большей частью заданий не справился. Перед контрольной работой нужно хорошо повторить всю тему.
Подведение итогов. Уровень усвоения темы:1) Легко справился с заданиями. К контрольной работе готов!2) Иногда испытывал затруднения. Необходимо повторить

Слайд 54СПАСИБО ВСЕМ ЗА УРОК!

СПАСИБО ВСЕМ ЗА УРОК!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть