Слайд 1Использование химических задач в формировании культуры здорового образа жизни
Учитель химии МБОУ
СОШ №7 им. Героя России Марка Евтюхина ЗАТО г. Североморск Иванова Е.А.
Слайд 2Введение.
Здоровьесбережение – важнейшая составляющая деятельности каждого учителя,
обусловленная общественным характером проблемы здоровья учащих-ся: здоровье нации и общества опреде-ляется здоровьем подрастающего поколения. Здоровье детей и подростков в значительной степени формируется под влиянием факторов среды обитания и жизнедеятельности.
Слайд 3Для школьников частью такой среды становится школа, поэтому условия обучения оказывают
существенное влияние на состояние здоровья детей, и в наших силах добиться их изменения к лучшему. Методически грамотно организованный процесс обучения каждого предмета, в том числе и химии, способствует становлению у учащихся культуры здорового и безопасного образа жизни.
Слайд 4Выделю направления работы учителя химии по сохранению здоровья учащихся.
1.Анализ и создание
соответствующих санитарно-гигиенических условий обучения в кабинете химии, основанных на требованиях СанПиН. 2.Соблюдение комплекса условий (организационных, психолого-педагогических, методических) проведения урока в режиме энергосбережения.
Слайд 53. Мотивация на здоровый и безопасный образ жизни с использованием всех
форм организации образовательного процесса, обучению заботе о своем здоровье, что предполагает включение соответствующего материала в предметное содержание урока, обучение учащихся различным методам снятия усталости, напряжения и стресса.
Слайд 6Остановимся подробно на третьем направлении.
Химия как учебный предмет имеет
весьма широкие и разнообразные возможности для формирования у учащихся культуры здорового и безопасного образа жизни. Так, учителя химии обучают школьников правилам безопасности при работе в кабинете химии, говорят о превращениях веществ в природе и в организме человека, раскрывая их роль в протекании процессов жизнедеятельности.
Слайд 7 Уже на первоначальных этапах обучения можно вводить в предлагаемые
учащимся задания сведения о влиянии веществ и окружающей среды в целом на организм человека, указав, что при изучении химии мы будем обращать внимание на воспитание культуры здорового и безопасного образа жизни. Приведу примеры.
Слайд 81.Из приведенного ниже перечня выпишите отдельно названия веществ и названия тел,
соблюдая порядок, в котором они написаны: свинец, брошь, ерш (для мытья посуды), олово, кислород, ручка, ртуть, альбом, нож, алюминий, тальк, жетон, еженедельник. Составив слово из первых букв названий веществ, вы узнаете, кто являетсяавтором высказывания: «Здоровье – это не все, но все без здоровья – ничто». А из первых букв названий тел – автора высказывания: «Здоровье – гонорар мудрых». (Ответ: СОКРАТ и П. БЕРАНЖЕ).
Слайд 92. Укажите, где о кислороде говорится как об элементе, а где,
как о простом веществе: а. Кислород используется в дыхательных апппратах для летчиков, водолазах, в медицине; б. Кислород, водород и углерод входит в состав молекул сахара, крахмала; в. Свежий воздух после грозы содержит озон, молекулы которого состоят из атомов кислорода. Озоновый слой поглащает избыток ультрафиоле-товых лучей, вредно влияющих на все живое. г. В воздухе содержится 21% кислорода, при снижении его содржания до 14% появляются признаки кислородного голодания, а при снижении до 9% создается угроза для жизни.
Слайд 103.Для консервирования продуктов часто используют уксусную кислоту. Возможно ли хранение консервированных
продуктах в оцинкованной или алюминиевой посуде? Ответ подтвердите опытами.
Слайд 11 Введение компонента, связанного со здоровьесбережением, возможно и в условия
расчетных задач. 4. Определите количество вещества углекислого газа, занимающего объем 134,4 л (н.у). Найдя искомую величину вы узнаете сколько минут жизни забирает 1 выкуренная сигарета.
Слайд 125. Определите количество вещества углекислого газа, занимающего объем 134,4 л (н.у).
Найдя искомую величину вы узнаете сколько минут жизни забирает 1 выкуренная сигарета. 6. Определите количество вещества аммиака, занимающего объем 52 л(н.у.). Найдя искомую величину вы узнаете, массу (мг) сильного яда – никотина – в одной сигарете. Ответ: 39.1 г.
Слайд 137. Амфотерный гидроксид алюминия входит в состав адсорбирующего и обволакивающего средства,
применяемого при язвенной болезни желудка и гастрите. Из предложенных реактивов (гидроксид калия, хлорид алюминия, серная кислота, нитрат калия) выберите те, которые необходимы для получения гидроксида алюминия, а также реактивы, позволяющие подтвердить его амфотерный характер. Приведите химические реакции.
Слайд 14«Домашние» задачи
8. Какие вещества, находящиеся в домашней аптечке, как дезинфицирующие
препараты, можно использовать для получения кислорода. Запишите уравнения химических реакций и условия их проведения.
Слайд 159. Содержание химических элементов в организме человека (по массе %) О
– 63%, С – 21%, Н – 10%, N – 3%, Ca – 2%, P – 1%, K – 0,27%, S – 0,16 %, Na – 0,10 %, Cl – 0,08 %, металлы составляют 3% массы. Вычислить массу каждого химического элемента в вашем организме.
Слайд 16Задачи можно:
1. предложить учащимся как химическую разминку в начале урока
2. при
закреплении нового материала
3. как домашнее задание
Слайд 174. как дополнительное задание во время контрольной работы
5. как творческое задание
по самостоятельному составлению задач
6. или предложить подобрать к математическим расчетам материал по здоровьесбережению
Слайд 18Заключение
Приведенные примеры наглядно иллюстрируют неограниченные возможности, которые предоставляются учителю химии для
формирования у учащихся культуры здорового и безопасного образа жизни.
Слайд 19Литература:
1.Чекмарева А.М. Использование химических задач в формировании здорового образа жизни//Химия
в школе. – 2017. - №1.
2. Андреева И.Г. Формирование культуры здоровья средствами учебного предмета// Химия в школе. – 2017. - №2.