Слайд 1Инновационные технологии В Химии
Индустриально-педагогический колледж
Голикова А.П.
2015г.
Слайд 2
.
Послушай - и ты узнаешь,
Посмотри - и ты поймёшь,
Сделай - и
ты научишься
Зачем мне это надо?
такое сегодня инновационное образование — это развивающее и развивающееся образование. В этой технологии могут реализовываться как уже известные и зарекомендовавшие себя приемы, так и новые. Это - самостоятельная работа с помощью учебной книги, игра, оформление и защита проектов, система «консультант», групповые, дифференцированные способы обучения - система «малых групп», методы: «Цветок подсолнуха», «Фишбоун», «Круговерть», «Кластер», уравнения реакций и др. Обычно на практике применяются различные комбинации этих приемов. Наиболее положительный эффект достигается при изучении тем: « Металлы» и «Неметаллы» в 9-х и 11-х классах. Каждый этап урока отслеживается и проводится контроль знаний учащихся разных групп на предмет успешности в обучении и определения школьной мотивации. Задача учителя состоит в том, чтобы дать каждому ученику возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя. Учитель-это организатор самостоятельного учебного познания.
Слайд 4Цели и задачи
Раскрыть сущность условий, при
которых создается возможность достижения успеха в деятельности как одной личности, так и коллектива в целом.
а) Обучающая: организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению и запоминанию новых знаний;
б) Развивающая: продолжить формирование выделять главное, развивать умение наблюдать, сравнивать, делать выводы, совершенствовать умение высказывать и обосновывать суждения; развивать навыки работы в группах.
в) Воспитательная: показать учащимся значение теоретических знаний для объяснения химических явлений, раскрыть учащимся важные области применения знаний, ознакомление учащихся с основными закономерностями протекания химических реакций, воспитывать у учащихся чувства коллективизма, толерантности.
Слайд 5Актуальность
Успех в учении – один из источников внутренних сил школьника, рождающий
энергию для преодоления трудностей, желание учиться. Любое открытие, пусть самое маленькое, сделанное при решении даже самой простой задачи, сродни большому открытию ученого. Тем самым у ребенка пробуждается желание совершать новые открытия, самостоятельно добиваться каких–то успехов.
Слайд 6Тема: Изучение темы «Кремний и его свойства
Учитель разъясняет: элемент
кремний находится в главной подгруппе IVгруппе ПСХЭ Д.И.Менделеева. В этой группе находится ещё четыре элементаC–углерод, Gе-германий, Sn-олово, Pb-cвинец. Среди элементов IV группы немаловажное значение имеет кремний. Чтобы начать работу по изучению этого элемента необходимо сначала начертить технологическую карту.
Кремень –камень
1824г.Я. Берцелиус
Слайд 7Технологическая карта кремния
Кремний в природе.
Положение в периодической системе.
Физические свойства.
Химические свойства.
Открытие
кремния.Получение
Применение.
Слайд 8Ход урока
После разъяснения учителя ученики разделяются на 6 групп.
Учащимся
объясняется цель урока.
Раздаются вопросы представителям групп.
Объясняется ход урока.
Даётся время для подготовки ответа.
Ученики самостоятельно читают текст темы, и они должны заранее принести новый материал по новой теме. Для каждой группы на столе заготовки бумаги для подсолнуха, фломастер, раздаточный материал. Даётся время для подготовки ответа.
Слайд 9Вопросы группам
Вопрос №1. Кремний в природе. Опишите по методу «Цветок подсолнуха».
Вопрос №2. Какое положение кремния в периодической системе? По методу «Цветок подсолнуха».
Вопрос№3. Физические свойства кремния, используя метод «Кластера»
Вопрос№4. Химические свойства кремния, используя метод «Фишбоун»
Вопров№5. Открытие кремния. Получение,
используя метод «Круговерть».
Вопрос№6. Применение кремния ,используя метод «Кластера»
Слайд 10Правила работы в группах
При обучении элемента алюминия надо знать
Каждой группе даётся вопрос ,получив его, представитель группы пишет по одному ответу и передает вопросы следующей группе. После истечения времени ,группы учеников начинают презентацию по методу «Круговерть». Ученики сами себя проверяют во время ответа и сами могут оценивать друг друга за правильный ответ. Ответы на 1 вопрос оформляются на лепестках, так создаётся цветок подсолнуха.
1гр.-ответ: нахождение кремния в природе,
2гр.-ответ :положение в периодической системе,
3гр.-ответ: физические свойства,
4гр.-ответ: химические свойства,
5гр.-ответ:открытие кремния,получение,
6гр.- ответ: применение кремния.
Слайд 11Кремний в природе
Кремний встречается в природе в виде соединений:
Кремнезем:
песок
Каолинит ( полевой шпат ):
Ортоглаз:
Кремний – второй элемент после кислорода по распространённости в земной коре
Слайд 12Положение химического элемента кремния в периодической системе
Каждая группа
пишет по 2 ответа:
1гр.- химический знак Si, 3 период, IV гл. п/гр.
2гр.- 3 ряд, неметалл.
3гр- «-4,0,+4»- степени окисления,№14
4гр- атомная масса-28, SiO2-кислород. соединени-
5гр- водородн соед – SiH4, атом.строен. +) 2 ) 6)4
6гр- p =+14 e = - 13 n = 14, эл.конф.1S22S2 2P6 3S2 3p2
Слайд 13Физические свойства кремния
1гр. Различают амфорный и кристаллический кремний,
2гр. Кристаллический кремний –
тёмно – серое с металлическим блеском тугоплавкое,(температура плавления 1400 градусов), хрупкое кристаллическое вещество
3гр. Амфорный кремний – белый или бурый порошок, более реакционноспособный
4гр.Полупроводник ,кристал.решетка атомная
5гр. плавится 14150С
6гр. Кипит при 2349 0С
Слайд 14Химические свойства алюминия по методу «Скелет рыбы или Фишбоун»
Si + O2=SiO2
Si
+ F2=SiF4(комн.т)
Si +C= Si(карборунд)
3Si+2 N2= Si3N4
Si(аморф)+2NaOH(гор)+ H2O=Na2SiO3+2H2
Si + 2Сa(Mg)= Ca2Si (Mg2 Si)
Слайд 15Открытие кремния и получение
1.SiO2 +2C= 2CO+ Si(высокая тем.,пром.)
2.SiF4 =Si+ 2H2
3. SiCl4+2
Zn =2ZnCl2 +Si
4. SiO2+ 2Mg= 2MgO+Si (или)
3SiO2+ 4Al=2 Al 2O3+ 3 Si (лабор)
1811 год Франция Ж.Л. Гей-Люссак и Л.Ж. Тенар- получили буро-коричневое вещество кремний
1824 год И. Берцелиус Швеция получил и доказал кремний
Слайд 16Применение кремния по методу «Кластер»
1гр. Полупроводниковый материал
2гр. В производстве сплавов
3гр. Микроэлектроника
4гр.Основа
силиконов
5гр. Соединения –стекло, цемент, фаянс
6гр. Солнечные батареи
Слайд 17Проверка работы групп
Обсуждение вопросов урока, рекомендации учителя по вопросам,
вызвавшие затруднения у учащихся( в течении урока).Самооценка и оценка работы групп(в конце урока)
Шкала самооценки
Слайд 18Рефлексия – одним словом
Учащимся необходимо выбрать 3 слова из 12, которые
наиболее точно передают их состояние на уроке:
Раздражение
Злость
Радость
Равнодушие.
Удовлетворение
Вдохновение
Скука.
Тревога.
Покой.
Уверенность
Неуверенность.
Наслаждение.
Слайд 19Творческое задание
Задача 1. Назовите этот элемент по следующим данным: название его
на русском языке означает «утес, скала»; это самый распространенный после кислорода элемент в земной коре (26% по массе); главный элемент в царстве минералов и горных пород; никогда не встречается в чистом виде.
Задача 2. Этот элемент образует кислородное соединение, составляющее главную часть песка и глины. Оксид очень твердый, тугоплавкий, единственный из кислотных оксидов, не взаимодействующих с водой: действительно, реки веками текут по руслу из песка, не растворяя его. Из него состоит минерал кремнезем, из которого первобытные люди изготавливали топор. Определите молекулярную формулу этого оксида по данным: относительная молекулярная масса вещества равна 60, а массовая доля кислорода составляет 53,3 %.
Слайд 20Ответы к творческому заданию
Этот элемент – кремний (Si)
Массовая доля элемента =
100% - 53,3% =46,6%. Масса кислорода = (53,3% 60)/100% =32, следовательно 2 атома кислорода;Масса неизвестного элемента = (46,6%60)/ 100% = 28, это масса 1 атома кремния. Формула вещества SiO2