Слайд 1Характеристика химического элемента-металла на основании его положения в ПСХЭ Д.И.Менделеева
Выполнила:
учитель
химии
МБОУ СОШ № 41 г. Владикавказа
Сологуб Л.П.
Слайд 2Цели урока
Дать план общей характеристики хим. Элемента по его положению в
ПСХЭ
Повторить строение атома, типы хим. связи, классификацию неорганических веществ и их свойства в свете ТЭД и ОВР, генетическую связь между классами неорганических веществ
Познакомить учащихся с задачами на выход продукта реакции
Слайд 3План характеристики ХЭ по его положению в ПСХЭ
Адрес ХЭ
Строение атома, проявляемые
свойства, сравнение с соседними элементами
Физические свойства простого вещества
Оксид, образуемый этим ХЭ и его свойства, тип и схема хим. связи
Гидроксид, образуемый этим ХЭ, его свойства, тип связи
Водородное соединение, его свойства
Соли и их свойства
Слайд 4Дадим характеристику элемента ЛИТИЯ
Порядковый номер 3, 2 период (малый), 1 группа,
главная подгруппа (IA)
+ 3
Металлический элемент Li0 – 1 e Li +
Восстановитель окисление
2 1
n = 2
n = 1
S
S
p
1S 2 2 S 1
+
S
Li .
Слайд 5Сравним свойства атома лития с соседними ХЭ по группе и периоду
В
группе : Литий - Натрий
На внешней оболочке – по 1 электрону (сходство)
Количество оболочек: у натрия на 1 оболочку больше, следовательно, радиус атома натрия больше, чем у лития, металлические и восстановительные свойства натрия сильнее
В периоде: Литий – Бериллий
Количество оболочек – по 2 (сходство)
Количество внешних электронов: у лития 1e, а у натрия – 2 e, следовательно, радиус атома лития больше, чем у бериллия, металлические и восстановительные свойства лития сильнее
Слайд 6Литий – простое вещество
Щелочной металл серебристого цвета, очень легкий, хранится под
слоем керосина, не встречается в природе в свободном виде, малиновый цвет пламени
Т пл. = 180,60, Т кип. = 13420, плотность 0,534 г/ cм3
Металлическая кристаллическая решетка
Металлическая хим. связь
Li0 – 1 e Li +
атом ион
Электропроводность, теплопроводность, ковкость, пластичность, металлический блеск, режется ножом, но на срезе быстро окисляется и темнеет из-за своей активности
Химические свойства: реагирует с водой и неметаллами (кислородом, азотом, галогенами, водородом и др.) – составить уравнения реакций
Слайд 7Оксид лития – Li2O
Солеобразующий, основный
Ионная связь (записать схему образования связи)
Белый цвет
Химические
свойства:
Запишите реакции оксида лития с водой, оксидом углерода (IV), соляной кислотой
Получение: Li2O2 + 2 Li = 2 Li2O
пероксид лития оксид лития
Слайд 8Гидроксид лития - LiOH
Li+ - OH-
ионная связь
Li+ - простой ион,
OH- - сложный ион
OH- - КПС
Белый гигроскопичный порошок, мылкий на ощупь, едкий
Химические свойства: запишите реакции гидроксида лития с серной кислотой, сульфатом меди (II), оксидом углерода (IV), исключение – разложение при нагревании
Получение: электролиз расплавов галогенсодержащих солей
2 LiCl 2 Li + Cl2
Слайд 9Водородное соединение – LiH гидрид лития
Твердый
Белый
Гигроскопичен
Используется как восстановитель
Cоли лития
Проверить растворимость солей
лития в воде по таблице растворимости
Слайд 10Открытие лития
А.Арфведсон, 1817 г. – признал литий новым щелочным металлом
Впервые выделен
из слоистого силикатного минерала петалита LiAlSi4O10
Название – от греческого «камень»
Г.Дэви, 1818 г., электролиз расплавленного оксида лития
Слайд 11Генетический ряд металла
Вспомните признаки генетического ряда:
Один и тот же химический элемент-металл
Разные
формы существования этого элемента-металла (простое вещество-оксид-основание-соль)
Взаимопревращения веществ разных классов
Слайд 12Генетический ряд металла лития
Li ? Li2O ? LiOH ? LiCl,
Li2SO4,
LiNO3
Задание: осуществить цепочку превращений (составить уравнения реакций)
Слайд 13Задачи на примеси и выход продукта реакции
Найдите объем углекислого газа (н.у.),
который можно получить взаимодействием 250 г известняка, содержащего 20% примесей, с избытком азотной кислоты.
Можно ли получить весь 100%-ный объем?
Найти объем углекислого газа, если выход газа составил 75% от теоретически возможного.
Слайд 14Запомните формулы!
η – выход продукта
m пр. V пр.
η = ----- = -------
m теор. V теор.
Слайд 15Домашнее задание
§ 1, упражнения
Решить задачу.
При взаимодействии 800 мг 30%-ного раствора едкого
натра с избытком раствора медного купороса (сульфата меди (II)) было получено 196 мг осадка. Каков его выход в % от теоретически возможного?