Слайд 1 Учебная ситуация
как способ реализации деятельностного подхода
Садовская
Тамара Николаевна
читель химии МБОУ СОШ №26 г. Южно- Сахалинска, высшая квалификационная категория
Слайд 2 В логике системно-деятельностного подхода ведущей категорией при организации образовательного
процесса становится учебная ситуация(игровая, трудовая, исследовательская и проектная)
Слайд 3Что такое деятельностный урок?
Урок, позволяющий организовать обучение на основе
«УЧЕБНЫХ СИТУАЦИЙ»
Слайд 4Учебная ситуация
это такая особая единица учебного процесса,
в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его, например, переформулируют, или предлагают свое описание и т.д., частично – запоминают.
Слайд 5Учебная ситуация является особой структурной единицей учебной деятельности, содержащей ее полный
замкнутый цикл
наличие у детей познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться) и конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выяснить, освоить);
выполнение учениками определенных действий для приобретения недостающих знаний;
выявление и освоение учащимися способа действия, позволяющего осознанно применять приобретённые знания;
формирование у школьников умения контролировать свои действия (как после их завершения, так и по ходу);
включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач.
Слайд 6Типология учебных ситуаций
• ситуация-проблема — прототип реальной проблемы, которая требует оперативного решения
(с помощью подобной ситуации можно вырабатывать умения по поиску оптимального решения);
• ситуация-иллюстрация — прототип реальной ситуации, которая включается в качестве факта в лекционный материал (визуальная образная ситуация, представленная средствами ИКТ, вырабатывает умение визуализировать информацию для нахождения более простого способа её решения);
• ситуация-оценка — прототип реальной ситуации с готовым предполагаемым решением, которое следует оценить, и предложить своё адекватное решение;
• ситуация-тренинг — прототип стандартной или другой ситуации (тренинг возможно проводить как по описанию ситуации, так и по её решению).
Слайд 7Виды учебных ситуаций
Учебная ситуация целеполагания
Учебная ситуация планирования
Проблемная ситуация и ее решение
Учебная
ситуация моделирования
Учебная ситуация наблюдения
Учебная ситуация обучения самоконтролю и самооценке
Учебная ситуация рефлексии
Учебная ситуация формирования ценностного отношения к событиям, явлениям
Слайд 8Таким образом, учебная ситуация – маленький, но целостный фрагмент урока. Учебные
ситуации могут быть проблемные и нейтральные.
Так, например, учебная ситуация целеполагания может быть проблемной, если постановка цели идет через анализ противоречий и выявление проблемы, и может быть нейтральной, если ученики, работая с информацией учебника, выясняют тему урока, анализируют содержание страниц учебника, определяют цель.
Слайд 9Конструирование учебной ситуации:
выявление субъектного опыта учащихся и работа с ним на
уроке;
разработка содержания учебной программы в виде специального дидактического материала;
применение диалога как особой образовательной среды, обеспечивающей субъектно-смысловое общение, рефлексию, самореализацию ученика на уроке
Слайд 10
Проектируя учебные ситуации, необходимо иметь в виду, что они должны строиться
с учётом:
– возраста ребёнка,
– специфики учебного предмета,
– уровня сформированности учебных действий учащихся,
- включения содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач.
Слайд 11Способы перевода учебной задачи в учебную ситуацию
продумать содержание учебной задачи,
продумать
и ее «аранжировку» – поставить эту задачу в такие условия, чтобы они толкали, провоцировали детей на активное действие, создавали мотивацию учения, причем не вы-нуждения, а по-буждения
Слайд 12Учебная задача
Мотивация
Учебная ситуация
Слайд 13Поставить учебную задачу можно через различные учебные ситуации:
- ситуация неожиданности,
- ситуация
-проблема,
- ситуация несоответствия,
- ситуация неопределённости,
- ситуация выбора,
- ситуация предложения,
- ситуация-иллюстрация,
- ситуация-оценка,
- ситуация-тренинг,
- ситуация рефлексии,
- ситуация планирования.
Слайд 14Учебная задача и проблемная ситуация
Учебная задача и проблемная ситуация предполагает наличие
проблемы, т. е. соотношения нового и известного, учебно-познавательной потребности обучающегося и его способности и возможности решать эту задачу
Слайд 15Проблемная ситуация в учебно-воспитательном процессе создается постановкой перед обучаемыми учебно-познавательной задачи,
требующей для своего решения мобилизации личных знаний, приведения в состояние повышенной активности мыслительных способностей. Она разрешается учащимися самостоятельно или с помощью педагога.
Главная функция проблемной ситуации состоит в том, чтобы обеспечить наиболее глубокое овладение учебным материалом в условиях повышенной трудности, вовлечение умственных сил учащихся в состояние деятельности.
Слайд 16Проблемно-поисковый подход
создание проблемных ситуаций
выдвижение предположений
поиск доказательств
формулирование выводов
сопоставление результатов
с эталоном.
Слайд 17Ситуация – проблема
прототип реальной проблемы, которая требует оперативного решения (с помощью
подобной ситуации можно вырабатывать умения по поиску оптимального решения)
На вводном уроке в теме ТЭД через «неудавшийся экспеимент» формулируем все проблемные вопросы, которые в последствии определяют темы уроков.
Слайд 18Ситуация - иллюстрация
Фрагмент фильма «Неуловимые мстители.»
прототип реальной ситуации, которая включается в
качестве факта в лекционный материал (визуальная образная ситуация, представленная рисунком, фотографией, иллюстрацией, видео или презентацией вырабатывает умение находить более простой способ решения учебной задачи).
Слайд 19Переориентация детского мышления с результатов на способы действия возможна лишь в
процессе решения учебных задач. Но что значит поставить перед учеником задачу? Её недостаточно просто выдвинуть – задача, сформулированная учителем, должна быть принята учеником, т. е. стать его собственной задачей. Вопрос, на который предстоит ответить на уроке, должен стать собственным вопросом ученика, иначе он получит от учителя ответ на незаданный, не интересующий его вопрос и распорядится этим ответом так, как любой человек распоряжается случайной информацией, которую он сам не искал, не запрашивал: может быть, заинтересуется, а может быть, “пропустит мимо ушей”.
Слайд 20Подводящий диалог
Этот метод постановки учебной проблемы не требует создания проблемной ситуации.
Он представляет собой цепочку вопросов и заданий, которые подводят учащихся к формулированию темы урока. Этот метод можно использовать при введении новых понятий, которые в какой-то степени могут быть знакомы детям из повседневной жизни
Слайд 21Сообщение темы с мотивирующим приемом
Этот метод постановки учебной проблемы состоит в
том, что учитель сам сообщает тему урока, стремясь вызвать интерес учащихся к ней:
«яркое пятно», который состоит в сообщении детям интересного материала, связанного с темой урока. В качестве «яркого пятна» могут быть использованы стихи, сказки, загадки, исторический материал и др.
«актуальность»- связан с пониманием практической значимости знаний, возможностью использовать приобретенные знания в жизни