Презентация, доклад по химии Ковалентная полярная связь.Донорно-акцепторный механизм образования ковалентной связи (10 класс)

Содержание

1.Объяснять на конкретных примерах механизмы образования ковалентной связи.2.Определять механизм образования донорно-акцепторной связи.3.Объяснять формирование иона аммония в растворе аммиака и в его соединениях. 4.Объяснять взаимосвязь между свойствами веществ, строением молекулы и типом кристаллической решетки.5.Приводить примеры веществ с

Слайд 1
10 класс
Бозаджи Н.М.
учитель химии
высшей категории
Донорно-акцепторный механизм образования ковалентной

связи. Свойства веществ с ковалентной связью. Кристаллические решетки.
10 класс Бозаджи Н.М.учитель химии высшей категории   Донорно-акцепторный механизм образования ковалентной связи. Свойства веществ с

Слайд 21.Объяснять на конкретных примерах механизмы
образования ковалентной связи.
2.Определять механизм образования донорно-акцепторной

связи.
3.Объяснять формирование иона аммония в растворе аммиака и в его соединениях.
4.Объяснять взаимосвязь между свойствами веществ,
строением молекулы и типом кристаллической решетки.
5.Приводить примеры веществ с различными типами кристаллических решеток и определять в них тип связи.
6. Определять взаимосвязь между типом видом связи, типом кристаллической решетки и свойствами вещества.
7.Осуществлять рефлексию своей деятельности.


В результате изучения темы, вы будете способны:

1.Объяснять на конкретных примерах механизмы образования ковалентной связи.2.Определять механизм образования донорно-акцепторной связи.3.Объяснять формирование иона аммония в растворе

Слайд 3«Вопрос о природе химической связи
– сердце всей химии»


Брайк Кроунфорд-мл.
«Вопрос о природе химической связи – сердце всей химии»

Слайд 4«Природа производит все из основ, незначительных по величине, но мощных по

своему качеству. Да умилосердится Бог над нашим веком и откроет у кого-либо мысленные очи, чтобы тот правильно понял связи вещей и сообщил это другим».
Я.А. Каменский (Великая дидактика
гл.XVII. Основоположение III).
«Природа производит все из основ, незначительных по величине, но мощных по своему качеству. Да умилосердится Бог над

Слайд 51.Определить тип химической связи
H2S ; NH3; H2 ; K2O; Al2S3; N2;

P2O5;
Na2SO4; SO3; CH4; KBr;
2.Какая связь образуется между элементами с №1 и №9; №11 и№16
3. Какая молекула более полярна
НF – HCl - HBr – H I

Задание 1. Повторяем с контролем

1.Определить тип химической связиH2S ; NH3; H2 ; K2O; Al2S3; N2; P2O5; Na2SO4; SO3; CH4; KBr; 2.Какая

Слайд 6Прочность связи обычно уменьшается с увеличением ее длины

Прочность связи обычно уменьшается с увеличением ее длины

Слайд 73.В каких молекулах длина связи больше?
1) H2O

2) H2S 3) H2Se
Какая молекула прочнее?


Задание 1. Повторяем с контролем

3.В каких молекулах длина связи больше? 1) H2O      2) H2S

Слайд 8Итак…
1. Если взаимодействует металл с неметаллом – образуется ионная связь (

Na+Cl-, Ca+2F-2)
2. При взаимодействии атомов одного и того же неметалла образуется
ковалентная неполярная связь (H2, Cl2, N2, O2)
3. При взаимодействии атомов разных неметаллов образуется ковалентная полярная связь
(HCl, H2O, CH4)


Примеры?

Какая связь?

Какая связь?

Какая связь?

Примеры?

Примеры?

Задание 2. Экспресс -опрос



Итак…1. Если взаимодействует металл с неметаллом – образуется ионная связь ( Na+Cl-, Ca+2F-2)2. При взаимодействии атомов одного

Слайд 94.Дополни предложение: «Ковалентная химическая связь образуется за счет ……………. .
По числу

общих электронных пар она бывает …………., ………… и ……….. . По электроотрицательности элементов ковалентную связь делят на ……………….. и …………………..».
5. Найдите черты сходства и различия у ковалентной полярной и неполярной связи.


Задание 2. Экспрес-опрос

4.Дополни предложение: «Ковалентная химическая связь образуется за счет ……………. .	По числу общих электронных пар она бывает ………….,

Слайд 10Задание 3. Показать механизм
образования химической
связи в молекуле NH4CL
NH3 +HCl

=NH4 + CL-

1.Напишите уравнение реакции
образования хлорида аммония

NH4 +

NH3

H

Задание 3. Показать механизм образования химической связи в молекуле NH4CLNH3 +HCl =NH4 + CL-1.Напишите уравнение реакции образования

Слайд 11Рассмотрим состав вещества
+7N ) )
2 5
2s2
2p3
электронная формула
2s2
1s2
1s2
2p3
валентные

возможности

III,

V

+1H )
1


1s1

1s1

I

неметалл

неметалл


???Сколько атомов может присоединить к себе азот

Рассмотрим состав вещества+7N ) )   2  52s22p3электронная формула2s21s21s22p3валентные возможностиIII,V+1H )    1

Слайд 12
109028’
:N + H :N:Н
Н
Н
Н
:
:
Н






107,30

⋅⋅
Форма молекулы

NH3
– пирамидальная.

Н

:

:

Н


Азот с водородом
образует
3 ковалентные
связи по
обменному
механизму

109028’:N + H       :N:НННН::Н⋅⋅⋅⋅⋅⋅107,30⋅⋅Форма молекулы NH3 – пирамидальная.Н::НАзот с водородом образует

Слайд 13Связи N-H полярные, общие электронные пары смещены
в сторону атома азота

как атома
с большей ЭО.
ЭО (Н)=2,1
ЭО (N)=3,5.
Молекула полярная.

Азот с
водородом
образует
3 ковалентные
связи по
обменному
механизму

Связи N-H полярные, общие электронные пары смещены в сторону атома азота как атома с большей ЭО. ЭО

Слайд 14H
N
H
H
••
Есть возможность образовать
донорно – акцепторную связь
N
H
H
H
••
+ H+

N
H
H
H
••
H


+
АКЦЕПТОР
ДОНОР

Задание 4.

Может ли азот аммиака присоединить к себе атомы других элементов?



HNHH••Есть возможность образовать донорно – акцепторную связьNHHH••+ H+NHHH•• H+ АКЦЕПТОРДОНОРЗадание 4. Может ли азот аммиака присоединить к

Слайд 15это механизм образования химической связи за счет неподеленной электронной пары одного

атома и свободной орбитали другого атома.
Атом, обдающий электроны для образования химической связи, называется донором. Атом, предоставляющий орбиталь для образования химической связи, называется акцептором.
А: + □ В → А+ В-
донор акцептор

Донорно-акцепторный механизм

это механизм образования химической связи за счет неподеленной электронной пары одного атома и свободной орбитали другого атома.Атом,

Слайд 16Задание 5. Показать механизм образования хлорида аммония по донорно-акцепторному механизму:
NH3 +

HCl→NH4Cl
H +
. . . .
H : N : H + Hδ+Clδ-↔ Н : N : H Cl-
. . . .
Н Н
донор акцептор ион аммония хлорид ион
Задание 5. Показать механизм образования хлорида аммония по донорно-акцепторному механизму:NH3 + HCl→NH4Cl

Слайд 17Задание 6. Показать механизм образования гидроксида аммония по донорно-акцепторному механизму:
NH3 +

HOH→NH4OH
H +
. . . .
H : N : H + Hδ+OHδ-↔ Н : N : H OH-
. . . .
Н Н
донор акцептор ион аммония гидроксид ион
Задание 6. Показать механизм образования гидроксида аммония по донорно-акцепторному механизму:NH3 + HOH→NH4OH

Слайд 18II.Взаимосвязь между
свойствами веществ,
строением молекулы
и типом
кристаллической решетки

II.Взаимосвязь между свойствами веществ, строением молекулы и типом кристаллической решетки

Слайд 19Кристаллические решётки веществ- это упорядоченное расположение частиц (атомов, молекул, ионов) в

строго определённых точках пространства. Точки размещения частиц называют узлами кристаллической решётки.
Кристаллические решётки веществ- это упорядоченное расположение частиц (атомов, молекул, ионов) в строго определённых точках пространства. Точки размещения

Слайд 20Любое химическое вещество образованно большим числом одинаковых частиц, которые связаны между

собою.При низких t, когда тепловое движение затруднено, частицы строго ориентируются в пространстве и образуют кристаллическую решётку.
Если мысленно соединить точки пространства, в которых расположены частицы вещества, то получится пространственный каркас, который и называют кристаллической решеткой. Французский ученый и морской офицер Огюст Браве (1811-1863) впервые представил кристалл в виде решетки, в пересечении прутьев которой размещаются слагающие ее частицы. Точки пространства, в которых находятся частицы вещества, называют узлами , а между ними- межузловое пространство.
Любое химическое вещество образованно большим числом одинаковых частиц, которые связаны между собою.При низких t, когда тепловое движение

Слайд 21Оценка собственного продвижения.

Оценка собственного продвижения.

Слайд 22Типы кристаллических решеток
Ионные

Атомные

Молекулярные

Металлические

Типы кристаллических решетокИонныеАтомныеМолекулярныеМеталлические

Слайд 23Характеристика
У веществ с молекулярным строением в узлах кристаллической решетки находятся молекулы

с прочными ковалентными связями между атомами. В то же время отдельные молекулы взаимосвязаны гораздо слабее, что делает молекулярный кристалл довольно непрочным.

Молекулярная кристаллическая решетка

ХарактеристикаУ веществ с молекулярным строением в узлах кристаллической решетки находятся молекулы с прочными ковалентными связями между атомами.

Слайд 24Можно уподобить эту структуру группе семейных пар. В каждой паре супругов

связывают прочные узы брака (подобно прочной связи атомов внутри молекулы), а вот отношения между парами носят поверхностный характер: они могут дружить семьями, испытывать дружеские чувства, но довольно свободно могут обойтись и друг без друга.

Аналогия

Можно уподобить эту структуру группе семейных пар. В каждой паре супругов связывают прочные узы брака (подобно прочной

Слайд 25Ионная кристаллическая решетка
Характеристика
У веществ с ионной решеткой в узлах расположены разноименно

заряженные ионы, удерживаемые силами электростатич. притяжения.
Ионная кристаллическая решеткаХарактеристикаУ веществ с ионной решеткой в узлах расположены разноименно заряженные ионы, удерживаемые силами электростатич. притяжения.

Слайд 26Уподобим эту структуру группе расположенных в шахматном порядке мужчин и женщин.

Пусть мужчины символизируют катионы, а женщины - анионы. Тогда каждый человек оказывается в зоне действия обаяния окружающих его представителей противоположного пола, к которым он (она) в силу закона притяжения противоположностей испытывает интерес. Интерес этот одинаково выражен во всех направлениях, поскольку на рисунке - холостые мужчины и незамужние женщины. Этим и объясняется повышенная прочность ионного кристалла.

Аналогия

Уподобим эту структуру группе расположенных в шахматном порядке мужчин и женщин. Пусть мужчины символизируют катионы, а женщины

Слайд 27Характеристика
В узлах атомной КР находятся атомы, связанные прочными ков. связями в

протяженную пространственную сеть. В этом случае структура отличается таким внутренним единством, что можно сказать, что весь кристалл представляет одну молекулу.

Атомная кристаллическая решетка

ХарактеристикаВ узлах атомной КР находятся атомы, связанные прочными ков. связями в протяженную пространственную сеть. В этом случае

Слайд 28Каждый гимнаст на ней символизирует атом углерода, связанный четырьмя ков. связями

с соседними атомами. Целостность структуры под-держивается исключительно благодаря усилиям каждого из гимнастов. Таким образом, за-висимость людей друг от друга в этой ситуации больше, чем на любом из предыдущих рисунков (это и является аналогией повышенной прочности атомного кристалла). Пирамида демонстрирует также высокую взаимосвязанность узлов атомной кристаллической решетки: стоит одному из гимнастов ослабить только одну связку, и вся структура может рухнуть.

Аналогия

Каждый гимнаст на ней символизирует атом углерода, связанный четырьмя ков. связями с соседними атомами. Целостность структуры под-держивается

Слайд 29Характеристика
Этим типом кристаллической решетки обладают металлы с металлической химической связью.
Металлическая

кристаллическая решетка
ХарактеристикаЭтим типом кристаллической решетки обладают металлы с металлической химической связью. Металлическая  кристаллическая решетка

Слайд 30Для иллюстрации строения Ме в твердом состоянии найдена особенно экстрова-гантная аналогия.

Группа мужчин изображает катионы Ме (узлы Ме крист-кой решетки). Все пространство между ними заполнено летающими пчелами (это, понятно, свободные электроны). Рисунок убедительно иллюстрирует силы, удерживающие одноименно заряженные катионы в узлах решетки

Аналогия

Для иллюстрации строения Ме в твердом состоянии найдена особенно экстрова-гантная аналогия. Группа мужчин изображает катионы Ме (узлы

Слайд 31Взаимосвязь между положением элемента в ПСХЭ и кристаллической решёткой его соответствующего

простого вещества
Взаимосвязь между положением элемента в ПСХЭ и кристаллической решёткой его соответствующего простого вещества

Слайд 32Взаимосвязь между типом видом связи,
типом кристаллической решетки и свойствами вещества

Взаимосвязь между типом видом связи, типом кристаллической решетки и свойствами вещества

Слайд 33сегодня я узнал…
2. было трудно…
3. я понял, что…
4. теперь я

могу…
5. я приобрел….
6. я научился…
7. я приобрел…
8. я научился…
9. у меня получилось …

Какова цель нашего урока?
Достигли ли мы цели?
Что представляло наибольшую трудность?

Рефлексия

сегодня я узнал… 2. было трудно…3. я понял, что…4. теперь я могу…5. я приобрел…. 6. я научился…7.

Слайд 34
Разобрать конспект.
Выучить параграф: § 3.4;3.2.2
Выполнить задания:
упр. стр.77 работаем вместе(0);
упр. стр.77

1,2,3,упр.4*





Домашнее задание

Разобрать конспект.Выучить  параграф: § 3.4;3.2.2Выполнить задания:упр. стр.77 работаем вместе(0);упр. стр.77 1,2,3,упр.4*   Домашнее задание

Слайд 35 

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!
               СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть