Слайд 1ХИМИЯ –ФРОНТУ
Учитель Митягина И.А.
2012-2013 у.г.
Слайд 5Чтец 1
Чтец 1. Тот самый длинный день в году
С его
безоблачной погодой
Нам выдал общую беду
На всех на все четыре года.
Она такой вдавила след
И стольких наземь положила,
Что двадцать лет и тридцать лет Живым не верилось, что живы.
К. Симонов
Чтец 2.
У каждого была своя война,
Свой путь вперёд, свои участки боя,
И каждый был во всём самим собою,
И только цель у всех была одна.
М. Алигер
Слайд 6Сергей Васильевич Кафтанов
Научно-технический совет по координации и усилению научных исследований
в области химии для нужд обороны возглавил председатель Всесоюзного комитета по делам высшей школы профессор С. В. Кафтанов, а его помощником стал профессор С. А. Балезин.
Слайд 7
.Ко всему народу, и прежде всего к учёным, обратился академик Е.
А. Ферсман- «В решающей схватке подымите недра против врага! Пусть горы металлов, цемента, взрывчатых веществ вырастут в тот девятый вал, мощной силой которого будет повержена фашистская лавина».
Слайд 8Чтец З
Шла война великая, шла война кровавая
Тысяча четыреста восемнадцать дней...
Нас война отметила метиной особою,
В жизни нет и не было ничего трудней.
Стали поколению наивысшей пробою
Тысяча четыреста восемнадцать дней.
Сколько горя вынесло наше поколение,
Каждый день теряли мы боевых друзей...
Нами было сделано всё во имя Родины,
И ещё послужим мы Родине своей,
Всё теперь под силу нам, если нами пройдены
Тысяча четыреста восемнадцать дней. '
А. Николаев
Слайд 9Учащийся 1.
В зоне эвакуации быстро шло строительство химических
заводов. И уже в 1943 г. для военных нужд было выпущено химических продуктов больше, чей в довоенное время. Продукция химической промышленности была нужна повсеместна не хватало обмундирования, продовольствия,
Слайд 14Учащийся 2.
Жесточайший удар был нанесён по Военно-морскому флоту, поскольку враги хорошо
понимали его значение. И первое, с чем столкнулся наш флот, — это новые электромагнитные мины.
опыт
Слайд 15Учащийся 3.
Для защиты флота от торпед и бомб, привязанных к акулам,
восспользовались очень простым способом, подсказанным Э. Хемингуэем: акулы не переносят сульфит меди(II) и, за версту почуяв приманку, обра- ботанную раствором медного купороса, удаляются подальше от этого места.
Для изготовления корпусов подводных лодок и огнестрельных орудий использовали стали с добавкой хрома.
Слайд 17Учащийся 4
В годы войны были усовершенствованы старые и созданы новые артиллерийские
установки, в последствии названные «катюшами». Новые установки были малогабаритными и монтировались на автомобилях. Кроме того, для их производства уже не нужна была дорогая высококачественна сталь. Укомплектованная этими установками отдельная экспериментальная батареи реактивной артиллерии под командованием капитана И. А Флёрова получила боевое крещение…
Слайд 20Учащийся 7.
Благодаря исследованиям таких учёных, как профессор А. И. Макаревский, С.
Н. Шишкин, А. К. Мартынов, были спроектированы надёжные лёгкие самолёты, отличающиеся большой скоростью и высо- той полёта. В военные годы были созданы истребитель высокого класса Ла-3 (конструктор С. А. Лавочкин), Ла-5, Ла-7, обладающие высокой огневой мощью, Як-3 (конструктор А. С. Яковлев), штурмовик Ил-2 (С. В. Ильюшин), Ту-2 (А. Н. Туполев).
За время войны скорость истребителей возросла на 25%, дальность полёта — на 300%, скороподъёмность — на 200%.
Слайд 21Учащийся 8
Для производства новых типов самолётов нужны были лёгкие нержавеющие жаропрочные
стали. А для их производства необходимо было быстро освоить новые месторождения: олова — на Дальнем Востоке, вольфрама — в Средней Азии, медного колчедана — на Урале.
Руководил этой работой академик А Е. Ферсман. За годы войны были открыты новые месторождения огнеупоров, глин, каолинов, графитов, алюминиевых, кобальтовых, ниобиевых руд.
Слайд 23Учащийся 10.
Во время ночных полётов для освещения целей бомбардировщики сбрасывали на
парашютах осветительные ракеты, в состав которых входили магний и запал из угля, хлората калия и солей кальция. При запуске такой ракеты запал горел красивым ярким пламенем, а по мере снижения освещал объект белым светом.
При отражении налётов авиации на Гамбург «операторы» немецких радаров обнаружили на экранах непонятные помехи, которые мешали распознавать самолеты. Помехи вызывали алюминиевые ленты, сбрасываемые с самолётов. При налётах на Германию было сброшено около 20 000 т алюминиевой фольги.
Ночью вражеских пилотов ослепляли специальными составами, содержащими соли щёлочно-земельных металлов, окрашивающих пламя в яркие цвета.
Слайд 24Учащийся 11
Важно было не только получить сплавы, построить самолёты, машины, танки
и прочую технику, но и продлить ей жизнь, защитить от коррозии.
Профессор С. А. Балезин разработал промышленный ингибитор коррозии уникод, позволивший сохранить тысячи единиц военной техники. Ингибитор замедляет процесс, а катализатор, наоборот, ускоряет его. Действие катализатора можно увидеть на следующем опыте.
Слайд 25Учащийся 13.
Под руководством Л. К. Лепинь были изготовлень сотни килограммов силикагеля,
применяемого для обесцвечивания и очистки керосина, масел, для поглощения водяных паров.
Большое значение имели работы советских учёных В. К. Матвеева, В. В. Голубева, И. Н. Назарова, П. П. Кобеко и других в области создания синтетических полимеров. Они разработали синтетические смолы для получения лаков и эмалей, используемых для покрытия самолётов, карбинольный клей, заменяющий механические виды креплений, полимеры, не уступающие импортному полиэтилену
Слайд 27Учащийся 14.
Учёные Московского химико-технологического института организовали мастерские по изготовлению составов для
зажигательных бутылок и спичек особого назначения.
Для создания дешёвых взрывчатых веществ (оксиликвитов) требовался жидкий кислород.
опыт
Слайд 33Чтец 5.
Я говорю с тобой под свист снарядов,
Угрюмым заревом озарена.
Я говорю
с тобой из Ленинграда,
Страна моя, печальная страна...
Над Ленинградом смертная угроза.
Бессонны ночи, тяжек день любой...
Но мы забыли, что такое слёзы,
Что называлось страхом и мольбой.
О. Бергголь
Слайд 34Учащийся 15.
Единственная связь города
со страной — это Дорога жизни, проложенная
по льду
Ладожского озера.
Странные явления наблюдались на этой
трассе: когда грузовики ехали в Ленинград,
максимально гружённые боеприпасами, лёд выдерживал, а на обратном пути машины с больными и ранеными часто проваливались под лёд. Изучением этого необъяснимого явления занялся П. П. Кобеко. Он создал прибор «прогибограф», с помощью которого удалось установить, что степень деформации льда зависит от скорости движения транспорта.
Слайд 38Учащийся 16.
Учащийся 16. Группа профессора М. М. Ильина из сибирской пихты
изготовила бальзам для заживления ран. М. Ф. Шостаков-ский на основе виниловых эфиров получил бальзам винилин, спасавший от ожогов, обморожений, осложнений при огнестрельных ранениях, ныне этот препарат известен под названием «бальзам Шостаковского». Были созданы также препараты для борьбы с инфекционными заболеваниями. Н. Н. Мельников организовал производство дуста на основе дифениламина для борьбы со вшами -разносчиками сыпного тифа.
Ленинградские учёные изготовили пасту для лечения обморожений, ожогов, огнестрельных ран. В МГУ была разработана технология производства тромбина — препарата для ускорения свёртывания крови.
Слайд 39Учащийся 17
Доцент Московского химико-технологического института М. А. Матвеев разработал новый способ
приготовления зубного цемента и медицинского гипса из местного сырья. В этом же институте на кафедре технологии стекла в военные годы было получено нейтральное стекло для хранения консервированной крови и специальных сывороток.
В Ивановском химико-технологическом институте под руководством доцента Ц. Г. Райхинштейн было налажено производство особо чистой глюкозы.
Учёные успешно работали над созданием индивидуальных средств защиты военных и гражданского населения. Так, для защиты от химического оружия необходимы защитные костюмы, средства защиты кожи, противогазы. Действие противогаза основано на способности угля поглощать газы и жидкости
Слайд 40Чтец 6.
Кто про химика сказал: «Мало воевал», Кто сказал: «Он маловато
крови проливал»? Я в свидетели зову химиков-друзей, —
Тех, кто смело бил врага до последних дней, Тех, кто с армией родной шёл в одном строю, Тех, кто грудью защитил Родину мою. Сколько пройдено дорог, фронтовых путей
Сколько полегло на них молодых парней... Не померкнет никогда память о войне. Слава химикам живым! Павшим — честь вдвойне!
Слайд 41Литература:
Журнал химия 2010 №8
Андросова В. Г., Лазыкина Л. Г. Во имя
Победы // Химия в школе. — 198Байкова В. М. Учёные-химики в Великой Отечествен- ■ ной войне //Химия в школе. — 1985. — № 2. — С. 77-78.
Баранова Ж. Г., Волков В. А., Кузнецов В. И., Омаров Ш. М., Полищук В. Р. Советские учёные-химики | в период Великой Отечественной войны // Химия в школе.-1985. -№1.-С. 6-13.
Дунаева И. А. Патриотический альманах «Учёные ~М фронту» //Химия в школе. — 2009. — № 3. — С. 69-75
Казаков А. Ф., Макареня А. А. Трудовой подвиг1 учёных-химиков в годы Великой Отечественной войны /ж Химия в школе. - 1985. - № 2. - С. 21-24.
Крутецкий А. Е. 40 лет Победы советского народа в Великой Отечественной войне и вклад советских химиков | в эту Победу // Журнал ВХО им. Д. И. Менделеева, -^т 1985. - Т. 30. - № 2. - С. 564-568.
Кузнецов В. И., Волков В. А. Советские учёные-?! химики в период Великой Отечественной войны // Химия! в школе. — 1984. — № 6. — С. 6-11.
Левшин Б. В. Советская наука в годы Великой ОтечеЛ ственной войны. — М.: Наука, 1983.
Панов П. Экономика СССР в годы Великой Отечё-1 ственной войны // Политическое самообразование. -1984.--№8.-С. 50-58.