Слайд 1«Горизонтальный» способ решения расчётных задач
по химии
Мелеховец Светлана Сергеевна,
учитель-методист, учитель химии
ГУО «Лицей №1 имени
А.С. Пушкина г. Бреста»
Слайд 2«Предмет нашей законной гордости – большой объём фактических знаний – в
изменившемся мире практически потерял свою ценность, поскольку любая информация стала легкодоступной, а объём её быстро растёт. Необходимыми становятся не сами знания, а знания о том, как их применять. Но ещё важнее знание о том, как информацию добывать и интегрировать или создавать новую. И то, и другое, и третье – результаты деятельности, а деятельность – это решение задач»
В.В. Гузеев
Слайд 4 Научиться решать задачи,
значит научиться
- думать
- анализировать
- размышлять
- рассуждать
- мыслить логически
- считать
- представлять
- сопоставлять
- ставить цели
- мыслить образно
- выделять главное и несущественное
- планировать деятельность
- делать выводы и т.д.
Слайд 5В процессе решения задач:
формируется научное
мировоззрение
реализуется связь теории
с практикой
формируются
рациональные
приёмы мышления
- реализуются межпредметные связи
происходит закрепление полученной на уроке информации, более прочное усвоение учебного материала, осознание и запоминание фактов, теорий и законов, правил, химических формул и уравнений
воспитывается трудолюбие, ответственность, целеустремлённость и другие важные качества и т.д.
И всё это – в действии!
Слайд 6
В придании старым мыслям новой формы состоит всё
искусство и всё творчество.
А.Франс
Слайд 7«Как решать задачи?» - однозначного ответа дать нельзя!
Существует множество методов, способов
и приемов решения задач. Одну и ту же задачу разные люди и даже один и тот же человек могут решать по-разному. Однако логика решения по сути своей одинакова у всех, отличаются способы и формы ее проявления.
Умение решать задачи,
есть искусство,
приобретающееся
практикой.
Д. Пойма
Слайд 8Хорошее решение –
результат опыта.
А опыт - результат
плохих решений.
Уолтер
Ристон
Сложные задачи — понятие объективное, подразумевает большое число элементов теоретических знаний по разным темам курса химии, определенного перечня мыслительных операций и практических навыков решения задач разных типов
Трудные задачи — понятие субъективное. Имеются в виду задачи, требующие творческого подхода, неожиданных решений, умственных действий. Для учеников со слабой обучаемостью трудной задачей может оказаться и сравнительно простая задача
Слайд 9Порядок больше всего помогает
ясному усвоению
Цицерон
АНАЛИТИЧЕСКИЙ
(от искомой величины к известным данным)
Этот метод составления плана решения задачи представляет собой ряд связанных между собой и вытекающих один из другого выводов и поэтому при его использовании учащиеся допускают меньше ошибок логического характера.
СПОСОБЫ ЛОГИЧЕСКИХ РАССУЖДЕНИЙ
СИНТЕТИЧЕСКИЙ
(от известных данных к искомой величине)
Главный недостаток: первые шаги при решении задачи (выбор данных для простой задачи) не всегда сразу приводят к искомому результату. Ошибки: в сравнении и выборе данных; в составлении плана решения.
Слайд 10
Чтение условия задачи
Составление формул, уравнений реакций
Запись данных из условия и
вспомогательных величин
Решение,
расчёты
Анализ
решения
Выбор
способа
решения
Актуализация знаний
Анализ условия задачи
Ответ
Математи-ческая часть задачи
Химическая часть
задачи
Текст
задачи
Слайд 11Решение любой задачи сводится к верной расстановке чисел.
Георгий Александров
Процесс
решения задачи будет осуществляться быстро, если понято её условие. Понять задачу — значит разобраться в том, что дано и что нужно найти, предопределить ход её решения, установить какие формулы и справочные данные необходимы.
Величины следует обозначать соответствующими буквами, помнить о единицах измерения величин и привести их в соответствие друг с другом.
Результат напрямую зависит от того, насколько правильно записано условие задачи. Запись условия задачи должна быть понятной, удобной, компактной и наглядной. Такой, чтобы при необходимости быстро вернуться к исходным данным, восстановить ход решения задачи, проверить расчёты и логику решения.
Слайд 12
В основе системного подхода к решению задач должны лежать принципы
иерархии – последовательность выполнения расчётов и декомпозиции – разделение схемы решения на отдельные фрагменты.
Решение должно начинаться с записи формулы для расчёта искомой величины.
Затем решение разбивается на фрагменты, в каждом из которых последовательно находят величины, необходимые для ответа на главный вопрос
Слайд 13
Основной источник ошибок при решении задач – затруднение в выборе
схемы (алгоритма) решения задачи, что в свою очередь обусловлено отсутствием ясной видимой связи между условием и целью расчётов.
В условиях большинства задач задана программа их решения, так как между искомой величиной и известным значением данной величиы существует определённая связь. И решение задачи сводится к поиску этой связи.
Мы находим несколько решений одного и того же вопроса не столько потому, что наш ум очень плодовит, сколько потому, что он не слишком прозорлив и, вместо того чтобы остановиться на самом лучшем решении, представляет нам без разбора все возможности сразу.
Ларошфуко Ф.
Слайд 14 ВЫВОД ФОРМУЛ ВЕЩЕСТВ
Задача №15 §4 А.И. Врублевский «Тренажёр по химии»
При термическом
разложении массой 0,435 г выделился кислород и образовалось 0,382 г другого оксида марганца. Установите формулу полученного оксида.
Слайд 15
ХИМИЧЕСКОЕ РАВНОВЕСИЕ
Задача №412 с.52 В.Н.Хвалюк, В.И.Резяпкин. Сб-к задач по химии. 10
класс
В герметичный сосуд поместили углерод(II)-оксид и кислород. Через некоторое время в системе установилось равновесие. Известно, что исходные молярные концентрации газов равны соответственно 0,15 моль/дм3 и 0,15 моль/дм3, а равновесная молярная концентрация кислорода – 0,075 моль/дм3. Как изменилось давление в сосуде к моменту установления равновесия?
ГАЗОВЫЕ СМЕСИ
В смеси SO2 и SO3 на каждые 5 атомов серы приходится 12 атомов кислорода. Определите объёмную долю сернистого газа в смеси.
Слайд 17 ЗАДАЧИ НА ВЫВОД ФОРМУЛ
Задача №43 §4 А.И. Врублевский «Тренажёр по
химии»
В некоторой порции кристаллогидрата ацетата магния находится 9,632×1023 атомов углерода и 3,371×1024 атомов водорода. Установите формулу кристаллогидрата, найдите число атомов кислорода в этой порции.
Слайд 18ВЫВОД ФОРМУЛ ПО ПРОДУКТАМ СГОРАНИЯ
Задача №8 §5 А.И. Врублевский «Тренажёр по
химии»
При сгорании органического бромсодержащего вещества массой 1,88 г, получили 448 см3 (н.у.) СО2 и 0,36 г воды. Весь бром перевели в бромид серебра (), масса которого 3,76 г. Относительная плотность паров вещества по водороду 94. Установите молекулярную формулу вещества.
РЕАКЦИИ В ГАЗОВЫХ СМЕСЯХ
К 250 мл смеси NO и NO2 добавили 100 мл О2. После реакции общий объём смеси стал равен 300 мл. Определите состав исходной и конечной смеси в объёмных и массовых долях.
Слайд 20
ЗАДАЧИ НА СМЕСИ
ЦТ-2010, в-т 8, В10
В результате полного восстановления углеродом
твёрдого образца массой 210 г, содержащего только элементы Fe и O, получили смесь угарного и углекислого газа объёмом 56 дм3 (н.у.) с массовой долей кислорода 67%. Определите массу восстановленного железа.
Слайд 21
ЗАДАЧИ ПО УРАВНЕНИЯМ РЕАКЦИЙ
К раствору, содержащему 9,52 г хлорида
металла (II), прибавили избыток раствора нитрата серебра, выпало 17,22 г осадка. Установите металл.
Слайд 22
ЗАДАЧИ ПО УРАВНЕНИЯМ РЕАКЦИЙ
Какой объём водорода выделится при
взаимодействии
5 × 1023 атомов цинка с раствором, содержащим 64 г НCl.
Слайд 23
ЗАДАЧИ ПО УРАВНЕНИЯМ РЕАКЦИЙ
Сульфат меди (II) массой 35,00 г
реагирует с 35,00 г КОН. Найдите массу полученного гидроксида меди.
Слайд 24
РЕАКЦИИ В ГАЗОВЫХ СМЕСЯХ
ЦТ-2010, в-т 1, В5
Смешали 3 м3
пропина и избыток кислорода. Смесь подожгли. После окончания реакции объём газовой смеси составил 17 м3. Какой объём кислорода (м3) был добавлен к пропину? (Измерения объёмов производились при 250ºС и давлении 101,3 кПа)
Слайд 25
СМЕСИ
Найдите массовую долю формальдегида в формалине, в котором на
11 протонов приходится 9 нейтронов
Слайд 26 ЗАДАЧИ НА СМЕСИ
Смесь сульфита аммония и сульфата щелочного
металла общей массой 16,8 г обработали избытком водного раствора гидроксида бария при нагревании. Масса выделившегося газа в 9,88 раза меньше массы исходной смеси, а масса образовавшегося осадка в 2,033 раза больше массы исходной смеси. Установите какой металл входил в состав сульфата.
Слайд 27 ЗАДАЧИ НА СМЕСИ
2016
г, Вариант 1, В8
Для удобрения почвы на участке 1 м2 необходимо внести 1,86 г фосфора и 3 г азота. Рассчитайте массу (г) смеси, состоящей из аммофоса и аммиачной селитры, не содержащей примесей, которая потребуется для удобрения участка площади 70 м2. Массовая доля Р2О5 в аммофосе составляет 59,64%
Слайд 28 ЗАДАЧИ НА РАЗНИЦУ МАСС
2015 г,
Вариант 8, В8
Навеску смеси и массой 3 г растворили в воде и к полученному раствору добавили 51,0 г раствора нитрата серебра () с массовой долей 20%. Масса осадка оказалась равной 5,33 г. Вычислите массовую долю ионов натрия в исходной смеси.
Слайд 29 РЕАКЦИИ В РАСТВОРАХ
ЦТ
2014, вариант 3, В8
К раствору серной кислоты массой 220 г с массовой долей H2SO4 15% прибавили раствор иодида бария массой 80 г. При этом массовая доля серной кислоты в растворе уменьшилась до 9%. Рассчитайте массовую долю (%) BaI2 в добавленном растворе.
Слайд 30РЕАКЦИИ В РАСТВОРАХ (КРИСТАЛЛОГИДРАТЫ)
Кристаллогидрат карбоната натрия массой 5 г растворили в
74,56 г 7% соляной кислоты. Массовая доля хлороводорода в полученном после реакции растворе составила 5%. Определите формулу кристаллогидрата.
Слайд 31СМЕШИВАНИЕ РАСТВОРОВ
Смешали 142 см3 20% раствора гидроксида калия (ρ =
1,183 г/см3) и 436 г раствора гидроксида калия (ρ = 0,954 г/см3), содержащего 1,2 моль растворённого вещества. Полученный раствор упарили до массы 250 г.
Какова молярная концентрация и массовая доля гидроксида калия во втором растворе? Какова массовая доля гидроксида калия в растворе, полученном после смешивания до и после упаривания. Какая масса воды испарилась?
Слайд 32 ГАЗОВЫЕ СМЕСИ
О смеси алкана и алкина известно
следующее: а) при н.у. смесь занимает объём 13,44 дм3; б) в смеси на каждую молекулу алкана приходится две молекулы алкина; в) число атомов углерода в молекуле алкана в 2 раза больше, чем в молекуле алкина г) данная смесь содержит 7,4648×1024 электронов. Установите формулы углеводородов и найдите их объёмные и массовые доли в смеси. Какова молярная масса смеси?
Слайд 33 Задачи на «пластинку»
Железную пластинку массой 8 г поместили в 94,4 г
раствора с массовой долей сульфата меди 5%. Через некоторое время пластинку вынули. Массовая доля сульфата железа при этом стала в 2 раза больше массовой доли массовой доли сульфата меди. Найдите массу пластинки и массовые доли солей в растворе после реакции.
Слайд 34 РЕАКЦИИ В ГАЗОВЫХ СМЕСЯХ
ЦТ 2009, В-т 10, В10
Укажите массу воды
(г), образовавшейся в результате сжигания диметилового эфира в кислороде (избыток), если объём исходной реакционной смеси составлял 10 дм3 (н.у.), а после завершения реакции и приведения к исходным условиям он уменьшился в 1,497 раза.
Слайд 35РЕАКЦИИ В РАСТВОРАХ
В водном растворе массой 147 г с массовой долей
H2SO4 5% растворили SO3. На полную нейтрализацию полученного раствора затратили раствор щёлочи массой 480 г. В растворе после нейтрализации массовая доля Na2SO4 равна 10%. Укажите массу (г) растворённого SO3.
Слайд 36
СОСТАВЛЕНИЕ
МНОГОВАРИАНТНЫХ ЗАДАЧ
В каком объёме (массе) газа А содержится столько
же протонов (электронов), сколько их имеется в Х г (дм3) газа В?
Слайд 37
СОСТАВЛЕНИЕ
МНОГОВАРИАНТНЫХ ЗАДАЧ
Масса V дм3 газа А при н.у.
равна m г. Найдите молярную массу газа А и его плотность по газу В
Слайд 38
СОСТАВЛЕНИЕ
МНОГОВАРИАНТНЫХ ЗАДАЧ
Средняя скорость образования вещества А равна υ
моль/дм3·с. Какая масса вещества А образуется в сосуде объёмом V (дм3) через t с после начала реакции?
Слайд 39
СОСТАВЛЕНИЕ
МНОГОВАРИАНТНЫХ ЗАДАЧ
Массовые доли газа 1 и газа 2 в
смеси соответственно равны w1 и w2. Найдите объёмные доли газов 1 и 2 в смеси (и наоборот, даны объёмные доли, нужно найти массовые доли газов)
Слайд 40
Когда вам покажется, что цель недостижима, не изменяйте цель, измените
свой
план действий
Конфуций
Слайд 41Успех – не окончателен,
неудачи не фатальны: значение имеет лишь мужество
продолжать
Уинстон Черчилль
Слайд 42
Возможно всё. На невозможное просто требуется больше времени.
Д. Браун
Слайд 43Литература:
Аркавенко, Л.Н. Использование знакового алгоритма при решении задач по химии /
Л.Н. Аркавенко // Химия в школе –1993. – №5. – С. 54 –55.
Архангельская, О.В. Решение задач: чем проще, тем изящнее / О.В. Архангельская // Химия в школе –1998. – №4. – С. 46 – 49.
Архангельская, О.В., Тюльков, И.А. “Трудная задача? Начнём по порядку…” / О.В.Архангельская, И.А.Тюльков // Химия в школе – 2005, № 2 , с. 51-55
Ахметов, М.А. “Решение задач повышенной трудности с использованием таблиц / М.А.Ахметов // Химия в школе – 2005 № 4 с. 56-58
Белан, Н.А “Нарисуй задачу”/ Н.А. Белан // Химия в школе – 2006 № 2 с. 44-45
Беляев, Н.Н. О системном подходе к решению задач / Н.Н. Беляев // Химия в школе – 1998. – №4. – С. 46 – 49.
Бобков, А.В. К методике решения расчётных задач с использованием табличной формы записи / А.В. Бобков, А.Д. Михайлова // Химия в школе –1990. – №6. – С. 39 – 40.
Бондарь, Д.А.“Трудная задача? Начнём по порядку…” / Д.А. Бондарь, И.А.Тюльков // Химия в школе – 1999, № 1, с.31-33; № 2, с.55-57; 2000, № 5 , с.69-71
Врублевский, А.И. Тренажёр по химии / А.И. Врублевский – 2-е изд. – Минск : Красико-Принт, 2014.
Герещенко, И.И. Решение задач на растворы / И.И .Герещенко // Химия в школе –1994.–№5.–С. 47–48
Давыдов, В.Н. “Генеалогическое древо в обучении решению расчётных задач”/ В.Н. Давыдов // Химия в школе – 1999, № 5 , с. 43-46
Слайд 44
Литература:
Дьяченко, В.К. Организационная структура учебного процесса и ее развитие
/ Москва: Педагогика, 1989. – 159с.
Кананович, Ю.С. Решение задач с на смешивание и разбавление растворов / Ю.С. Кананович // Химия в школе – 1992. – № 3. – С. 35 – 39.
Новиков, Ю.Е. Применение опорных схем при решении расчётных задач / Ю.Е. Новиков, О.С. Заречнюк // Химия в школе – 1991. – №5. – С. 31– 33.
Новосёлов, А.В. “Учимся решать задачи на смеси органических веществ” / А.В.Новосёлов // Химия в школе – 2002, № 9 , с. 69-72
Прошлякова, Л.А. От закона к способу решения задачи / Л.А. Прошлякова // Химия в школе –1997. – №3. – С. 28 – 29.
Шабаршин, В.М. “Решение расчётных задач с использованием обобщающих таблиц” / В.М.Шабаршин // Химия в школе – 2002, № 6 , с. 52-54
Шамова, М.О. Решение задач связанных с образованием кристаллогидратов из растворов / М.О.Шамова // Химия в школе –1995. –№5. – С. 24 – 29.
Шамова, М.О. Учимся решать расчетные задачи по химии. / М.О. Шамова М. // Школьная пресса, 2003
Шишкин, Е.А. “Обобщения в процессе обучения решению задач”/ Е.А.Шишкин // Химия в школе – 2000, № 5 , с. 59-62
Яковлев, Ю.Б. Использование условия химической задачи как программы для её решения / Ю.Б.Яковлев // Химия в школе –1996. – №5. – С. 45 – 46.
Сборники заданий централизованного тестирования 2010-2017 год